Анализ использования технологии проектного обучения при изучении курса биологии 8 класса в школах городского округа Выкса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Кочеткова, У. Ю. Анализ использования технологии проектного обучения при изучении курса биологии 8 класса в школах городского округа Выкса / У. Ю. Кочеткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 295-303. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54258/ (дата обращения: 18.12.2024).



В условиях перехода к стандартам второго поколения особенно актуален поиск эффективных форм, методов работы школы, когда акцент делается на обучение через практику, самостоятельную деятельность ученика, таких форм и методов, которые формируют не просто умение, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности. Одним из путей в этом направлении, несомненно, может стать метод проектов, позволяющий раскрыть более полно творческие способности учащихся и показать им азы и основы научно- исследовательской деятельности, направленной на повышение их интеллектуального и культурного уровня. Среди различных инновационных технологий проектная деятельность имеет ряд преимуществ: позволяет ученику самостоятельно добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки. Таким образом в связи с переходом на ФГОС наиболее востребованной становится проектная деятельность учащихся при подготовке учебно-воспитательного процесса [1].

В условиях реализации данного перехода актуальным становится применение проектной деятельности в организации учащихся как одного из основных методов обучения. Поэтому организация проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 8 класса является актуальной.

С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике работы массовой школы нами было проведено анкетирование 30 учителей биологии 15 школ городского округа город Выкса по специально разработанной нами анкете (Приложение 1).

Анализ ответов на вопрос анкеты «Что Вы понимаете под «проектной деятельностью школьников?» показал, что под «проектной деятельностью» 40 % понимают совместную деятельность учителя и учащихся; 36,7 % понимают, как самостоятельную деятельность учащихся и 23,3 % как самостоятельную творческую деятельность.

Как видно из приведенных определений, учителя не совсем правильно понимают сущность проектной деятельности и определения формулируют с разной степенью значимости.

Таблица 1

Анализ ответов на вопрос анкеты «Что вы понимаете под проектной деятельностью школьников?»

Варианты ответов

Количество ответов

А) Совместную деятельность учителя и учащихся

12

Б) Самостоятельную деятельность учащихся

11

В) Самостоятельную творческую деятельность

7

Нас интересовало организуют ли учителя проектную деятельность с учащимися 8 класса. В результате чего выяснили, что все 100 % учителей организуют проектную деятельность.

Следующий вопрос анкеты ставил целью выяснить в каких формах организуется эта работа. Более наглядно ответы на данный вопрос представлены на рисунке 1.

Таблица 2

Анализ ответов на вопрос анкеты «В каких формах организуется проектная работа?»

Варианты ответов

Количество ответов

А) Урок

13

Б) Внеурочная деятельность

12

В) Внеклассная работа

5

Рис. 1. Анализ форм в которых организуется проектная деятельность (в процентах)

Мы хотели узнать, чем руководствуются учителя при отборе тем для организации проектной деятельности. 93,4 % опрошенных учителей ответили, что руководствуются личными интересами учащихся и 7 % учителей, которые занимаются проектной деятельностью ответили, что руководствуются личным интересом. Более наглядно ответы на интересующий нас вопрос представлены на рисунке 2.

Таблица 3

Анализ ответов на вопрос анкеты «Чем Вы руководствуетесь при отборе тем для организации проектной деятельности?»

Варианты ответов

Количество ответов

А) Личный интерес школьного учителя

2

Б) Личный интерес школьника

28

В) Заказ администрации школы

Г) Заказ администрации населенного пункта

Рис. 2. Информационные данные о мотивации и выборе тем для организации проектной деятельности (в процентах)

Кроме этого, мы хотели узнать испытывают ли учителя сложности при организации проектной деятельности. Более наглядно ответы на вопрос представлены на рисунке 3

Таблица 4

Анализ ответов на вопрос анкеты «Испытываете ли Вы сложности при организации проектной деятельности?»

