Встатье описаны особенности формирования личностных качеств младших школьников. Дано понятие личностного качества. Представлены результаты сформированности личностных качеств «умение четко следовать правилам» и «самостоятельность» на начальном этапе обучения у учащихся 1 классов.
Ключевые слова: личностные качества, младшие школьники, самостоятельность, воспитанность, ответственность, умение четко следовать правилам, мотив.
The article describes the features of the formation of personal qualities of younger students. Given the concept of personal quality. Presents the results of the formation of personal qualities of the younger student «the ability to strictly follow the rules» and «independence» at the initial stage of training for students in grades 1.
Keywords: personal qualities, younger schoolchildren, independence, good breeding, responsibility, ability to strictly follow the rules, the motive.
После трех лет важно понимать, что развитие личностных качеств у ребенка происходит за счет развития личностно-регулирующих механизмов. В этом возрасте основной вид деятельности игра является не только операционным механизмом развития способностей, но и выполняет личностно-регулирующую функцию. В игровой деятельности развиваются способности за счет решения мыслительных задач, которые являются частью мыслительного процесса. [4]
У ребенка, как у сознательного субъекта игровой деятельности будут развиваться не только операционные механизмы (интеллектуальные операции), но и личностно-регулирующие механизмы (эмоции, осознание эмоционального состояния и мотивов, волевое напряжение, личностные качества, которые будут направлены на изменение качественного уровня его способностей). Как следствие будут влиять на формирование качеств личности конкретного ребенка.
Под способностями здесь будут пониматься свойства функциональных систем, которые имеют индивидуальную меру выраженности и обеспечивают легкость вхождения в деятельность и сказываются на продуктивности и качестве деятельности. Когда мы сталкиваемся с функциональной системой, реализующей те или иные психические функции, мы можем говорить о способностях. [5]
Функциональные физиологические системы являются генетически обусловленным базисом психической деятельности. Свойствами этих систем являются соответствующие способности: познавательные, мотивационные, эмоциональные. Устойчивые проявления соответствующих мотиваций, эмоциональных реакций становятся личностными качествами — чертами характера. Однако не все психологическое содержание действия или поступка человека может быть отнесено к свойствам личности. К ним могут быть отнесены только устойчивые мотивации и переживания. Психические процессы и свойства личности неотделимы друг от друга, как писал Рубинштейн. Точно так же связаны между собой способности и психические свойства личности — личностные качества. Личностные качества являются регулирующим механизмом способностей. [6]
Личностные качества — это закрепленная форма поведения, за которыми стоит мотив. Личностное качество тоже регулирует деятельность, поведение и способность. В игровой деятельности личностные качества очень хорошо формируются самостоятельно. В игровой и учебной деятельности ребенка изменяется качество способностей, как следствие развиваются и личностные качества.
Например, такие качества, как аккуратность, ответственность, организованность — их все можно и нужно развивать в игровой деятельности. Необходимо создавать у ребенка условия, для развития определенных способностей, которые будут помогать развиваться этим качествам.
У ребенка следует добиваться формирования положительных, социально одобряемых способностей личности, которые могут стать стержнем личностного развития. И, наоборот, заметив проявление того или иного негативного качества, следует постараться его устранить. [3]
У ребенка младшего школьного возраста меняется основной вид деятельности с игровой на учебную деятельность. Для ребенка этого возраста актуальнейшими отношениями и качествами являются те, которые связаны с его ведущей деятельностью — учением. Учение является процессом преобразования самого себя в плане приобретения новых компетенций, а его продуктом — изменение и повышение качества способностей. Ведущая деятельность определяет главные изменения психики, направление потребностей, стремлений, мотивов и ценностей человека. У младшего школьника начинают формироваться новые отношения с миром через социальные роли ученика, одноклассника в общении с учителями, родителями, сверстниками.
Поэтому на этапе младшего школьного возраста столь важным является развитие его умений правильно оценить свою деятельность, владение приемами самообучения и самоконтроля. Через положительную мотивацию взрослые могут закреплять желаемые формы поведения, тем самым помогать формированию положительных личностных качеств ребенка. И своей реакцией корректировать проявление тех качеств личности, развитие которых не желательно.
Существенную роль в формировании личностных качеств приобретают игра и учебная деятельность. Успехи в игре и учебе значимо изменяют социальный статус ребенка. Они могут стать доминирующими в формировании личностных качеств. В свою очередь, этими успехами определяется мотивация учения.
У детей в младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования положительных качеств личности. Младшим школьникам свойственны повышенная восприимчивость, доверчивое подчинение авторитету (учителю, родителям), подражательность и послушание. Для младших школьников характерна познавательная активность, отзывчивость, впечатлительность, готовность к сопереживанию, готовность к сотрудничеству, стремление к достижениям, совершенству. Происходит формирование нравственных идеалов, образцов поведения, ответственного отношения к нормам и правилам [3].
Для диагностики уровня развития личностных качеств ребенка младшего школьного возраста используются разные виды психодиагностических методик. Например, рассмотрим методику, направленную на диагностику уровня развития личного качества «Умение четко следовать правилам» и «Самостоятельность». Для диагностики использовалась методика «Образец и правило».
В диагностике принимали участие обучающие 1«А» класса ГБОУ Школы № 1279 г. Москвы в количестве 28 человек.
«Образец и правило» — методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий поставленной задачи, преодолевая влияние посторонних факторов и самостоятельность в выполнении задания. Каждое задание представляет собой фигуру-образец и расположенные справа от нее «точки» разной формы (маленькие кружочки, треугольники, квадраты). [5]
Таблица1
Результатыисследованияличностныхкачествпометодике «Образециправило»испытуемых 1 «А»класса
Уровеньпроявления Личностногокачества |
Личностныекачества |
Количестводетей% |
||
Умениеследоватьправилам |
Самостоятельность |
Умениеследоватьправилам |
Самостоятельность |
|
Высокий |
2 б. |
2 б. |
82 % |
67 % |
Средний |
1 б. |
1 б. |
14 % |
29 % |
Низкий |
0 б. |
0 б. |
4 % |
4 % |
Так как задания были адаптированы к проведению в 1 классах, большинство учащихся справились с заданиями. Из полученных данных можно сделать вывод, что у младших школьников на начальном этапе обучения личностные качества «Умение следовать правилам» и «Самостоятельность» находятся на начальном этапе формирования. Однако личностное качество «Умение следовать правилам» имеет более высокий показатель сформированности (82 %), чем «Самостоятельность» (67 %).
Литература:
- Макарова К. В. Психология человека, Москва, 2011
- Смирнова Е. О. Детская психология под редакцией Эльконина Д. Б., Питер, 2009г.
- Токарев А. А. Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы Международная научная конференция, Уфа, 2012. — С. 16–33.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013.
- Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. — М.: Аспект пресс,2007
- https://mrko.mos.ru