В условиях модернизации современного образования наиболее популярными становятся современные средства обучения и педагогические технологии, которые включают в себя кейс-технологии.
Сама технология кейсов была разработана и применена в начале XX века в США учеными Гарвардского Университета. Обучение происходило по определенной схеме — учеников просили озвучить конкретную ситуацию, т. е. проблему, а затем произвести анализ этой ситуации [5].
В настоящее время существует множество определений кейс-технологий. Так, например В. Я. Никитин представляет кейс-технологию как информационный комплекс, который позволяет понять ситуацию [7].
Другое определение этой же технологии дает Г. К. Селевко. Он рассматривает кейс-технологию как обучение, при помощи анализа конкретных ситуаций [8].
Кроме этого, существует еще одно определение данной технологии, которое предлагает И. В. Гладких, т. е. это — методически организованный процесс анализа конкретных ситуаций (ситуационный анализ), в ходе которого у слушателей развиваются профессиональные навыки [3].
На основе выше сказанного, можно предположить, что конкретного определения кейс-технологий не существует и ключевым понятием здесь является «анализ конкретных ситуаций».
В некоторых литературных источниках кейс-технологию описывают как кейс-метод. Это связано с тем, что для определения технологий существуют особые критерии, по которым кейс-метод описан не в полной мере [5–6].
В чем же заключается суть кейс-метода? Для решения кейса учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную или производственную ситуацию, описание которой отражает не только какую-либо практическую, конкретную проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимых при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Преимущества данной технологии заключаются в том, что в основе лежит системно — деятельностный подход, который обеспечивает активную познавательную деятельность обучающихся. Еще одним преимуществом является обеспечение возможности получения знаний, глубокого понимания теоретических концепций; возможность выработки навыков простейших обобщений, а также возможность знакомства с реальной жизнью. Как и в любой технологии кроме преимуществ существуют и определенные недостатки. Так, чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определенной системы [7].
В связи с этим, определяются требования по разработке и применению кейсов. Сама разработка кейса должна соответствовать поставленной цели;
иметь соответствующий уровень трудности; иллюстрировать аспекты реальной жизни; развивать аналитическое мышление и самое главное провоцировать дискуссию.
Создание нового кейса состоит из нескольких этапов:
1. Поиск источника кейса.
2. Сбор данных для кейса.
3. Макетирование содержания кейса.
4. Апробация кейса в аудитории.
5. Жизненный цикл кейса.
Оценка готового кейса происходит по определенным критериям качества. Он должен быть с хорошей фабулой, фокусироваться на теме, вызывающий интерес; отвечать современной ситуации, т. е. кейс воспринимается как новость, чем как историческое событие. Кейс должен быть реалистичен, вызывать сопереживание к его главным действующим лицам; включать цитаты из источников; содержать проблемы, понятные пользователю; а также требовать высокой оценки уже принятых решений [1].
Чему учит кейс-метод? Данный метод учит мыслить и рассуждать по — новому; анализировать конкретную ситуацию и прогнозировать исход данной ситуации; отстаивать свою точку зрения и дискуссировать; выбирать главное и обосновывать свое мнение; взаимодействовать с другими членами группы; управлять своим временем (т. к. любой кейс имеет временные ограничения); быть настойчивым и последовательным, т. е. действовать по алгоритму.
Обучение на основе кейс-метода — это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах, выработке навыков принятия решений [8].
Яркий пример с применением кейса в обучении можно привести в школьном курсе биологии 10 класса при изучении темы «Наследственность и изменчивость организмов». Разработка данного кейса применяется на уроке систематизации и обобщения полученных знаний.
Кейс
Наследственность иизменчивость— свойства организмов
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных генетических понятиях при помощи кейс-технологии.