Варианты ответов

Количество ответов

А) Да

18

Б) Нет

12

Рис. 3. Имеются ли сложности при организации проектной деятельности (в процентах)

Нас интересовали сложности, возникшие в ходе организации проектной деятельности. На данный вопрос анкеты отвечали только те опрошенные, у кого эти сложности возникали. Результаты данного вопроса представлены на рисунке 4, где 43,4 % ответили, что основной сложностью является оформление технологической карты или конспекта урока с использованием проектной деятельности, трудности в формулировке темы проекта. 33,4 % опрошенных ответили, что сложностью является слабая материально-техническая база.

Таблица 5

Анализ ответов на вопрос анкеты «Какие сложности возникают при организации проектной деятельности?»

Варианты ответов

Количество ответов

А) Слабая материально-техническая база

10

Б) Нехватка времени

5

В) Малый интерес школьников

Г) Другой ответ укажите

13

Рис. 4. Информационные данные о трудностях учителя при организации проектной деятельности со школьниками (в процентах)

Также мы хотели узнать в чем учителя видят значение этой работы.

Более наглядно результаты представлены на рисунке 5.

Таблица 6

Анализ ответов на вопрос анкеты «В чем Вы видите значение этой работы?»

Варианты ответов

Количество ответов

А) Расширение биологического кругозора

9

Б) Развитие познавательного интереса

14

В) Помощь в выборе следующей профессии

4

Г) Развитие общеучебных умений

3

Рис. 5. Информационные данные о значении проведения проектных работ (в процентах)

Анализ результатов анкеты на вопрос «Есть ли внешние результаты выполнения проектов Ваших учеников?» показал, что у 50 % учителей ответили, что внешние результаты присутствуют и 50 % указали об их отсутствии.

Более наглядно результаты представлены на рисунке 6

Таблица 7

Анализ ответов на вопрос анкеты «Есть ли внешние результаты выполнения проектов»

Варианты ответов 9

Количество ответов

А) Да

15

Б) Нет

15

Рис. 6 Наличие внешних результатов проектных работ (в процентах)

Нас интересовало, какие имеются результаты проектной деятельности со школьниками. Анализ ответов на данный вопрос анкеты представлен на рисунке 7.

Таблица 8

Анализ ответов на вопрос анкеты «Есть ли внешние результаты выполнения проектов, если имеются, то перечислите их»

Варианты ответов

Количество ответов

А) Сертификат участника

8

Б) Дипломы победителя

7

В) Публикации

Г) Другой ответ, укажите

Рис. 7. Информационные данные о результатах проектной деятельности со школьниками (в процентах)

Мы хотели узнать, как долго учителя занимаются проектной деятельностью со школьниками. Более наглядно анализ полученных результатов представлен на рисунке 8.

Таблица 9

Анализ ответов на вопрос анкеты «Как долго Вы занимаетесь проектной деятельностью со школьниками?»

Варианты ответов

Количество ответов

А) До 1 года

4

Б) от 1 до 3 лет

7

В) Свыше 3 лет

19

Рис. 8 Информационные данные о сроках организации учителей проектных работ с учащимися (в процентах)

Как видно, из рисунка 8 большинство учителей организуют исследовательскую работу с учащимися свыше 3 лет.

Нас интересовало, проводились или проводятся проектные работы по биологии в 8 классе в данном году. Исследование показало, что в этом учебном году только 43,4 % опрошенных учителей организуют проектную работу с учащимися 8 классов. Анализ ответов на данный вопрос анкеты представлен на рисунке 9.

Таблица 10

Анализ ответов на вопрос анкеты «Проводились или проводятся ли проектные работы по биологии в 8 классе вданном году?»

