В статье рассматриваются вопросы несоблюдения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, административных ограничений и невыполнения ими установленных при административном надзоре обязанностей. Представлены отдельные проблемы применения законодательно определенных предупредительных мер в этой сфере и предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова: административный надзор, лица, освобожденные из мест лишения свободы, поднадзорные лица, ограничения, территориальный орган внутренних дел, административная ответственность, уголовная ответственность.
Основным документом, регламентирующим процесс осуществления административного надзора за лицами, которые отбыли наказание в виде лишения свободы, является Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Закон № 64-ФЗ) [1].
Закон № 64-ФЗ устанавливает ряд ограничений при наличии оснований (перечислены в ст. 3 Закона № 64-ФЗ и ст. 173.1 УИК РФ [2]) в отношении совершеннолетних лиц, ранее совершивших преступления и отбывших наказание, но фактически не вставших на путь исправления. По сути, эти ограничения направлены на недопущение рецидива и на исправление таких лиц, а также на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности [3, с. 368].
Так, обязательным ограничением является явка поднадзорных лиц для регистрации в территориальный орган внутренних дел с периодичностью от одного до четырех раз в месяц. Кроме того, к административным ограничениям законодателем отнесены следующие запрещения в отношении поднадзорных лиц: пребывание в определенных местах; посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участие в них; нахождение вне помещения — места жительства или пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; выезд за пределы территории, определенной судом.
Инициатором назначения надзора за лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, может быть исправительное учреждение либо территориальный орган внутренних дел. Надзор устанавливается, продлевается и досрочно прекращается только по решению суда в порядке, установленном главой 29 КАС РФ [4]. Следует отметить, что административный надзор устанавливается на срок от одного года (но не более срока погашения судимости). Статьями 5 и 7 Закона № 64-ФЗ предусмотрено продление срока административного надзора до 6 месяцев.
Существует ряд случаев, когда течение срока административного надзора прерывается, в том числе: при объявлении поднадзорного лица в розыск или заключении его под стражу, а также при объявлении поднадзорного лица безвестно отсутствующим.
Контроль за выполнением установленных судом ограничений в отношении поднадзорного лица осуществляется территориальным органом внутренних дел.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 64-ФЗ по истечении срока надзора, при снятии судимости с поднадзорного или наоборот его осуждение к лишению свободы, а также объявлении поднадзорного умершим или его смерти административный надзор прекращается.
При условии соблюдения поднадзорным всех условий ограничения и иных обязанностей, установленных Законом № 64-ФЗ, а также при наличии положительных характеристик с места работы и (или) жительства или пребывания, судом может быть прекращен административный надзор досрочно. Для этого территориальный орган внутренних дел либо сам поднадзорный вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением после истечения половины срока административного надзора. Однако досрочное прекращение срока надзора не осуществляется в отношении лиц, отбывших наказания за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
В то же время, при несоблюдении административных ограничений и невыполнении поднадзорным лицом установленных при административном надзоре обязанностей ч.1 и 2 ст. 19.24 КоАП РФ предусматривается административная ответственность в виде предупреждения, штрафа в размере от 500 руб. до 1500 руб. или административного ареста на срок до пятнадцати суток. При повторном в течение одного года совершении административного правонарушения, которое указано в ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ поднадзорное лицо может быть привлечено к обязательным работам до сорока часов или административному аресту от десяти до пятнадцати суток [5].
Отметим, с одной стороны, меры административного принуждения применяются в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений. С другой стороны, они выполняют карательную функцию [6, с. 586].
Однако если рассмотреть влияние мер административной ответственности, установленных ст. 19.24 КоАП РФ, с точки зрения их психологического воздействия, к примеру, на поднадзорных лиц, которые отбыли наказание в колонии особого режима в течение 10–15 лет, то они (меры), полагаем, ни в коей мере не достигают предупредительной и пресекательной цели. Достаточно слабым будет и их карательное воздействие на таких лиц.
Кроме того, недостаточной мерой является и продление срока административного надзора. Данная мера подлежит применению в случае совершения поднадзорным двух и более административных правонарушений в течение одного года. Причем здесь берется во внимание совершение административных правонарушений именно против порядка управления и (или) тех, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ст. 7 Закона № 64-ФЗ).
Эффективность данной меры может наблюдаться только в случае применения ее к тем поднадзорным лицам, которым срок административного надзора установлен меньше срока погашения судимости. При установлении срока надзора равного сроку погашения судимости, в силу ст. 5 и 9 Закона № 64-ФЗ, продление его не представляется возможным. Соответственно, данная мера не применима к лицам, представляющим большую опасность для общества (например, к неоднократно судимым лицам при опасном или особо опасном рецидиве).
Вероятно, требуется некоторое ужесточение ответственности за нарушения в сфере административного надзора. В 2014 г. уже были внесены изменения в ст. 314.1 УК РФ [7], связанные с введением в нее ч. 2, содержащей уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение поднадзорными лицами административных ограничений либо ограничений, которые установлены судом, связанное с совершением ими административного правонарушения против порядка управления (кроме правонарушения, установленного ст. 19.24 КоАП РФ), или административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность [8].
