Правовой статус органов внутренних дел как юридических лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.11.2018

Статья просмотрена: 8495 раз

Библиографическое описание:

Стрельникова, В. О. Правовой статус органов внутренних дел как юридических лиц / В. О. Стрельникова, А. В. Жуйков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54284/ (дата обращения: 18.12.2024).



В связи с изменением гражданского законодательства и утверждением нового статуса казенных учреждений уточнение правового статуса органа внутренних дел как юридического лица представляется актуальным.

Органы внутренних дел РФ, выполняя правоохранительные функции, предписанные Федеральным законом «О полиции» [3] не могут существовать автономно от хозяйственных и экономических процессов, происходящих в стране, они не могут выступать исключительно в роли властного публичного образования со своей структурой, абсолютно отстранившись от участия в каких бы то ни было экономических процессах. Это связано с тем, что обеспечение деятельности органов внутренних дел не могут существовать изолированно от хозяйственной жизни, поскольку для выполнения своих основных задач ОВД, должны обладать необходимым имуществом и оборудованием. Его приобретение возможно только при наличии статуса юридического лица. Помимо этого управление этим имуществом также требует статуса юридического лица, поскольку закрепление за органами внутренних дел государственной собственности предполагает эффективное использование соответствующего имущества и имущественных прав. Два этих обстоятельства обусловливают признание за органами внутренних дел статуса юридического лица.

Являясь юридическим лицом, орган внутренних дел наделен всеми традиционными признаками юридического лица. К ним относятся: организационное единство, наличие обособленного имущества, способность нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, способность выступать в гражданском обороте от собственного имени и иные существенные признаки [9]. Набор этих признаков, присущий любому юридическому лицу позволяет органам внутренних дел вступить в гражданские правоотношения.

Для участия в гражданско-правовых отношениях орган внутренних дел должен быть наделен такими признаками как правоспособность и дееспособность. Нужно отметить, что правоспособность органа внутренних дел возникает с момента его создания и регистрации в качестве юридического лица. Особенности правового статуса органа внутренних дел как юридического лица зафиксированы в п. 1 ст. 49 ГК, согласно которому юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Гражданская правоспособность юридического лица, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, может быть общей (универсальной), как у граждан, или ограниченной (специальной).

В гражданском праве определены специальные правила участия субъектов в гражданских правоотношениях, заключающиеся в равных возможностях контрагентов независимо от их правового статуса. Поэтому орган внутренних дел, осуществляя властные полномочия в отношении нарушителей правопорядка, в гражданском обороте может принимать участие на равных началах с остальными субъектами гражданского права. Однако гражданская правосубъектность органа внутренних дел имеет свою специфику и задается общественно-публичным характером деятельности органа внутренних дел. [11]

Для осуществления своего гражданско-правового статуса орган внутренних дел должен иметь организационно-правовую форму государственного казенного учреждения, правовое регулирование которого заложено в ст. 123.22 ГК РФ [1], ФЗ «О некоммерческих организациях» [4] и рядом иных нормативно-правовых актов, включая законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Однако представляется вполне обоснованным, что особенности правового статуса федеральных казенных учреждений устанавливаются Бюджетным кодексом РФ [2].и ст. 161 и 298 БК РФ [2].

Действующее российское законодательство содержит нормативное определение государственных учреждений. Гражданский кодекс РФ в ст.123.21 определяет учреждение как унитарную некоммерческую организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно ч. 4 ст. 298 БК РФ казенное учреждение представляет собой такую форму юридического лица, которая может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации».

Организационно-правовая форма государственного учреждения как юридического лица отличается рядом особенностей.

  1. Решение о создании, реорганизации, ликвидации и изменении типа самого учреждения и его структурных подразделений принимается его учредителем единолично.
  2. Правоспособность государственных учреждений ограничена рамками закона. Наличие общей правоспособности у такого юридического лица позволяет согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, нести связанные с этой деятельностью обязанности».
  3. Учреждение находится на полном финансовом обеспечении учредителя. Возможность распоряжаться доходами может быть связана с наличием разрешенных видов деятельности. Их перечень определяется характером деятельности, осуществляемым государственным учреждением.
  4. Главнейшим признаком государственного учреждения является правовой режим его имущества. Не являясь собственником, государственное учреждение ограничено в возможности распоряжения предоставленными ему зданиями, сооружениями или каким-либо движимым имуществом.
  5. Специфика государственного учреждения определяется еще и невозможностью его банкротства. Согласно п. 4 ст. 65 ГК РФ государственное учреждение не может быть ликвидировано в связи с его финансовой несостоятельностью. Это делает учреждение весьма надежной формой для применения ее к организациям, деятельность которых не должна прекращаться под влиянием «внешних» рыночных факторов. Это свойство правовой природы учреждения является весьма важным для органов внутренних дел, обеспечивая им устойчивость существования, защищая от неблагоприятного воздействия условий рынка [8].
  6. В отношении учреждений законодательством установлен особый порядок ответственности по обязательствам.