Варианты ответов

Количество ответов

А) Да

13

Б) Нет

8

Если да, то укажите их темы

Рис. 9. Информационные данные об организации проведения проектных работ по биологии в 8 классе в данном году (в процентах)

Мы хотели выяснить, по каким темам по биологии в 8 классе в данном году проводилась проектная работа. Учителя обозначили следующие темы: «Кровь — река жизни», «Влияние наркотических веществ на здоровье человека», «Гормоны жизни», «Формула здоровья».

Кроме этого, нас интересовали предложения учителей по улучшению проектной деятельности школьников. Анализ ответов на данный вопрос представлен в таблице 11.

Таблица 11

Анализ ответов на вопрос анкеты «Укажите Ваши предложения по улучшению проектной деятельности школьников»

Варианты ответов

Количество ответов

Ответы впроцентах

А) Расширение МТБ

17

56,7 %

Б) Большой выбор тем

В) Увеличение времени для проектов

Г) Организация тематических кружков

Д) Ничего не ответили

13

43,4 %

А также мы хотели узнать стаж работы учителей биологии в школе. В результате чего нам удалось узнать, что 13,4 % учителей имеют стаж до 5 лет. 30,5 % от 5 до 10 лет и 56,7 % более 10 лет. Более наглядно данные представлены в таблице 12

Таблица 12

Анализ ответов на вопрос анкеты «Укажите стаж вашей работы вшколе»

Варианты ответов

Количество ответов

Ответы впроцентах

А) До 5 лет

4

13,4 %

Б) От 5 до 10 лет

9

30,5 %

В) Свыше 10 лет

17

56,7 %

Мы хотели узнать наличие у учителей квалификационной категории. Данные ответы представлены на рисунке 10.

Таблица 13

Анализ ответов на вопрос анкеты «Укажите наличие уВас квалификационной категории»

Варианты ответов

Количество ответов

А) Высшая

10

Б) Первая

16

В) Не имеется

4

Рис. 10. Информационные данные о квалификационной категории учителей биологии (в процентах)

В результате анкетирования учителей биологии города Выкса, нами было выявлено, что 100 % организуют проектную деятельность. Учителя биологии применяют метод проектов одинаково часто как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Из затруднений, которые возникают при организации проектной деятельности школьников в соответствии с ФГОС, большинство учителей отметили определение места проектной деятельности на уроке и оформление технологической карты или конспекта урока с использованием проектной деятельности. Этот факт говорит о том, что одной из основных трудностей учителя при реализации проектной деятельности по ФГОС является ее организация на уроках, поскольку это является особенностью нового стандарта и необходимый опыт педагогами еще не наработан. В связи с этим в рамках работы над магистерской диссертацией на тему «Организация проектной деятельности учащихся в курсе биологии 8 класса» мы будем рассматривать организацию проектной деятельности на уроке.

Литература:

  1. Марина, А. В. Вопросы школьного учителя биологии к проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС /А. В. Марина, С. Н. Трифонова, Т. В. Новаева // Биология школе. — 2014. — № 5. — с. 16–25. 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, анализ ответов, вариант ответов, ответ, анкета, таблица, проектная деятельность школьников, рисунок, учитель, проектная работа.


Похожие статьи

Анализ использования технологии исследовательской деятельности при изучении курса биологии 8 класса в школах городского округа Выкса

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Методическая разработка интегрированного занятия на тему «Русская зима» для детей старшей группы в ДОУ

Инновационные технологии ориентированные на повышение качества при дистанционном обучении дисциплины теория информации и кодирования с учетом приоритетов обучающихся

Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего обучения» в условиях коррекционного образовательного учреждения

Похожие статьи

Анализ использования технологии исследовательской деятельности при изучении курса биологии 8 класса в школах городского округа Выкса

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Методическая разработка интегрированного занятия на тему «Русская зима» для детей старшей группы в ДОУ

Инновационные технологии ориентированные на повышение качества при дистанционном обучении дисциплины теория информации и кодирования с учетом приоритетов обучающихся

Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего обучения» в условиях коррекционного образовательного учреждения

Задать вопрос