Доказана важность химического прогресса для дизайнерской мысли. Изучена история глиняных изделий и их глазурования. Раскрыта тайна эффекта «цек». Исследовано развитие химических покрытий-заменителей. Сформулирована важность присутствия фотоаппарата для дизайнера материалов. Проанализирована мода на присутствие эффекта «кракелюр». Дана краткая характеристика эскизам авторской мини-коллекции «Эхо эпох». Выявлена важность разработки и её практическое применение. Сделан вывод относительно синтеза наук в дизайн-проектировании одежды.
Ключевые слова: глина, глазурь, керамика, текстура, химия, цек.
The importance of chemical progress for design thought is proved. The history of clay products and their glazing was studied. Revealed the mystery of the «craquelure» effect. The development of chemical coatings-substitutes is investigated. The importance of the presence of the camera for the material designer is formulated. Fashion was analyzed for the presence «craquelure» effect. A brief description is given of the sketches of the author’s mini-collection «echo of the epochs». The importance of development and it’s practical application is revealed The conclusion is made regarding the synthesis of sciences in designing clothes.
Keywords: clay, glaze, ceramics, texture, chemistry, craquelure.
«Из глины и крови» [2. с. 13]
Предложение или спрос, развивающий дизайнера — потребность в инновациях, новых решениях, нежелание быть «как все».
Волнующая проблема — недостаток базы оригинальных принтов в дизайне одежды. Поиск покрытия материала волнует каждого дизайнера на этапе художественного оформления костюма, но мода последних лет предлагает просто цвет. Тема не актуальна — не предлагаются источники нового художественного оформления материала.
Цель исследования — постановка связи химии и дизайна текстиля, описание эскизов авторской мини-коллекции «Эхо эпох», касающейся поставленной проблемы.
Новизной исследования является использование эффекта «цек» в художественном оформлении делового костюма.
Для раскрытия проблемы необходимо решить ряд задач: знакомство с историей глиняных изделий, изучение результатов глазури при обжиге керамики, анализ лаковых структур и эффектов глазурования в моде, знакомство с эскизами авторской мини-коллекции «Эхо эпох».
Глина имела широкое применение в эпоху первых цивилизаций. Из неё изготовляли неодушевлённые предметы, использовали и как состав для прически — Африка. Такие изделия быстро теряют свои практические свойства, если это не обожжённый красный кирпич, без должного обращения.
Гончарное искусство подарило миру великолепно пластичные формы сосудов, а развитие химической промышленности невероятные глазурованные поверхности. Современный мир требует долговечности, поэтому так популярны искусственные материалы. Глиняные изделия предназначены чаще в качестве посуды, либо эстетического наслаждения — кафель.
В IV тысячелетии до н. э. древние египтяне уже знали искусство изготовления глазурированных керамических изделий.
Глазури — это тонкий стекловидный слой (0,1–0,3 мм), образующийся на керамических изделиях в результате нанесения специальных веществ [3, с. 7, 36].
Поверхность может невероятно преобразиться за счёт химии. Тонкая наука, которая способна изменить всё — от прочной стали — травление, до чувствительной человеческой кожи — макияж. Для украшения керамики используются следующие составы — краски, лак, глазурь. Глянец, невероятные цветовые переходы, металлические вкрапления — достижения глазурования сравнимые с движением лавы, воды, космическим пространством, северным сиянием, бензиновым градиентом — уникальный результат покрытия. Всё это образуется путём химической реакции.
Техники керамики расширялись, так появилась «майолика восстановительного огня» — блестящими как металл и отливающими радужными отблесками.
Если надо получить очень сильные эффекты блестящего кричащего металла разных оттенков, не достижимых никакой другой техникой (в живописи, в ювелирном деле и т. п..), применяют комбинированное восстановление углекислыми и хлористо-водородными газами [4. с. 3, 64].
Составы-заменители поверхностей доступны покупателям, среди них аналогичные бензиновому пятну, кракелюру, металлическому покрытию, матовости.
Кракелюр — лак, вызывающий эффект потрескавшейся керамики. Множество маленьких трещин подобны мозаике, твердой пустыне, пескам, изнуренным знойным солнцем. Круговорот природы, который уничтожает и вновь создает. В развитом мире на это способны и науки — снятие коррозии, выращивание человеческой кожи.
Уникальные поверхности можно создать путем воздействия веществ — это волшебство химии.
В результате отступлений от нормальной технологической схемы производства глазурей, нарушений установленного режима обжига, или вследствие неправильного подобранного состава глазури или применения недоброкачественных сырьевых материалов возникает ряд дефектов глазури, которые образуются после политого обжига.
Из всех пороков глазури наиболее частым бывает цек [1, с. 128–129].
Явление было настолько неизбежным, что превратилось в декор. Мелкие трещины — ошибка давних лет, которая стала выходом в целях придания предметам, интерьеру ощущения великой истории первых цивилизаций.
Проанализировав моду на схожие или подобные эффекты были сделаны такие выводы:
- Мозаика собора, что схоже с техникой кракле, в коллекции Dolce&Gabbana осень/зима 2013–2014, ready-to-wear.
- Мозаичная текстура в египетской коллекции Dior весна/лето 2004, couture.
- Практика применения печати текстуры на одежде используется очень редко. Связано это прежде всего с тем, что не на любых конструкциях, материалах приём будет выглядеть уместно.
- Дизайнеры предлагают и блеск, и перламутр, и глянец и много другое, что не только блестит, но и переливается множеством оттенков. Авангардные решения, которые сейчас немногие решаться примерить, в отличие от массового блеска 80-х годов.
- Удивительный дефект — «цек» пока ещё не нашёл себя в моде.
Ценится натуральность тканей, но не в колорите. Естественные цвета материалов далеко не были идеальны, например, хлопок, это был сероватый, желтоватый оттенки, но никак не белый. Поверхность ткани было необходимо изменить в эстетических целях — отбелить, покрасить. Научный прогресс идёт быстрыми шагами, и сейчас на материалы наносят химические составы, изменяющие и фактуру. Самый популярный из них — это лакированная кожа. Само название кричит в результате чего она так невероятно блестит.
Не любая текстурная поверхность, которую мы хотим видеть на себе, может воплотиться в жизнь посредством воздействия вещества на ткань, так как она имеет свойство впитывать.
Запечатлеть на материале необыкновенные голографические переливы, неправильную геометрию керамики поможет фотоаппарат. С появлением первого фотокопировального устройства приходилось ожидать действия вспышки длительное время, но керамическому кувшину не пришлось бы страдать так, как человеку. Магическая коробка, изначально предназначенная для запечатления неодушевлённого мира, нежели портрета.
Текстуры в природе немного, но её можно и разнообразить. Поэтому так необходимо фотографировать не только явления окружающего мира — они будут существовать довольно длительное время, но и уникальные поверхности, созданные воздействием химии — это позволит расширить рамки художественного оформления одежды.
Развитие знаний в разных научных областях даёт нескончаемый поток идей для дизайнера.
История, искусствоведение, химия объединились в эскизах мини-коллекции «Эхо эпох». Проектирование одежды, которое становится не только личным взглядом, но и отражением времени.
Рис. 1. Эскизы авторской мини-коллекции деловой одежды «Эхо эпох»
Рис. 2. Эффект «цек»
Краткая характеристика моделей: количество — 3, назначение — повседневная, сезон — осень-зима, стиль — деловой, направление — авангард, цветовая гамма — голубой, разбавленный ахроматическим чёрным, белым и серебряным, материалы — натуральная кожа (костюм-комплект), хлопчатобумажная ткань (рубашка), сатин (галстук-бабочка), пластик и лаке (сумка), сталь (обувь).
Полезна разработка в качестве выражения авангарда в классической конструкции костюма, а цель её — гармония принта-фактуры и формы.
Дух стиля эпохи выражается в «большом стиле», хотя гончарное мастерство и было значимым, отражение в моде оно практически не нашло. Коллекция реализовала это великое и полезное искусство в дизайне текстиля и тем самым объединила два времени: достижения современности (конструирование одежды, искусственные материалы) и путь к развитию древних цивилизаций.
Известный миф о сотворении Богом Энки человека из глины стал явью благодаря коллекции.
Проектирование одежды, которое становится не только, как казалось, личным взглядом, но и результатом синтеза наук.
Литература:
- Блюмен, Л. М. Глазури / Л. М. Блюмен. — М: Госстройиздат, 1954. — 171 с.
- Босье С. Мифы и легенды народов мира / С. Босье. — М.: Махаон, 2007. — 128 с.
- Добрынина, Г. Г. Художественная керамика. Учебно-практическое пособие / Г. Г. Добрынина. — Владивосток: ВГУЭС, 2013. — 80 с.
- Егоров, М. В. Цветные глазури и эмали (Майолика) / М. В. Егоров, А. В. Соловьев; ред. И. И. Сильвестровича. — М: Всесоюзное кооперативное объединенное издательство, 1931. — 82 с.