Орган внутренних дел как государственное учреждение относится к виду казенных учреждений, в связи с чем наделен некоторыми особенностями, которые позволяют ограничить его правоспособность в гражданском обороте.

Согласно ст. 6 БК РФ казенное учреждение представляет собой «государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего федерального бюджета.

Руководствуясь Письмом Минфина России от 18.04.2014 № 02–03–10/18157 можно уточнить, что орган внутренних дел как казенное учреждение представляет собой государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. [8]

Можно выделить ряд специфических признаков казенного учреждения, которыми наделен орган внутренних дел. К ним относятся следующие:

  1. орган внутренних дел находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в отношении казенных учреждений;
  2. Финансовое обеспечение деятельности органа внутренних дел как казенного учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета (на иных уровнях власти не предусмотрено создание органов внутренних дел);
  3. Орган внутренних дел как казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ и они контролируются распорядителем бюджетных средств;
  1. Заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров осуществляется на основании законодательства о контрактной системе [5] и подлежит исполнению за счет бюджетных средств;
  2. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ.
  3. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ). [10]

Функции и полномочия учредителя в отношении казенного учреждения осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 [6] утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, согласно которому орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении органа внутренних дел, в установленном порядке наделен следующими полномочиями:

а) решает вопросы создании, реорганизации и ликвидации органа внутренних дел;

б) утверждает устав органа внутренних дел как федерального казенного учреждения, а также вносимые в него изменения;

в) назначает руководителя федерального казенного учреждения и прекращает его полномочия в отношении имущества;

г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального казенного учреждения, наделяет его полномочиями по управлению имуществом;

д) формирует и утверждает государственное задание для федерального казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;

е) осуществляет финансовое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения, в том числе выполнения государственного задания в случае его утверждения;

ж) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;

з) устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином и др.

Ст. 296 ГК РФ, посвященная праву оперативного управления, закрепляет следующие основные полномочия органа исполнительной власти, который наделен полномочиями учредителя в отношении органа внутренних дел:

– являясь казенным учреждением, орган внутренних дел входит в число субъектов, в отношении которых возможно оперативное управление имуществом;

– только наличие определенных целей определяет порядок использования имущества, которое предоставлено конкретному органу внутренних дел распорядителем имущества;

– контроль за имуществом, а также возможность его изъятия и распоряжения им в интересах органов государственной власти находится в полной власти распорядителя имущества. Оказывать влияние на решение данного вопроса орган внутренних дел, использующие имущество на праве оперативного управления, не вправе.

Следует также отметить, что все перечисленное выше относится в полной мере к любому органу внутренних дел и распространяет свое действие на все уровни иерархии в системе ОВД России, начиная с уровня МВД России и заканчивая уровнем отдела внутренних дел какого-либо города или района или же отдельных подразделений ОВД.

Таким образом, орган внутренних дел является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме казенного учреждения, наделенного правом участвовать в гражданских правоотношениях, обладающего ограниченными возможностями по распоряжению имуществом.

Литература:

  1. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ.– 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3832
  3. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
  4. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
  5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ ""//Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1652
  6. О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения: постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 537 // Российская бизнес-газета. 2010. 24 августа.
  7. Письмо Минфина России от 18 апреля 2014 г. № 02–03–10/18157 //Российская газета.- 2014. 23 апреля.
  8. Бараненков В. В. Гражданская правосубъектность военных организаций и правовые основы функционирования ведомственных систем юридических лиц. — М., 2006. 500 с.
  9. Ермаков М. М. Признаки унитарной некоммерческой организации // Закон и право. 2015. № 1. С. 85–89.
  10. Лермонтов Ю. М. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. -М., 2015. 600 с.
  11. Романовская, О. В. О юридических лицах публичного права /О. В. Романовская // Гражданин и право. — 2015. — № 5. — С. 23–28.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, казенное учреждение, дело, государственное учреждение, орган, федеральное казенное учреждение, БК РФ, ГК РФ, государственная власть, полномочие учредителя.


Задать вопрос