Интеллектуальные операции как операционные механизмы аттенционных способностей в учебной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.11.2018

Статья просмотрена: 2019 раз

Библиографическое описание:

Захарова, И. Н. Интеллектуальные операции как операционные механизмы аттенционных способностей в учебной деятельности младших школьников / И. Н. Захарова, К. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54309/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается внимание как познавательная способность, раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: аттенционные способности, функциональные механизмы, операционные механизмы, личностно-регулирующие механизмы, внимание, свойства внимания, интеллектуальные операции, сравнение, обобщение.

Проблемы, связанные с развитием внимания у младших школьников, вызывают беспокойство у педагогов, родителей и психологов, работающих с детьми. Психология внимания — одна из классических областей психологии. На сегодняшний день существует немалое количество методик, позволяющих проводить диагностику свойств внимания, разработаны общие и частные рекомендации по активному развитию аттенционных способностей младших школьников. Внимание является основой успешной познавательной деятельности и принадлежит к числу основных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников.

Аттенционные способности — это свойства функциональных систем, реализующих функцию внимания, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Под вниманием понимают не отдельный психический процесс, а определенную сторону психических процессов — направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышения уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности [3]. Внимание — важное условие успеха познания человеком окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий на познание того или иного объекта, явления. Внимание также осуществляет функцию регуляции и контроля за процессом и результатом деятельности [1]. Основными функциями внимания являются отбор релевантных воздействий, удержание деятельности до момента достижения цели, регулирование и контроль протекания деятельности [6]. По теории познавательных способностей В. Д. Шадрикова, внимание, как и все познавательные способности, имеет функциональные, операционные и личностно-регулируемые механизмы. Функциональные механизмы относятся к характеристикам способностей индивида, формирование операционных механизмов определяет развитие способностей субъекта деятельности, регулирующие личностные механизмы характеризуют проявление и развитие способностей личности. Операционными механизмами мыслительных способностей являются интеллектуальные операции, проявляющиеся у ребенка с двух лет с момента формирования функциональной системы мыслительных способностей в предметной манипуляторной деятельности с раннего возраста. Личностно-регулирующие механизмы формируют способности личности через изменения их качества — это мотивация, мотивационное состояние, волевая и эмоциональная регуляция, формирующиеся личностные качества. В нашей работе мы будем рассматривать операционные механизмы. Функциональные механизмы относятся к характеристикам человека как индивида, операционные — к характеристикам человека как субъекта деятельности, мотивационные — к характеристикам человека как индивида и личности [5].

Традиционно внимание характеризуется рядом свойств:

1) Концентрация, проявляющаяся в отвлечении от всего постороннего, в торможении побочной деятельности и тесно связанная с интенсивностью внимания. Целесообразно представление этих характеристик как двух сторон одного свойства: концентрированности как выражения сущности, избирательности внимания и интенсивности как степени выраженности направленности внимания на объект, степени его сосредоточенности;

2) Объем внимания, характеризуемый количеством объектов, на которое может быть направлено внимание при условии их одновременного восприятия.

3) Распределение внимания — свойство, обусловливающее возможность одновременного выполнения двух или более видов деятельности;

4) Переключение внимания — способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям, проявляющаяся либо в переходе от одного объекта к другому, либо от одной деятельности к другой;

5) Устойчивость внимания — длительность сосредоточения на объекте или явлении;

6) Оперативная подвижность, являющаяся специфической динамической характеристикой внимания и возникающая в ситуациях, требующих быстроты ориентировки в изменяющихся условиях, а также предполагающая гибкое регулирование процесса сосредоточения [6].

У детей младшего школьного возраста регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в связи, с чем и происходят существенные преобразования характеристик внимания, начинается интенсивное развитие его свойств, а именно: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключаемость и распределение. Развитие произвольного внимания младшего школьника является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится во взаимодействии с развитием интеллектуальных операций.

«Наличие у человека высших форм внимания, — пишет С. Л. Рубинштейн, — в конечном счете, означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания». Также было отмечено, что «интеллектуальная операция — это операция, которая учитывает существенные условия той объективной ситуации, в которой она совершается. Операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и существенными для данной задачи отношениями» [2]. Под интеллектуальной операцией будем понимать осознанные психические действия, связанные с познанием и разрешением задач. Это познание осуществляется через познавательные процессы. Функциональными механизмами познавательных процессов выступают конкретные функциональные физиологические системы. Операционными механизмами — выступает система приобретенных операций. Интеллектуальные операции выступают в единстве функциональных и операционных механизмов [4]. При разрешении какой-либо задачи человек использует совокупность взаимосвязанных друг с другом операций, каковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Овладение интеллектуальными операциями имеет важнейшее значение в развитии способностей. «В процессе учебной деятельности складываются операционные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Операционные механизмы являются основными преобразующими механизмами способностей в деятельности. Они увеличивают способы обработки материала и тем самым тренируют и развивают психические функции» [6].

Развитие аттенционных способностей у младших школьников идет за счет овладения операционными механизмами на уроках в учебной деятельности.

Нами проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление развития интеллектуальных операций, как операционных механизмов аттенционных способностей и свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость. Выборка исследования составила 10 учащихся третьего класса в возрасте 9–10 лет ГБПОУ ЗКНО г. Москвы.

