Алгоритм развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Черкасова, А. М. Алгоритм развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра / А. М. Черкасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54353/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлен алгоритм развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках подхода DIR/Floortime, а также представлены результаты формирующего эксперимента.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коммуникативные навыки, общение, DIR/Floortime.

В современной педагогике, говоря о коммуникативных навыках, часто подразумевают общение. В этой статье мы также будем использовать эти два значения в качестве синонимов.

Нарушение коммуникативных навыков — одна из составляющих триады нарушений при расстройствах аутистического спектра (РАС) [11]. Широкий круг нарушений общения обусловлен трудностями саморегуляции, удержания внимания, установления контакта и поддержания общения, преднамеренности и обоюдной коммуникации, решения социальных задач, создания и развития символов, а в дальнейшем и трудностями развития логического и абстрактного мышления. [8]

Кроме того, обращаясь к автобиографическим очеркам людей с расстройствами аутистического спектра, мы можем заметить следующую особенность: их воспоминания фрагментарны, разобщены и зачастую фиксируются вокруг наиболее ярких впечатлений, приобретающих особую ценность [3]. Таким образом, мы можем сделать вывод: для того, чтобы полученное знание осталось в опыте ребенка, оно должно быть аффективно заряжено, иметь для него особый смысл [2]. Данная концепция также лежит в основе подхода DIR/Floortime, разработанном доктором Стенли Гринспеном. Он утверждал, что посредством эмоциональных проявлений мы можем влиять на развитие высших психических функций, коммуникативных и социальных навыков.

Вопросами развития коммуникативных навыков занимались такие отечественные ученые, как Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, О. С. Никольская, Л. И. Божович, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг и др. Рассматривая представленный в данных работах опыт через призму подхода DIR/Floortime, мы получаем некий алгоритм построения коррекционно-развивающих занятий по развитию коммуникативных навыков.

В первую очередь, необходимо установить контакт с ребенком, создать комфортные условия его пребывания в кабинете. Мы можем достичь этого, придерживаясь принципа индивидуального подхода, в рамках которого мы учитываем личностные характеристики ребенка, его особые образовательные потребности, индивидуальные особенности развития.

Следующей составляющей успешного взаимодействия является поиск мотивационных стимулов — того, что могло бы стимулировать ребенка вступить с нами во взаимодействие [10]. Для правильного выбора мотивационного стимула необходимо определить уровень аффективной регуляции ребенка [4], а также опросить родителей малыша. Это позволит нам значительно сократить время мотивационного тестирования, поскольку мы уже будем иметь представления о круге интересов ребенка.

Выбор средств общения. Это то, чему мы будем учить ребенка. На этом этапе мы подбираем тот вариант общения, который будет наиболее доступен ребенку. Под средствами общения мы подразумеваем не только речевую коммуникацию, но и ее альтернативные формы: жесты, графические символы, предметную коммуникацию и т. д. [1] Наша задача — как можно быстрее дать ребенку способ взаимодействия с внешним миром самым доступным для него образом на данный момент.

Подстройка. Сонастраиваясь с ребенком в процессе недирективного способа взаимодействия (игры), мы даем ему позитивный опыт взаимодействия со специалистом, стимулируем его таким образом проявлять инициативу и интерес к общению [5]. Кроме того, мы получаем возможность создать речевую среду для ребенка посредством комментирования его действий в процессе игры. Мы даем ребенку представления о том, что происходит вокруг него, даем ему некоторый инструмент взаимодействия с окружающим миром, который на данном этапе пока еще находится в пассиве малыша [9]. Для полноценного формирования пассивного словаря ребенка огромное значение имеют повторяющиеся ритмичные игры. Многократное повторение позволит ребенку намного быстрее соотнести предложенный символ с интересующим его предметом или действием.

Игровые препятствия. На этом этапе мы начинаем предъявлять минимальные требования по отношению к ребенку, начинаем ожидать от него инициативы в общении с использованием тех средств общения, которые были выбраны нами в самом начале нашего взаимодействия с ребенком. Для того, чтобы стимулировать ребенка обратиться к нам, мы используем тайминг — небольшую временную отсрочку перед предъявлением мотивационного стимула [6].

Обобщение полученного опыта. Здесь мы расширяем спектр ситуаций, в которых ребенок мог бы применять усвоенный способ общения. Например, после освоения просьбы «дай» в процессе игры в кубики, ребенку предлагается другая игра в рамках его интересов с использованием данной просьбы.

