В статье рассматривается внимание как познавательная способность, раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследования.
Ключевые слова: аттенционные способности, функциональные механизмы, операционные механизмы, личностно-регулирующие механизмы, внимание, свойства внимания, интеллектуальные операции, сравнение, обобщение.
Проблемы, связанные с развитием внимания у младших школьников, вызывают беспокойство у педагогов, родителей и психологов, работающих с детьми. Психология внимания — одна из классических областей психологии. На сегодняшний день существует немалое количество методик, позволяющих проводить диагностику свойств внимания, разработаны общие и частные рекомендации по активному развитию аттенционных способностей младших школьников. Внимание является основой успешной познавательной деятельности и принадлежит к числу основных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников.
Аттенционные способности — это свойства функциональных систем, реализующих функцию внимания, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Под вниманием понимают не отдельный психический процесс, а определенную сторону психических процессов — направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышения уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности [3]. Внимание — важное условие успеха познания человеком окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий на познание того или иного объекта, явления. Внимание также осуществляет функцию регуляции и контроля за процессом и результатом деятельности [1]. Основными функциями внимания являются отбор релевантных воздействий, удержание деятельности до момента достижения цели, регулирование и контроль протекания деятельности [6]. По теории познавательных способностей В. Д. Шадрикова, внимание, как и все познавательные способности, имеет функциональные, операционные и личностно-регулируемые механизмы. Функциональные механизмы относятся к характеристикам способностей индивида, формирование операционных механизмов определяет развитие способностей субъекта деятельности, регулирующие личностные механизмы характеризуют проявление и развитие способностей личности. Операционными механизмами мыслительных способностей являются интеллектуальные операции, проявляющиеся у ребенка с двух лет с момента формирования функциональной системы мыслительных способностей в предметной манипуляторной деятельности с раннего возраста. Личностно-регулирующие механизмы формируют способности личности через изменения их качества — это мотивация, мотивационное состояние, волевая и эмоциональная регуляция, формирующиеся личностные качества. В нашей работе мы будем рассматривать операционные механизмы. Функциональные механизмы относятся к характеристикам человека как индивида, операционные — к характеристикам человека как субъекта деятельности, мотивационные — к характеристикам человека как индивида и личности [5].
Традиционно внимание характеризуется рядом свойств:
1) Концентрация, проявляющаяся в отвлечении от всего постороннего, в торможении побочной деятельности и тесно связанная с интенсивностью внимания. Целесообразно представление этих характеристик как двух сторон одного свойства: концентрированности как выражения сущности, избирательности внимания и интенсивности как степени выраженности направленности внимания на объект, степени его сосредоточенности;
2) Объем внимания, характеризуемый количеством объектов, на которое может быть направлено внимание при условии их одновременного восприятия.
3) Распределение внимания — свойство, обусловливающее возможность одновременного выполнения двух или более видов деятельности;
4) Переключение внимания — способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям, проявляющаяся либо в переходе от одного объекта к другому, либо от одной деятельности к другой;
5) Устойчивость внимания — длительность сосредоточения на объекте или явлении;
6) Оперативная подвижность, являющаяся специфической динамической характеристикой внимания и возникающая в ситуациях, требующих быстроты ориентировки в изменяющихся условиях, а также предполагающая гибкое регулирование процесса сосредоточения [6].
У детей младшего школьного возраста регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в связи, с чем и происходят существенные преобразования характеристик внимания, начинается интенсивное развитие его свойств, а именно: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключаемость и распределение. Развитие произвольного внимания младшего школьника является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится во взаимодействии с развитием интеллектуальных операций.
«Наличие у человека высших форм внимания, — пишет С. Л. Рубинштейн, — в конечном счете, означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания». Также было отмечено, что «интеллектуальная операция — это операция, которая учитывает существенные условия той объективной ситуации, в которой она совершается. Операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и существенными для данной задачи отношениями» [2]. Под интеллектуальной операцией будем понимать осознанные психические действия, связанные с познанием и разрешением задач. Это познание осуществляется через познавательные процессы. Функциональными механизмами познавательных процессов выступают конкретные функциональные физиологические системы. Операционными механизмами — выступает система приобретенных операций. Интеллектуальные операции выступают в единстве функциональных и операционных механизмов [4]. При разрешении какой-либо задачи человек использует совокупность взаимосвязанных друг с другом операций, каковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Овладение интеллектуальными операциями имеет важнейшее значение в развитии способностей. «В процессе учебной деятельности складываются операционные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Операционные механизмы являются основными преобразующими механизмами способностей в деятельности. Они увеличивают способы обработки материала и тем самым тренируют и развивают психические функции» [6].
Развитие аттенционных способностей у младших школьников идет за счет овладения операционными механизмами на уроках в учебной деятельности.
Нами проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление развития интеллектуальных операций, как операционных механизмов аттенционных способностей и свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость. Выборка исследования составила 10 учащихся третьего класса в возрасте 9–10 лет ГБПОУ ЗКНО г. Москвы.
Цель нашего эмпирического исследования заключалась в диагностике уровня интеллектуальных операций сравнения и обобщения и свойств внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость) для того, чтобы выявить их связь. Для этого нами были подобраны следующие методики: «Корректурная проба Бурдона», «Методика сравнения понятий Л. С. Сахарова — Л. С. Выготского», «Методика исключения предметов» автор адаптации Н. Л. Белопольская. Мы изучили выраженность каждой исследуемой интеллектуальной операции (сравнение и обобщение) учащихся, а также их уровень развития свойств внимания.
Результаты диагностики свойств внимания у младших школьников представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Средний балл показателей свойств внимания: концентрация, устойчивость ипереключаемость умладших школьников
Концентрация внимания |
Устойчивость внимания |
Переключаемость внимания |
|||
Средний балл |
Уровень |
Средний балл |
Уровень |
Средний балл |
Уровень |
2,6 |
низкий |
8,9 |
высокий |
6,1 |
средний |
Исходя из выше представленных данных, можно констатировать следующее: концентрация внимания у младших школьников имеет относительно низкий уровень, поскольку концентрация внимания зависит от типа нервной системы и с трудом поддается корректировке; в свою очередь, устойчивость внимания имеет достаточно высокий показатель, так как к третьему классу оно уже достаточно хорошо сформировано у детей; а такое свойство как переключаемость — находится на среднем уровне. Но наши данные имеют отношение только к данной выборке испытуемых.
Результаты диагностики интеллектуальных операций младших школьников представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Средний балл показателей развития интеллектуальных операций младших школьников
Сравнение |
Обобщение |
||
Средний балл |
Уровень |
Средний балл |
Уровень |
8,4 |
высокий |
4,7 |
низкий |
В ходе диагностики интеллектуальных операций и по результатам в Таблице 2 установлено, что учащиеся без особых сложностей справляются с заданиями на сравнение, но операция обобщение вызывает затруднения.
Сопоставив интеллектуальные операции сравнение и обобщение со свойствами внимания (концентрация, устойчивость и переключаемость) младших школьников, мы обнаружили тенденцию во взаимосвязи. Если рассматривать индивидуально результаты у учащихся, то мы можем констатировать, что у испытуемого № 3 и испытуемого № 5, которые имеют высокий уровень развития интеллектуальных операций сравнения и обобщения, у них более высокие баллы по показателям свойств внимания (концентрация, устойчивость и переключаемость).
Из данных проведенного нами исследования можно сделать вывод, что у учащихся с высоким уровнем развития интеллектуальных операций, их свойства внимания, такие как концентрация, устойчивость, переключаемость выше, чем у учащихся с более низким уровнем развития интеллектуальных операций.
Литература:
- Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
- Шадриков В. Д. Диагностика познавательных способностей. Методика и тесты. М.: Альма Матер, 2009. 533 с.
- Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции: Монография. М.: Логос, 2006. 108 с.
- Шадриков В. Д. Психология способностей. Хрестоматия. М.: 2008.
- Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.