Качество пешеходного ландшафта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.11.2018

Статья просмотрена: 347 раз

Библиографическое описание:

Фролова, В. А. Качество пешеходного ландшафта / В. А. Фролова, М. А. Минаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54304/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются особенности качества современного пешеходного ландшафта городской среды. На примере города Мытищи (улица Веры Волошиной, улица 3 Крестьянская, Новомытищинский проспект, улица Семашко) демонстрируется существующая практика организации транзитных путей с точки зрения комфортности среды для пешеходов. Определен термин пешеходный ландшафт. Рассматриваются принципы организации и улучшения уровня архитектурно-ландшафтной организации общественных пространств в городе. Представлены результаты проведенных исследований по обследованию пешеходных и транспортных путей, «портрета пользователя» территории, оценке дизайна нижних этажей.

Так же с целью изучения архитектурно-ландшафтной организации общественных центров были проанализированы: Центральный парк культуры и отдыха города Мытищ, Площадь мира, Администрация г. Мытищ, МДК Яуза, Театр Фэст В качестве примера улучшения качества пешеходного ландшафта было разработано предложение преобразования и усовершенствования пространства общественного центра Мытищинского дворца Культуры Яуза с целью создания комфортной среды для жизни, отдыха, и передвижения его жителей и горожан

Приведённый иллюстративный ряд, наглядно демонстрирует существующую практику организации транзитов и городов для людей на анализируемой территории города Мытищи.

Ключевые слова: пешеходный ландшафт, пешеходные пространства, организация пространств, общественный центр, ландшафт.

Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. [7]

Пешеходный — предназначенный для пешеходов, для ходьбы пешком [7]

Ландшафт — территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и комплексов более низкого таксономического ранга. [7]

Пешеходный ландшафт — это территория, состоящая из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов, предназначенная для людей, использующих ее в качестве транзита, прогулочной зоны или места проведения досуга.

Что же из себя представляет ландшафт, созданный для использования пешеходов, и какими свойствами он должен обладать?

Пешеходный ландшафт — это прежде всего общественное место — здания, сооружения, территории, природные объекты или пространство потенциального местонахождения людей, которые могут свободно взаимодействовать. [1]

Человек всегда стремился улучшить среду своего местообитания. Защитить себя от природных условий, таких как холод, дождь, тепло, солнце, снег. Создавая первые поселения и города, люди стремились сделать жизнь максимально комфортной, а природу не враждебной. Пытаясь сделать свое существование безопасным, теперь, как не парадоксально люди вынуждены защищаться от самих себя и своих достижений, таких как машины и токсины, которые они выбрасывают, грязь и пыль от дорог и других негативных факторов. Для комфортного обитания людей необходима грамотная организация таких общественных мест, как пешеходные ландшафты городов, важными компонентами которых являются районные общественные центры (далее РОЦ). [2]

В рамках изучения качества пешеходных ландшафтов города Мытищи студентами бакалаврами под руководством магистров было произведено натурное обследования РОЦ.

В результате проделанной бригадной работы, были выполнены исследования пяти улиц: улица Веры Волошиной, улица 3 Крестьянская, Новомытищинский проспект, улица Семашко.

Программа исследований включала в себя:

1) Обследование пешеходных и транспортных путей

2) Составление «портрета пользователя» территории, а точнее подсчет людей и определение их социальной принадлежности в разное время город на уровне глаз

3) Распознание дизайна нижних этажей по критериям: активный, скучный, не активный, дружественный, смешанный

4) Экспертная оценка территории каждого РОЦ.

На основании проведенного анализа тротуаров и движения местного населения мобильность основных транзитных зон можно отметить как «удовлетворительная». Наличие протопов характеризует объект как недостаточно обеспеченный доступностью основных центров тяготения, что требует внесения новых пешеходных дорог в перспективный план развития территории. Относительно небольшое количество велосипедных парковок, пандусов, тактильных покрытий, поручней, защитных ограждений делает территорию труднодоступной для маломобильных групп населения, что ведет за собой неполноценное использование территории. [5] Временные торговые павильоны и постоянно меняющие локацию палатки делают облик улиц неполноценным и мешают воспринимать пространство целостно и комфортно. [6]

Все проанализированные улицы не имеют общей концепции оформления и организации пространства. Максимум, имеющийся в пределах большинства улиц, — это наличие хоть каких-то транзитов и скамеек, минимальное благоустройство территории. При том многие из них просто не имеют уникального облика, что могло бы заинтересовать человека на прогулке.

