Статья посвящена субсидиарной ответственности контролирующих лиц, особое внимание в статье уделено новеллам законодательства в сфере регулирования ответственности контролирующих лиц. Целью работы, является анализ теоретических положений, закрепленных в законе о несостоятельности.
Ключевые слова: контролирующие лица, субсидиарная ответственность, банкротство, убытки.
В конце 2016 года было принято несколько законов внесших существенные изменения в нормы об ответственности контролирующих лиц, в частности, изменения коснулись закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности), где на смену статье 10, ранее регулирующей ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве пришла целая глава III.2, именуемая законодателем «ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве». Введение этой главы должно помочь расширить круг привлекаемых к субсидиарной ответственности лиц, тем или иным образом причастных к доведению должника до несостоятельности. В настоящей статье обозначим наиболее важные из внесенных изменений и дадим краткую характеристику.
В гражданском законодательстве существуют инструменты позволяющие привлечь контролирующее организацию лицо к ответственности, при этом с него будут взысканы долги организации. Это так называемая «субсидиарная ответственность». Субсидиарная ответственность, иначе называемая дополнительной, возникает для третьего лица в случае, когда основной должник не способен исполнить собственные обязательства.
Контролирующее должника лицо, которое ненадлежащим образом исполняло свои обязанности, может быть привлечено к субсидиарной ответственности, это следует из системного толкования норм главы III.2.
Определимся с понятием контролирующего лица. Контролирующим должника лицом является физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий (ст. 61 Закона о несостоятельности).
«Контролирующими лицами» могут быть:
‒ члены ликвидационной комиссии;
‒ лицо, которое имело полномочие совершать сделки от имени организации по доверенности;
‒ лицо, которое имело право распоряжаться более, чем половиной долей уставного капитала общества или более, чем половиной голосующих акций акционерного общества
‒ руководитель организации;
‒ иные лица.
Под иными лицами можно понимать любых физических лиц, юридически не связанных с юридическим лицом, но фактически им управляющие в последние 3 года перед банкротством.
Среди «теневых» владельцев бизнеса, существовало мнение, что привлечение к субсидиарной ответственности — это нечто маловероятное, т. к. прямых норм, указывающих на возможность привлечения фактических руководителей, в нашем законодательстве не было. Ранее доказать наличие у ответственных лиц вины в доведении общества до банкротства было практически невозможно. Однако на сегодняшний день рост случаев привлечения к субсидиарной ответственности собственников и руководителей компании доказывает обратное, действует презумпция виновности контролирующих лиц.
Лицо будет являться контролирующим (пока не доказано иное) в случае если:
‒ такое лицо имело право распоряжаться 50 и более % голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала ООО, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;
‒ извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, которые в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочены выступать от его имени.
Субсидиарная ответственность контролирующего лица может наступать за:
‒ неподачу (несвоевременную подачу) заявления о банкротстве;
‒ непредставление уничтожение документов (отсутствие документов бухгалтерского учета);
‒ совершение сделок, причинивших вред кредиторам.
Обратимся к судебной практике, Межпромбанк был признан банкротом в конце 2010 года. Размер установленной задолженности перед кредиторами по состоянию на 1 апреля 2016 года — 81,2 млрд руб. Из них пока кредиторам вернулся 1,9 млрд руб. Это банкротство стало крупнейшим в России. Фактический руководитель Межпромбанк банка С. В. Пугачев был привлечен к субсидиарной ответственности (дело № А40–119763/10). В результате разбирательства было установлено, что Пугачев согласовывал ключевые решения (с помощью штампа «Согласовано»), участвовал в переговорах от имени банка; проводил собеседования топ-менеджеров, определял вознаграждение, тем самым был подтвержден факт фактического руководства банком. В результате С. В. Пугачев как реальный владелец был привлечен судом к субсидиарной ответственности в размере 75 642 466 311 рублей 39 копеек.
Арбитражный суд может признать лицо контролирующим не только по основаниям, указанным в законе, но и по иным. Следовательно, круг оснований расширяется (перечень открыт), и реальному контролирующему лицу будет сложнее уйти от ответственности. К иным основаниям могут относиться любые неформальные личные отношения (совместное проживание, «гражданский брак» или же длительная совместная деятельность, в том числе военная служба, совместное обучение и. т.п.) [1].
Законодатель указывает, что контролирующим не может быть лицо, которое владеет менее чем десятью процентами уставного капитала юридического лица и получает обычный доход, от такого владения.
Введя в действие главу III.2. закона «О несостоятельности (банкротстве)» законодатель сделал важный шаг на пути к выявлению реальных руководителей организаций (фактического бенефициара). А именно: теперь суд наделен правом уменьшить размер или же полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно осуществляло функции органа управления номинально и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо, и (или) обнаружено скрывавшееся последним имущество должника и (или) контролирующего должника лица.
Теперь привлечение к субсидиарной ответственности контролирующего лица возможно не только в рамках процедуры банкротства (ст. 61.16 Закона о банкротстве), но и за рамками этой процедуры (ст. 61.19 Закона о банкротстве). Законодатель намеренно разрешил подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности и в тех случаях, если банкротство завершено, прекращено из-за отсутствия средств на оплату расходов, и даже если суд возвратил заявление о признании должника банкротом. Фактически эта норма добавляет шансов «пострадавшему лицу» получить своё.
Законодатель ввел новый состав правонарушения, влекущего ответственность в форме возмещения убытков за нарушение законодательства о банкротстве. Если в деле о банкротстве, а также вне дела о банкротстве до или после его возбуждения должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя или иных кредиторов, то контролирующие должника лица будут нести за убытки.
Важной новеллой является и то, что заявление о привлечении к субсидиарной ответственности теперь может быть подано в ходе любой процедуры банкротства (наблюдении, реструктуризации, конкурсном управлении). Данное требование о возмещении должнику убытков может быть предъявлено как руководителем (учредителем, участником, директором) должника, так и по решению собрания кредиторов, комитета кредиторов, конкурсным кредитором, арбитражным управляющим, представителем работников должника или уполномоченными органами.
Изменения, внесенные в закон о банкротстве, существенно отразятся на судебной практике, можно прогнозировать значительный рост дел по взысканию убытков с контролирующих должника лиц. Хочется надеяться, что со временем в отечественном правопорядке деятельность любого юридического лица будет прозрачной, а между фактическими и юридическими выгодоприобретателями будет стоять знак равенства.
Литература:
1. Письмо ФНС России от 16.08.2017 №СА-4-18/16148@ «О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ»