В статье раскрывается понятие и сущность этики государственного и муниципального служащего в процессе осуществления профессиональных обязанностей. Автором описан принцип ригоризма профессиональной этики государственного и муниципального служащего, названы причины отсутствия его применения в профессиональной деятельности государственных и муниципальных чиновников. Также в статье обозначены основные принципы совершенствования строгого и неуклонного соблюдения нравственных ном и буквы закона для чиновников.
Ключевые слова: этика государственной и муниципальной службы, ригоризм профессиональной этики чиновников, коррупция.
The article reveals the concept and essence of ethics of state and municipal employee in the process of professional duties. The author describes the principle of rigorism in professional ethics of state and municipal employees, named the reasons for the lack of its application in the professional activities of state and municipal officials. Also in the article the basic principles of improvement of strictly and steadily observance of moral numbers and the letter of the law for officials are designated.
Key words: ethics of the state and municipal service, the rigorism of professional ethics of officials, corruption.
Под профессиональной этикой государственной и муниципальной службы [1] понимается совокупность наиболее пригодных, глубоко осознанных и конкретизированных, принадлежащих данному обществу норм поведения, порядок действий и правил, взаимоотношений и принципов в государственно-служебных отношениях, которые являются нормами общечеловеческой морали.
В настоящее время концептуальным нормативным правовым актом, где определены основные требования к служебному поведению сотрудников, является Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Это, по сути, свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие независимо от замещаемой ими должности [11]. К нормативным правовым актам, регулирующим профессию государственных служащих, а также муниципальных служащих, относятся Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6], Федеральный закон от 25.04.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [8], Федеральный закон от 02.03.2007
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе» [7]. В соответствии с Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.
В 2018 году выйдет новый Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2019 годы» — это будет шестой по счету нормативный акт аналогичного характера. Первый документ был издан в 2008 году.
Российское законодательство подробно регламентирует вопрос организации государственной службы, существуют определённые признаки и принципы в организации системы государственной службы. Также законодательно определён статус государственного служащего, который претерпел некоторые изменения [10].
Профессиональная этика государственных служащих предполагает наличие нравственных ориентиров в поведении людей в сфере их профессиональной деятельности, способствуя её развитию и совершенствованию [3].
Такова сущность профессиональной этики государственных и муниципальных чиновников.
Правовые нормы, регулирующие сложную систему взаимоотношений государственных служащих, затрагивают лишь основные процедуры и операции деятельности государственного служащего. Вне пределов их действия остается множество ситуаций, не поддающихся правовой оценке. Чем выше квалификация и статус должностного лица, тем меньшей стандартизованностью отличается процесс решения задач. Соответственно, возникает возможность выбора варианта решения на основе личного усмотрения. А это — поле действия моральных факторов, здесь имеют значение сила общественного мнения и внутренние саморегуляторы — долг, совесть, честь [5].
Сложность современных управленческих задач, выполняемых государственной службой, их включенность в реальное пространство жизнедеятельности людей и взаимодействия с гражданским обществом, определяют повышенные требования к государственным гражданским служащим не только с профессионально-квалификационной, но и с социально-психологической, этической, культурно-нравственной позиций. Обусловленность может проявляться в двух основных видах: формализованном — инструкции, должностные обязанности, различные нормативные документы, регламентирующие поведение государственного служащего; неформализованном — в традициях, нормах морали, служебной этики и т. п. [4].
Нравственная составляющая регламентации деятельности государственного служащего, с одной стороны, должна быть стержневой основой личности, на которую «нанизываются» профессиональные качества, с другой стороны, её сложнее всего формализовать в виде определенного свода нормативных требований, так как личность госслужащего гораздо шире его профессиональных обязанностей и интересов.
Ригоризм (фр. rigorisme от лат. Rigor твердость, строгость) — строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы в отличие от исходного. Обычно под ригоризмом понимают нравственный (моральный, моралистический, этический) ригоризм — ригоризм в проведении нравственных норм. Часто это слово используется в отрицательном смысле для обозначения чрезмерной мелочной строгости в соблюдении правил нравственности [1]. Полагаю, что именно сейчас твердость и строгость необходима современному менеджеру-чиновнику на государственной или муниципальной службе. Компромисс может привести к коррупции, невозможно учесть интересы всех, если законом предусмотрено иное, чем требует этот компромисс, а следование принципу ригоризма в профессиональной этике государственного и муниципального служащего поможет в соблюдении нравственных норм.
Принцип ригоризма коррелирует с одним из фундаментальных принципов этики государственной службы и важнейшим компонентом нравственной оценки деятельности чиновника, который был обозначен еще в Древнем Риме, — принципом: «Справедливость есть основа государственного строя». Реализация этого принципа подразумевает законное и разумное использование властных полномочий, в фактической, а не «словесной» защите прав и законных интересов граждан, удовлетворении их просьб и ожиданий. Без требовательной строгости государственного или муниципального служащего удовлетворить ожидание справедливости граждан сложно.
Иногда требовательная строгость государственных и муниципальных чиновников переходит границы этических норм. Конечно, нетерпимо и такое качество, как высокомерие, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием.
Причинами, по которым чиновники не применяют требовательности и строгости, бывают разные: это и психологические аспекты личности (мягкость, неуверенность в себе), это может быть и расслабленный психологический климат в коллективе. По всей видимости, это работа, как кадровых служб администраций, так и самого гражданского и муниципального служащего над собой.
В заключении, хотелось бы сказать, что главное, чтобы ригоризм государственного и муниципального служащего — это умение держать себя строго и ровно с людьми и другими коллегами, умение не терять самообладание, концентрироваться на любых деталях своей профессии и профессиональной деятельности, ладить со своими чувствами и не терять самообладания, соответствовал словам, русского литературного критика Н. А. Добролюбова, который говорит, что государственный и муниципальный чиновник должен: «Уметь разумно пользоваться своей властью!».
Литература:
- Антипов Г. А., Крохина Н. Б., Парфенова И. Ю. Этика государственной и муниципальной службы: Учеб. пособие. Г. А. Антипов, Н. Б. Крохина, И. Ю. Парфенова. — Новосибирск, 2012. — 199 с.
- Ахметова Н. А. Роль профессиональной этики в профилактике коррупции//Власть. — № 6. 2009. — С.106–109.
- Гериханов С. С. Особенности этики государственного служащего [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). -М.: Буки-Веди, 2016. — С. 34–37. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11445/ (дата обращения: 23.02.2018).
- Магомедов К. О. Проблема нравственности государственных гражданских служащих с социологическом измерении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.2013. С 108.
- Мухамедьяров А. М.. Инновационный менеджмент: учебное пособие. — М.: Инфра-М., 2008. — 176 с.
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) //В данном виде документ официально не опубликован. СПС «Консультант+» (дата обращения 23.02.2018).
- О муниципальной службе в Российской Федерации: федер.закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017)// В данном виде документ официально не опубликован. СПС «Консультант+» (дата обращения 23.02.2018).
- О системе государственной службы Российской Федерации»: федер. закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) //В данном виде документ официально не опубликован. СПС «Консультант+» (дата обращения 23.02.2018).
- О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) //В данном виде документ официально не опубликован. СПС «Консультант+» (дата обращения 23.02.2018).
- Римская В. Г. Особый статус государственного (муниципального) служащего на современном этапе функционирования института государственных служащих // Молодой ученый. — 2015. — № 12. — С. 630–631.
- Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) // Официальные документы в образовании. — 2011. — № 36.