Организация предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сунцова, Н. Ю. Организация предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста / Н. Ю. Сунцова, О. К. Жигалко, О. В. Юнкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54307/ (дата обращения: 18.12.2024).



Предметно-пространственная среда несёт в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребёнка. Она воспитывает и развивает его, поэтому имеет свои основные характеристики.

Для детей раннего возраста это:

1) Разнообразие, которое предполагает наличие всевозможного игрового, дидактического материала для сенсорного развития, организации двигательной активности, продуктивной деятельности, развития мелкой моторики и т. д.

2) Оптимальная насыщенность, т. е. материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия или недостатка) целостную среду. Не допускайте перенасыщения среды, как и скудности — это вредно для ребёнка.

3) Стабильность. Дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки. Поэтому материалы пособия, игровое пространство и т. д. должно иметь своё постоянное место.

4) Доступность. Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка.

5) Эмоциональность. Обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка, вызывающей у него положительные эмоции).

6) Зонирование. Построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста, они играют не вместе, а рядом).

При организации предметно — развивающей среды в группе нужно создать условия для реализации одной из основных потребностей ребёнка — потребности в движении. Зона «Двигательной активности» должна занимать место, которое позволяло бы детям свободно двигаться. Она должна быть оснащена различными мечами для прокатов, резиновыми кольцами, ковриками, дорожкой здоровья и т. п., которые помогают организовать подвижные и самостоятельные игры детей. Например, игра «Курица и цыплятки», цель которой развивать внимание, умение повторять действия взрослого, " Собери мячики в корзинку», " По мостику через ручеёк» и т. д. Все занятия с оборудованием должны проходить под наблюдением и непосредственном участии взрослого. Взрослый должен видеть, как ребёнок выполняет упражнение, насколько его действия верны и полезны.

В зоне развивающих игр все игры и пособия должны быть направлены на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики воображения, речи.

Например, в зоне могут быть матрёшки с четярьмя-пятью вкладышами, стаканчики, игрушки-шнуровки, панно с липучками, пуговицами, кубики, пирамидки, лото, конструкторы.

Замечено, что ребёнок 2–3 лет иногда нуждается в некотором уединении. Поэтому малышу необходимы «домики», позволяющие отдохнуть от взрослого и других детей. Уголок отдыха (релаксации) может включать элементы «сенсорной комнаты», содержать элементы визуального воздействия и звукового эффектов, например, «бегущие» огоньки, журчащий фонтанчик.

Ряженье малышей 3-го года жизни так же имеет свои особенности. Развивающееся воображение, знакомство со сказками, потешками побуждают детей побыть в образе кого-то. Например, пробежать как мышка, пройти как медведь, поскакать как лягушка. В уголке ряженья должны присутствовать разные аксессуары: шапочки, маски, фрагменты костюмов разных персонажей (фуражки, пилотки, ленты, платочки, воротники, колпачки). Уголок «Ряженье» желательно пополнять в течение всего года. Этот вид деятельности может сочетаться с ролевыми играми и быть частью «Салона красоты», «Парикмахерской».

Ребята в свободное от режимных процессов время отдают предпочтение рисованию и лепке. Для этой деятельности должен быть отведён специальный столик. Ребёнок может порисовать за столом и в другой части комнаты, но главное, после рисования следует убрать всё на место. Для рисования детям 3–го года жизни можно предложить специальное самостирающееся устройство, восковые карандаши, доски с палочкой для рисования и т. п. Эти материалы заманчивы тем, что, способствуя развитию первых изобразительных умений, не создают проблем, не пачкают рук, не требуют частой смены бумаги, восковые карандаши не крошатся на пол. Изобразительная деятельность детей должна проходить под контролем педагога. Он не только способствует организации и делает развивающим этот вид деятельности. В процессе диалога с малышом педагог побуждает его рассказать о своих замыслах, поддерживает интересные начинания, в случае необходимости помогает. Если на рисунке появляется «незапланированное» пятно, то воспитатель не огорчает ребёнка, а придаёт ему образность, чуть — чуть дорисовав детали, например «хвостик», «ушки», «глазки» и т. п. Это полезно для развития воображения детей и поддержания интереса к творчеству.

Для малышей 3-го года жизни необходим уголок книги. Книжные иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами, расширяют представления об окружающем мире. Уголок книги любимое место у ребят. Этот уголок оформляется красочно, может сочетаться с театром. В библиотеке находятся новые и хорошо знакомые книги, особое место среди которых занимают любимые книги. Таких книг должно быть не менее 2–3 экземпляров (на случай, если такую книгу захочет взять 2–3 ребёнка одновременно). Уголок книги может быть выполнен в виде стоечки с полками, можно использовать столик и стулья с хохломской росписью, расписной шкафчик с полочками. Над столом может опускаться с настенного кронштейна красиво оформленный абажур, придавая особую прелесть месту, где живут сказки. Любовь и уважение к книге закладывается именно в раннем возрасте. Поэтому, создавая красочный, содержательный уголок книги, взрослый формирует внутренний мир ребёнка, расширяет видимое и не видимое пространство и обогащает окружающую среду.

Таким образом, можно сделать вывод что целью предметно — пространственной среды является расширение представления детей о назначении предметов, обучение действовать с ними, вносить полученные знания и навыки в самостоятельные игры и повседневную жизнь.

Литература:

  1. Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№ 8.
  2. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева.-М.:Перспектива,2011.
  3. Волосовец Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. -http://goo.gl/VhpiUr
  4. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№ 8.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, уголок книги, вид деятельности, дидактический материал, игра, книга, ребенок.


Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Задать вопрос