При совершении указанных деяний к поднадзорным лицам может быть применено уголовное наказание в виде штрафа до 60 тыс. руб. либо в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 6 месяцев, или обязательными работами от 100 до 180 часов, или принудительными работами на срок до одного года, или арестом до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до одного года.
В силу ст. 314.1 УК РФ неоднократным несоблюдением поднадзорным лицом административных ограничений либо ограничений, которые установлены судом, будет считаться такое несоблюдение, когда данное лицо уже раньше было привлечено к административной ответственности за подобное деяние два раза в течение одного года.
В настоящее время также видится целесообразность включения в ст. 314.1 УК РФ дополнительной нормы, которая бы предусматривала ответственность за систематическое несоблюдение административных ограничений поднадзорным лицом.
При этом к систематическому несоблюдению административных ограничений поднадзорным лицом, полагаем, следует относить такое несоблюдение, за которое данное лицо уже раньше привлекалось к административной ответственности в течение одного года более двух раз.
Увеличение санкций за подобные деяния позволит в какой-то степени приблизиться к решению проблемы в сфере нарушения условий административного надзора. Однако не на всех поднадзорных лиц данная мера окажет должное влияние. Вероятно, более действенным было бы применение мер социальной направленности, связанных с адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Основанием данного предположения является то, что лица, которые на протяжении долгого времени находятся в местах лишения свободы: во-первых, подвергаются влиянию тюремной субкультуры; во-вторых, зачастую теряют семью и жилье, отторгнуты прежним кругом общения; в-третьих, утрачивают социально полезные связи. К перечисленному следует дополнить еще и трудности, связанные с финансовым кризисом в стране. Все это приводит к тому, что такие лица, выходя из мест заключения, самостоятельно не имеют возможности решения обычных бытовых проблем, а, как следствие, идут на совершение правонарушений и преступлений, впоследствии возвращаясь в привычную для них тюремную среду.
Думается, что в настоящее время было бы целесообразно создание реабилитационных центров для поднадзорных лиц, где они бы находились под административным надзором территориальных органов внутренних дел. В то же время, поднадзорные на определенный период были бы обеспечены местом для проживания, получили бы помощь в трудоустройстве и социальном обеспечении, возможность получения необходимых профессиональных навыков.
Причем большую роль в достижении положительного эффекта от осуществления мероприятий по адаптации поднадзорных лиц сыграла бы именно помощь в их трудоустройстве. При решении вопросов трудоустройства территориальному органу внутренних дел следует и в дальнейшем (до окончания срока административного надзора) продолжать сотрудничество с администрацией-работодателем (например, производить взаимный обмен информацией, согласованность действий). Это поможет своевременно отреагировать на возникающие отклонения в поведении поднадзорных лиц от нормы и позволит принять необходимые меры для стабилизации ситуации.
Применение мер по социальной адаптации позволило бы смягчить переход таких лиц из тюремной среды в реальную действительность. Административный надзор в совокупности с пребыванием в таком центре помог бы им социально адаптироваться, отвратить их от дальнейшего совершения правонарушений и преступлений, встать твердо на путь исправления.
Однако отметим, что на современном этапе отсутствует необходимая нормативно-правовая база, которая регулировала бы вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Единственным законом, который содержит нормы, касающиеся оказания помощи таким лицам, является УИК РФ. Этому вопросу посвящена глава 22, включающая всего 4 статьи, 3 из них — по вопросам оказания помощи. Данные статьи носят бланкетный характер. Так, ст. 181 УИК РФ отсылает нас к Постановлениям Правительства РФ от 24 октября 1997 г. № 1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания» [9] и от 25 декабря 2006 г. № 800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» [10], а ст. 182 УИК РФ — к ТК РФ [11] и иным нормативным правовым актам.
Соответственно, УИК РФ не относит к предмету уголовно-исполнительного законодательства отношения по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В нем также не содержатся нормы по социальной помощи, трудоустройству, бытовому устройству и получению другой социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, в целях решения проблем, связанных с профилактикой нарушений условий административного надзора поднадзорными лицами, полагаем, было бы целесообразно: во-первых, включить в ст. 314.1 УК РФ дополнительную норму, предусматривающую уголовную ответственность за систематическое несоблюдение административных ограничений поднадзорными лицами; во-вторых, разработать нормативно-правовую базу по регулированию вопросов социальной адаптации таких лиц; в-третьих, создать социально-реабилитационные центры для оказания комплекса необходимой помощи поднадзорным лицам.
Для решения проблемных вопросов требуется сделать еще очень многое как в плане совершенствования нормативно-правового регулирования, так и в плане практического воплощения новых законодательных норм по адаптации освободившихся лиц.
Литература:
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
- Васильев В. П., Полежаев С. М. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в России и зарубежных странах // Научные исследования: от теории к практике. — 2015. — № 2 (3) — Т. 2. — С. 367–372.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (в ред. от 13 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Россинский Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 4-е изд., пересм. и доп. — М.: Норма, 2009. — 927 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996г. № 64-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 514-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (ч.1). Ст. 67.
- О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания: Постановление Правительства РФ от 24 октября 1997 г. № 1358 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 44. Ст. 5074.
- О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. № 800 (в ред. от 3 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 2). Ст. 258.
- Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.