В статье рассматриваются вопросы нормативно-правовых положений с военнослужащих граждан РФ.
Ключевые слова: военная служба, статус военнослужащего, Российская армия, административно-правовой статус, ВС РФ.
Происхождение статуса «военнослужащий» можно отнести к моменту создания воинских формирований. На законодательном уровне впервые определен Иваном III для содержания и развития войска, а также материального стимулирования военнослужащих. Самого высокого уровня статус достиг при Петре Великом и был закреплен в Табели о рангах от 24 января 1722 года.
Статус военнослужащего входит в общее понятие «специальный статус» и является отражением особенности положения определенного контингента граждан. Приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Из этого следует, что основным признаком понятия статуса «военнослужащий» является призыв, либо поступление на военную службу после окончания специального учебного заведения и уже как следствие зачисление в состав вооруженных сил РФ, органа, учреждения или организации, в котором законом предусмотрена военная служба.
В построении специального статуса военнослужащих можно выделить следующие части:
– общую, которую отнесем к правовому статусу гражданина вообще;
– специальную, в которую включим совокупность общих военно-служебных прав и обязанностей;
– особенную, куда включим комплекс специфических черт, отражающих правовой порядок категорий военнослужащих;
– единичную, включающую в себя особенности правового положения конкретного военнослужащего.
Административно-правовой статус военнослужащего — это сложный механизм по своему построению, а также законодательной структуре. Гражданин РФ призванный в ряды Российской армии — став военнослужащим, автоматически приобретает общие, специальные, должностные обязанности и соответствующие им права.
Административно-правовой статус военнослужащего состоит:
– прав военнослужащего;
– обязанностей военнослужащего;
– гарантий военнослужащего в процессе военной службы;
– ограничений и запретов во время военной службы;
– ответственности военнослужащих.
Если говорить о правах военнослужащих, то они являются законодательно установленными в РФ правовыми возможностями эффективно осуществлять обязанности по замещаемым должностям военной службы.
Что касается обязанностей военнослужащих, то они установлены положениями таких НПА, как: ФЗ «О статусе военнослужащих» [1], Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, а также Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ [2]. Положениями перечисленных НПА все обязанности граждан на военной службе можно разделить на общие, должностные и специальные.
Относительно гарантий на военной службе можно сказать, что они являются совокупностью административно-правовых мер, которые призваны обеспечивать такие виды защищенности военнослужащих, как правовая и социальная.
Если говорить об ограничениях и запретах на военной службе, то можно сделать вывод о том, что они включают в себя императивный перечень деяний, которые признаются несовместимыми со статусом военнослужащего и могут нанести значительный ущерб интересам, как военной службы, так и государства, и общества в целом.
Относительно ответственности военнослужащего необходимо отметить, что тот гражданин, который проходит военную службу либо призван на военные сборы, в зависимости от того, каков характер и тяжесть правонарушения, которое он совершил, может быть привлечен к таким видам ответственности, как административная, материальная и уголовная, а также и к другим видам юридической ответственности.
Административно-правовой статус военнослужащих можно определить также с помощью воинской должности, т. к. все должностные обязанности включают в себя права, обязанности и ответственность. Кроме того, исходя из специфики военной службы к составляющим административно-правового статуса военнослужащего можно отнести и воинские звания, которые присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, и полномочия, которыми наделяются все служащие в рядах Российской Армии, в том числе при выполнении боевых задач, и государственные гарантии, призванные обеспечить правовую и социальную защищенность военнослужащих.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что статус военнослужащего не только результат слияния общего и специального правового статуса, а именно в силу такого взаимодействия конституционные права, свободы и обязанности прописываются и конкретизируются в нормах военного законодательства с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, что влечет за собой некоторые ограничения в правах и свободах.
Литература:
- О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ: по сост. на 01.07.2017 // СЗ РФ. — 01.06.1998. — № 22. — Ст. 2331.
- Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495: по сост. на 16.05.2017 // СЗ РФ. — 19.11.2007. — № 47 (1 ч.). — Ст. 5749.
- Военное право (Учебник 2004) В. Г. Стрекозова, А. В. Кудашкина.