Цель данной работы заключается в выявлении и исследовании проблем, возникающих в процессе гражданско-правового регулирования перевозки грузов на железнодорожном транспорте в Российской Федерации. Новые виды общественных отношений объективно обусловили необходимость приведения российского законодательства в области транспортной безопасности в соответствие с реалиями рыночных отношений.
Ключевые слова: перевозка грузов, транспортная безопасность, безопасность движения.
The purpose of this work is to identify and study problems arising in the process of civil-legal regulation of the carriage of goods by rail in the Russian Federation. New types of public relations objectively necessitated bringing the Russian legislation in the field of transport security in line with the realities of market relations.
Key words: cargo transportation, transport safety, traffic safety.
Безопасность движения на железнодорожном транспорте — комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, сохранности объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, экологической безопасности окружающей среды.
Проблема обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте появилась одновременно с самим транспортом. Вопросы безопасности всегда стоят на первом месте — и никакие экономические достижения не имеют смысла, если не обеспечивается безопасность перевозочного процесса.
Основная часть
Обеспечение безопасности движения перевозочного процесса становится первоочередной задачей для ОАО «РЖД». Безотказная и успешная работа железнодорожного транспорта общего пользования невозможна без высокого уровня дисциплины и ответственности каждого участника перевозочного процесса, без обеспечения полной безопасности движения поездов и маневровой работы.
Наибольшее количество нарушений безопасности движения происходят по вине отдельных железнодорожников к выполнению своих обязанностей из-за несоблюдения Правила перевозок грузов и других нормативных актов железнодорожного транспорта, недисциплинированности, недобросовестного отношения.
На безопасность движения поездов влияет низкая надежность технических устройств, несоответствие технологических процессов и технических средств требованиям технической эксплуатации и технического обслуживания, ремонта и восстановления работоспособности подвижного состава, устройств железнодорожного пути, автоматики, телемеханики, связи, систем энергообеспечения и других устройств.
«Правила перевозок грузов — нормативный правовой акт МПС России, определяющий основные положения, требования и условия перевозки железнодорожным транспортом отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций на железнодорожных станциях и путях необщего пользования» [1]. К основным рискам, как вероятности возникновения событий, связанных с нарушением безопасности движения, также относятся нарушения при приеме к перевозке негабаритных грузов, на открытом подвижном составе, наливных и опасных, а также прием к перевозке грузов с перегрузом сверх трафаретной грузоподъемности.
Прием к перевозке и документальное оформление этих грузов требуют от исполнителей определенных знаний Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах стран — участников СНГ, Технических условий погрузки и крепления грузов (далее ТУ), Правил перевозок опасных и Правил перевозок грузов наливом и умения применять эти знания на практике [2].
Неукоснительное соблюдение ТУ погрузки и крепления грузов при погрузке гарантирует безопасную перевозку вагонов с грузами по всему пути следования, однако без ужесточения норм регулирования допуска вагонов на сеть ОАО «РЖД» невозможно повысить безопасность движения, в том числе за счет комплексного подхода к снижению уровня аварийности из-за технических неисправностей подвижного состава.
Так, основными причинами являются: некачественная подготовка вагонов к перевозке — это отсутствие деталей вагона для крепления груза, искривление бортов платформ, не закрытие секторов в полувагонах, неисправные двери и люки вагонов, не заделка грузоотправителем конструктивных отверстий в полувагонах при перевозке навалочных и насыпных грузов, несоблюдение грузоотправителями требований ГОСТ при выборе и установке реквизитов крепления — растяжек, стоек, брусков, отсутствие механических устройств для крепления груза, прием грузов к отправлению с перегрузом сверх трафаретной грузоподъемности из-за нарушений грузоотправителями технологии взвешивания груженых вагонов, несоответствия трафарета тары или грузоподъемности на вагоне фактической, неправильное определение массы грузов расчетным путем или по обмеру. Все это происходит из-за осуществления погрузки грузов в вагоны, имеющие существенный естественный износ.
Нарушение Правил приема грузов к перевозке на открытом подвижном составе влечет за собой возникновение таких событий, как отцепка вагонов от поезда в пути следования на промежуточных станциях из-за нарушения ТУ, а именно: ослабление растяжек, расстройство крепления, сдвиг груза, нарушение схемы погрузки, просыпание груза, что может привести к развалу груза с последующим возникновением аварийной ситуации.
С целью дополнительного контроля и повышение основ безопасности на железнодорожном транспорте при погрузке грузов на станционных и собственных железнодорожных путях предлагается обеспечить станции массовой погрузки и выгрузки грузов наличием фото и видео техники (видеокамеры, квадрокоптеры) при изменении технологического процесса работы станций. В современных условиях данные устройства обеспечат непрерывную фото и видеосъемку в режиме онлайн при помощи, которой, будет установлена возможность выявления и фиксирования нарушений в области приемки и отправки грузов и багажа со станционных путей и с мест необщего пользования железнодорожных станций.
Литература:
- Устав железнодорожного Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (ред. от 18.07.2017 г. ФЗ-№ 177).
- Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»: федер. закон от 10.01. 2003 № 17-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2003.