Плохо организованной с точки зрения посетителя и транспорта оказалась ул. Веры Волошиной. На данной улице наяву проблема с шириной пешеходных дорожек, отсутствие санитарно-защитных насаждений между пешеходом(транзитом) и автомобилям(дорогой). Так эта улица абсолютно не создана для отдыха посетителей, садово-парковые скамьи, специальные площадки для отдыха присутствуют в единичном виде. Насаждения находятся в запущенном состоянии в связи с недостаточным уровнем качества технологического ухода обслуживающего персонала. [7]

В итоге анализа транспортной инфраструктуры выявлено:

– рациональность использования дорожного плотна средняя, так как она теряет свою функциональность за счет несанкционированной парковки, светофоры не везде отрегулированы корректно, из-за чего возникают заторы, что снижает уровень комфорта посетителей улиц

– некоторые остановки общественного транспорта сложно найти, что делает территорию маломобильной и неудобной

По результатам исследования территории с точки зрения взаимодействия улицы и фасада здания сделан вывод, что в основном преобладает фасад смешанного типа или активный. Имеется большое количество магазинов с большими рекламными блоками. Преимуществен вертикальный декор фасада.

Проводя исследования района № 5 по критерию точек тяготения движения пешеходов, были получены интересные данные. Особенность территории заключается в том, что радиусе ее пешеходной доступности располагаются, преимущественно здания офисного и производственного назначения. Преимущественно здесь можно встретить работающую категорию населения.

Наиболее оживленной Новомытищинский проспект становится в обеденное время, сюда офисные сотрудники выходят для того, чтобы пообщаться с коллегами, пьют кофе, курят, последнее вызывает недовольство у проходящих мимо пешеходов.

Фотофиксация территории исследования.

Состояние архитектурно-ландшафтной организации пространства

Рис. 1. а) Фото Мытищи, Новомытищинский проспект 29/9; б) Фото Мытищи, Новомытищинский проспект 49к1

Рис. 2. а) Мытищи, Новомытищинский проспект 43к1; б) 1-я Крестьянская улица, 2к1

Рис. 3. а) Фото, улица Веры Волошиной,14; б) Фото. улица Веры Волошиной,40

Приведённый иллюстративный ряд, демонстрирует качество пешеходных ландшафтов города Мытищи.

Для того чтобы изменить ситуацию на улице в организованное русло, необходимо предложить альтернативу, например устройство большего количества кафе в первых этажах зданий, с возможностью размещения летних террас.

Проблемой является наличие на ней объектов, привлекающих бездомное население и пьяниц. К ним относятся ларьки и магазины с деградированным характером фасадов, ломбарды и т. д. [4] Для того, чтоб привести территорию в надлежащий внешний вид, а так же сделать ее более безопасной, предлагаются к выводу такие сооружения и обустройство на их месте озелененных мест отдыха, скверов.

После натурного обследования РОЦ и сбора первичных данных была произведена оценка территории по шкале (хорошо, удовлетворительно, плохо), по следующим критериям: защита, комфорт, удовольствия.

Анализ уровня качества объекта ландшафтной архитектуры, а конкретно улицы, дает возможность профессионалу увидеть территории с точки зрения посетителя и выявить ее слабые стороны. Это позволит ликвидировать существующие неблагоприятные факторы местности и сделать объект благоприятным для человека.

В результате полученного анализа данных территорий выявлено:

– МАФ, состояние удовлетворительное, но они скучные и типовые, нет индивидуального облика территории;

– Защита от транспортных происшествий (чувство безопасности) — удовлетворительное, но не 100 %, что имеет за собой необходимость повышать ее качество.

– Комфортность (Возможность стоять/проводить время, возможность ходить и сидеть и др.) — удовлетворительное, но не достаточное для полноценного отдыха посетителя. Необходимо дополнительное размещение «умных» МАФ, что позволит пользователю получить максимальную пользу от территории.