Задачи:
1.образовательные:
‒ закрепить знания учащихся об основных понятиях генетики и методах решения генетических задач;
‒ систематизировать знания учащихся в одну целую единую систему;
2. развивающие:
‒ продолжить развивать интерес учащихся к изучению раздела «Генетика»;
3. воспитательные:
‒ развитие понимания усложнения всего от простого к сложному.
Оборудование:
‒ персональный компьютер
‒ интерактивная доска
‒ мультимедийная установка
- Сюжетная часть
Существует устойчивое мнение, что Жак Давиель, то ли 2, то ли 8 апреля, то ли 1745, то ли 1747 г. (вероятнее всего, 8 апреля 1747 г.) произвел якобы первую операцию экстракции катаракты. Он сделал ее провансальскому монаху-отшельнику в Марселе с хорошим результатом. К ней он пришел случайно: при несдавливании одной катаракты передняя камера глаза наполнилась кровью, и он сделал прокол роговицы, чтобы выпустить ее. Вместе с кровью выделилось несколько кусочков хрусталика. Этот случай и навел его на мысль вывести при помощи разреза роговицы весь хрусталик из глаз.
Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как рецессивные несцепленные признаки.
- Методическая часть
Вопросы к аудитории
- Что такое наследственность?
- Дайте определение понятию «изменчивость»
- Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где оба родителя гетерозиготны по двум признакам.
4. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой и глухонемотой, а второй супруг гетерозиготен по этим признакам?
- Информационная часть.
(http://wiki.iro23.info/images/0/08/Interactive_poster._Basic_terms_and_concepts_of_genetics23.pdf— Интерактивный плакат «Наследственность иизменчивость организмов»)
(https://infourok.ru/elektronniy-obrazovatelniy-resurs-interaktivniy-glossariy-po-teme-nasledstvennost-i-izmenchivost-2518571.html— Глоссарий)
Катаракта— физиологическое состояние, связанное с помутнением хрусталика глаза и вызывающее различные степени расстройства зрения вплоть до полной его утраты.
Глухонемота — врождённая или наступившая в раннем детстве глухота, сопровождающаяся отсутствием речи из-за нарушений голосового аппарата.
Особенности рецессивного наследования:
- Признак проявляется только у рецессивных гомозиготных особей, при генотипе (аа).
- Возможно явление носительства, когда ген (а) в геноме есть, а признак фенотипически никак не проявляется. Это возможно у гетерозиготных форм, имеющих, наряду с рецессивных геном, на второй хромосоме ген доминантный (Аа).
- Ген может передаваться через поколения, «от дедов к внукам». Ген может передаваться через много поколений в виде носительства, а потом проявится неожиданно у очередного потомка.
Оценивание данного кейса осуществляется по системе onlainе-тестирования, т. е. учащимся предлагается пройти тест по теме «Наследственность и изменчивость организмов» для проверки усвоенного материала. По итогам прохождения тестирования выставляется оценка.
Материалы данного теста можно найти на сайте (https://www.kursoteka.ru/course/3929/lesson/13188/unit/32061 — онлайн тестирование по теме «Наследственность и изменчивость организмов»).
Проанализировав, выше сказанное можно сделать вывод о том, что применение кейс-метода в системе обучения является неотъемлемой и эффективной частью образовательного процесса.
Литература:
- Барнс Л. Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций. / Л. Б. Барнс, Р. К. Кристенсен, Э.Дж. Хансен. — М.: Гардарики, 2000. — 502с.
- Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — М., 1995. — 180 с.
- Гладких И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. / И. В. Гладких //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. — 2005. — № 2. — С. 169–194.
- Козина, И. В. Case study: некоторые методические проблемы/ И. В. Козина// Рубеж.- 1997.- № 10. — С. 177–189.
- Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия /Е. И. Михайлова// Маркетинг.- 1999.- № 1.- С. 51–54
- Мухина С. А. Современные инновационные технологии обучения. /С. А. Мухина, А. А. Соловьева. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2008. — 78 с.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М.: Академия, 1999. — 361 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К. Селевко. — М., 1998. — 125 с.