Цель нашего эмпирического исследования заключалась в диагностике уровня интеллектуальных операций сравнения и обобщения и свойств внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость) для того, чтобы выявить их связь. Для этого нами были подобраны следующие методики: «Корректурная проба Бурдона», «Методика сравнения понятий Л. С. Сахарова — Л. С. Выготского», «Методика исключения предметов» автор адаптации Н. Л. Белопольская. Мы изучили выраженность каждой исследуемой интеллектуальной операции (сравнение и обобщение) учащихся, а также их уровень развития свойств внимания.

Результаты диагностики свойств внимания у младших школьников представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Средний балл показателей свойств внимания: концентрация, устойчивость ипереключаемость умладших школьников

Концентрация внимания

Устойчивость внимания

Переключаемость внимания

Средний балл

Уровень

Средний балл

Уровень

Средний балл

Уровень

2,6

низкий

8,9

высокий

6,1

средний

Исходя из выше представленных данных, можно констатировать следующее: концентрация внимания у младших школьников имеет относительно низкий уровень, поскольку концентрация внимания зависит от типа нервной системы и с трудом поддается корректировке; в свою очередь, устойчивость внимания имеет достаточно высокий показатель, так как к третьему классу оно уже достаточно хорошо сформировано у детей; а такое свойство как переключаемость — находится на среднем уровне. Но наши данные имеют отношение только к данной выборке испытуемых.

Результаты диагностики интеллектуальных операций младших школьников представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Средний балл показателей развития интеллектуальных операций младших школьников

Сравнение

Обобщение

Средний балл

Уровень

Средний балл

Уровень

8,4

высокий

4,7

низкий

В ходе диагностики интеллектуальных операций и по результатам в Таблице 2 установлено, что учащиеся без особых сложностей справляются с заданиями на сравнение, но операция обобщение вызывает затруднения.

Сопоставив интеллектуальные операции сравнение и обобщение со свойствами внимания (концентрация, устойчивость и переключаемость) младших школьников, мы обнаружили тенденцию во взаимосвязи. Если рассматривать индивидуально результаты у учащихся, то мы можем констатировать, что у испытуемого № 3 и испытуемого № 5, которые имеют высокий уровень развития интеллектуальных операций сравнения и обобщения, у них более высокие баллы по показателям свойств внимания (концентрация, устойчивость и переключаемость).

Из данных проведенного нами исследования можно сделать вывод, что у учащихся с высоким уровнем развития интеллектуальных операций, их свойства внимания, такие как концентрация, устойчивость, переключаемость выше, чем у учащихся с более низким уровнем развития интеллектуальных операций.

Литература:

  1. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  3. Шадриков В. Д. Диагностика познавательных способностей. Методика и тесты. М.: Альма Матер, 2009. 533 с.
  4. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции: Монография. М.: Логос, 2006. 108 с.
  5. Шадриков В. Д. Психология способностей. Хрестоматия. М.: 2008.
  6. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.
Основные термины (генерируются автоматически): механизм, операция, внимание, свойство внимания, концентрация, концентрация внимания, обобщение, операционная, устойчивость внимания, характеристика человека.


Похожие статьи

Уровень развития интеллектуальных операций у младших школьников

В статье рассматриваются интеллектуальные операции (анализ, обобщение и классификация), раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследов...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников.

Операционные механизмы аттенционных способностей младших школьников

В статье рассматривается проблема интеллектуальных операций, развитие способностей, система интеллектуальных операций, базовые и метаинтеллектуальные операции.

Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности

В статье рассматриваются проблемы реализации интеллектуальных операций в процессе познавательной деятельности человека. Приводятся основные понятия интеллектуальных операций, а также классификации, в частности, обозначаются следующие блоки: а) интелл...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-эксперим...

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность

Краткая аннотация: статья раскрывает методы диагностики и формирования волевых качеств в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Характеристика механизмов познавательных способностей (по В. Д. Шадрикову)

В статье проанализирована модель структуры способностей и психические основы развития познавательных способностей. Особое внимание уделяется описанию механизмов познавательных способностей по В. Д. Шадрикову. Раскрыты основные определения познаватель...

Похожие статьи

Уровень развития интеллектуальных операций у младших школьников

В статье рассматриваются интеллектуальные операции (анализ, обобщение и классификация), раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследов...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников.

Операционные механизмы аттенционных способностей младших школьников

В статье рассматривается проблема интеллектуальных операций, развитие способностей, система интеллектуальных операций, базовые и метаинтеллектуальные операции.

Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности

В статье рассматриваются проблемы реализации интеллектуальных операций в процессе познавательной деятельности человека. Приводятся основные понятия интеллектуальных операций, а также классификации, в частности, обозначаются следующие блоки: а) интелл...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-эксперим...

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность

Краткая аннотация: статья раскрывает методы диагностики и формирования волевых качеств в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Характеристика механизмов познавательных способностей (по В. Д. Шадрикову)

В статье проанализирована модель структуры способностей и психические основы развития познавательных способностей. Особое внимание уделяется описанию механизмов познавательных способностей по В. Д. Шадрикову. Раскрыты основные определения познаватель...

Задать вопрос