Территории пешеходных ландшафтов центральной части города Мытищи плохо приспособлены для маломобильных групп населения. [9] Состояние насаждений ослабленное, что делает защиту горожан от неблагоприятных воздействий токсинов и погодных условий менее продуктивным. [10]

Уровень благоустройства территорий удовлетворителен, не везде есть урны и мусоросборники, тротуары относительно чистые. [8] Дорожки доступны не всем группам населения. Маломобильным пешеходам придется столкнуться с следующими проблемами: сложно перейти дорогу, нет тактильных покрытий. Отсутствие пандусов повлечет за собой трудности перемещения для колясок, инвалидов и других людей. [2] Состояние насаждений удовлетворительное, но уровень положительного воздействия композиций на низком уровне. Мощение везде положено бюджетное и не способное прослужить долго [3]

Также с целью изучения архитектурно-ландшафтной организации общественных центров были проанализированы: Центральный парк культуры и отдыха города Мытищ, Площадь мира, Администрация г. Мытищ, МДК Яуза, Театр Фэст

На основании проведенных исследований пешеходных транзитов, точек тяготения и его функционального использования, были выявлены проблемы:

– спонтанно организованные парковочные места

– отсутствие специальных площадок для сбора мусора

– наличие протопов в следствии неграмотной организации дорожной сети

– покрытия пешеходных дорог (плитка асфальт, гравийные) в состоянии ниже удовлетворительного и нуждаются в частичной замене/ремонте

– частичное отсутствие садово-парковых скамей, урн для сбора мусора, что делает территорию непривлекательной и неудобной для посетителя.

В качестве примера улучшения качества пешеходного ландшафта было разработано предложение преобразования и усовершенствования пространства общественного центра Мытищинского дворца Культуры Яуза с целью создания комфортной среды для жизни, отдыха, и передвижения его жителей и горожан.

а)

б)

Рис. 4. а) Фото, МДК Яуза; б) Предложение по архитектурно-ландшафтной организации пространства общ. Центра МДК Яуза

Безбарьерная городская среда вовсе не является областью научной фантастки. При ответственном подходе к повышению уровня комфорта пешехода на улицах города возможно добиться качественно другой жизни горожан.

Да, нам достаются уже «больные пациенты», территории, имеющие комплекс проблем и нарушений требований безопасности, экологичности, комфортности и эстетичности. Но придерживаясь принципов архитектурно-ландшафтной организации среды пешеходных улиц, соблюдая нормы проектирования, правила функциональной и композиционной структуры объекта ландшафтной архитектуры, а также проектируя уникальные идеи на основе личного фирменного стиля, цвето-светового и композиционного решения можно поучить комфортную среду нахождения человека.

Литература:

  1. Кабаева И. А., Кочетова О. А. Ландшафтное проектирование.-3 изд.- М.:ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. -96
  2. Закон Московской области № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» http://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/29385
  3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 12.11.2012) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)
  4. Поставновление от 6 июля 2016 года N 387-ПП «О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве». URL: http://docs.cntd.ru/document/441800141 (дата обращения: 15.09.18)
  5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 ноября 1999 года N 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержа-ния территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве» URL: http://docs.cntd.ru/document/901747905 (дата обращения: 15.09.18)
  6. Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы URL: http://www.infosait.ru/norma_doc/52/52267/index.htm (дата обращения: 15.09.18)
  7. ГОСТ 17.8.1.01–86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения. — Введ 01.01.87
  8. Норматив «Санитарное содержание мест общего пользования, благоустройство придомовой территории и прочие дополнительные работы» URL: http://www.infosait.ru/norma_doc/53/53237/index.htm#i332303 (дата обращения: 15.09.18)
  9. История города Мытищи [Электронный ресурс] http://амытищи.рф/index/o_mytishhakh/0–2
  10. Описание города Мытищи [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Мытищи#История
Основные термины (генерируются автоматически): мытищи, Новомытищинский проспект, пешеходный ландшафт, Яуза, территория, улица, улица Веры, архитектурно-ландшафтная организация, общественный центр, комфортная среда.


Ключевые слова

ландшафт, пешеходный ландшафт, пешеходные пространства, организация пространств, общественный центр

Похожие статьи

Формирование общественного пространства спортивной набережной во Владивостоке

Все чаще мировое сообщество обращается к теме качественных общественных пространств, без которых уже невозможно представить современные и развитые города. Такие пространства создаются не только с целью внедрения разнообразных функций в среду и удовле...

Гидропарк. Актуальность и перспективы развития парков водного типа

В связи со стремительным развитием и усложнившейся планировочной организацией городов и, как следствие, изменившимися требованиями населения к условиям отдыха, решающим фактором при выборе местности для проведения отдыха всё чаще становятся природные...

Подземная урбанистика как пример формирования инновационного мемориального пространства

В третьей декаде XXI века опыт многих городов транслирует информацию о необходимости отказа от старой формы проектирования (плоскостной застройки) городов. Складывающиеся обстоятельства подвергают к неотвратимому переходу от горизонтального к вертика...

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Статья посвящена определению круга основных экологических проблем Северо-Запада России, рассмотрены экологические последствия, связанные с высоко развитой промышленной деятельностью региона, незаконным использованием природных ресурсов, организацией ...

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Охрана объектов культурного наследия в современном образовательном процессе

В данной статье рассмотрены проблемы современного строительного образования, его точечная направленность, поднят вопрос необходимости сохранения объектов культурного наследия, приведены число объектов культурного наследия необходимого для восстановле...

Концепция преобразования прибрежной части р.Волги в г.о. Самара

В данной статье рассматривается вопрос о проблемах и методах решения создания экологического каркаса на протяжении всей прибрежной части в условиях городской среды города Самара. А также рассматривается проблема функциональной организации на прибрежн...

Корпоративное питание: тенденции развития

Корпоративное питание, социальное питание, рабочие столовые, офисные буфеты, кафе, бизнес-ланчи. По статистике, количество работающих людей в стране, на рабочем месте которых не решена проблема питания — пугает. Защищённость наёмных сотрудников на эт...

Специфика разработки системы сбалансированных показателей для учреждений ДО

В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы формирования системы управления стратегическим развитием ДОО на основе использования системы сбалансированных показателей. Отмечено, что специфику разработки ССП для учреждений ДО будет о...

Инновационные методы эксплуатации древних городов Узбекистана

Статья посвящена разработке архитектурно-инновационного музейного комплекса, который можно использовать над древними городищами и относится к области строительства зданий и сооружений специального назначения. Особенность предлагаемой концепции заключ...

Похожие статьи

Формирование общественного пространства спортивной набережной во Владивостоке

Все чаще мировое сообщество обращается к теме качественных общественных пространств, без которых уже невозможно представить современные и развитые города. Такие пространства создаются не только с целью внедрения разнообразных функций в среду и удовле...

Гидропарк. Актуальность и перспективы развития парков водного типа

В связи со стремительным развитием и усложнившейся планировочной организацией городов и, как следствие, изменившимися требованиями населения к условиям отдыха, решающим фактором при выборе местности для проведения отдыха всё чаще становятся природные...

Подземная урбанистика как пример формирования инновационного мемориального пространства

В третьей декаде XXI века опыт многих городов транслирует информацию о необходимости отказа от старой формы проектирования (плоскостной застройки) городов. Складывающиеся обстоятельства подвергают к неотвратимому переходу от горизонтального к вертика...

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Статья посвящена определению круга основных экологических проблем Северо-Запада России, рассмотрены экологические последствия, связанные с высоко развитой промышленной деятельностью региона, незаконным использованием природных ресурсов, организацией ...

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Охрана объектов культурного наследия в современном образовательном процессе

В данной статье рассмотрены проблемы современного строительного образования, его точечная направленность, поднят вопрос необходимости сохранения объектов культурного наследия, приведены число объектов культурного наследия необходимого для восстановле...

Концепция преобразования прибрежной части р.Волги в г.о. Самара

В данной статье рассматривается вопрос о проблемах и методах решения создания экологического каркаса на протяжении всей прибрежной части в условиях городской среды города Самара. А также рассматривается проблема функциональной организации на прибрежн...

Корпоративное питание: тенденции развития

Корпоративное питание, социальное питание, рабочие столовые, офисные буфеты, кафе, бизнес-ланчи. По статистике, количество работающих людей в стране, на рабочем месте которых не решена проблема питания — пугает. Защищённость наёмных сотрудников на эт...

Специфика разработки системы сбалансированных показателей для учреждений ДО

В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы формирования системы управления стратегическим развитием ДОО на основе использования системы сбалансированных показателей. Отмечено, что специфику разработки ССП для учреждений ДО будет о...

Инновационные методы эксплуатации древних городов Узбекистана

Статья посвящена разработке архитектурно-инновационного музейного комплекса, который можно использовать над древними городищами и относится к области строительства зданий и сооружений специального назначения. Особенность предлагаемой концепции заключ...

Задать вопрос