Однако освоения выбранных средств общения только на соответствующих занятиях недостаточно. Необходимо обеспечить преемственность не только между специалистами, оказывающими ребенку коррекционно-развивающую помощь, но и между специалистами и родителями ребенка [7]. Усвоенные навыки должны автоматизироваться в процессе самой разнообразной деятельности ребенка, в том числе и в рамках быта.

На основании данной теории нами был проведен эксперимент на базе Центра реабилитации инвалидов детства «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» в период с мая 2018 года по ноябрь 2018 года, в котором приняли участие 7 детей в возрасте 4–5 лет с расстройствами аутистического спектра. В начале коррекционно-развивающих занятий, нами оценивались следующие параметры: саморегуляция и внимание; контакт и общение; преднамеренность и обоюдная коммуникация; решение социальных задач; создание и развитие символов; эмоциональное, логическое и абстрактное мышление. Минимальное количество баллов, которые ребенок мог получить в процессе диагностики, равнялось 0, максимальное — 36. В соответствии с этими значениями нами были выделены 4 группы детей, где первую группу составляли дети с самыми низкими показателями, а четвертую — с самыми высокими. Подавляющее большинство детей, участвовавших в эксперименте, получили показатели, которые позволили отнести их к первой группе. Затем нами в течение указанного периода проводилась коррекционная работа в соответствии с представленным алгоритмом. Каждый из детей получал занятия по развитию коммуникативных навыков не реже раза в неделю. По результатам эксперимента нами также проводилась оценка уровня аффективной регуляции, уровня функционального эмоционального развития, а также формы общения. Анализ полученных данных показал значительную динамику в каждой из представленных областей:

Рис. 1. Развитие коммуникативных навыков до начала коррекционно-развивающих занятий

Рис. 2. Развитие коммуникативных навыков после начала коррекционно-развивающих занятий

Таким образом, в соответствии с полученными результатами, большинство детей, входивших в экспериментальную группу, вошло в третью группу. Это позволяет нам говорить о том, что представленный алгоритм способствует эффективному развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Литература:

  1. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»/ сост. О. Н. Тверская, М. А. Щепелина; выпуск. ред. А. Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. — Пермь. 2018. — 160 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  3. Коэн Ш. Жизнь с аутизмом / Перевод с англ. Игорь Костин. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. — 240 с.
  4. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.: Альфа, 1990. — 197 с.
  5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении/ М. И. Лисина. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  6. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 176 с.: ил. — (Коррекционная.педагогика).
  7. Мысаковска-Адамчик А. Ранняя помощь в развитии коммуникации — совместная работа терапевтов с родителями неговорящих детей/ А. Мысаковска-Адамчик// Альтернативная и дополнительная коммуникация: сб. статей. — Спб.: Скифия, 2016. — с. 273–285.
  8. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер. — М.: Теревинф, 2013. — 512 с.
  9. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. — М.: Теревинф, 2017. — 288 с.
  10. Эльконин Д. Б. Особенности общения ребенка со взрослыми в ходе развития предметных действий и возникновение предпосылок ролевой игры / Д. Б. Эльконин. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — С. 188–201. — (Психологи Отечества).
  11. Wing L. Asperger’s syndrome: a clinical account/ L. Wing // Phychological medicine. — Cambridge University Press. — 1981. — № 11 — C. 115–129.
Основные термины (генерируются автоматически): DIR, ребенок, навык, абстрактное мышление, мотивационный стимул, обоюдная коммуникация, процесс игры, развитие символов, способ взаимодействия, средство общения.


Похожие статьи

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в игровой деятельности через параллельную имитацию

Статья посвящена обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в игровой деятельности посредством метода параллельной имитации. В ней рассматриваются ключевые характеристики РАС. Автор учитывает индивидуальный подход к обучению детей с...

Методический материал по исследованию уровня актуального развития учащихся с РАС и умственной отсталостью

Автор статьи выделяет девять ключевых показателей с базовыми составляющими, которые необходимы для развития коммуникативной функции речи, показывает, как можно провести количественный анализ и визуально представить результат.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Как решение прикладных задач на уроках математики способствует развитию дивергентного мышления у учащихся 8-х классов

В статье рассматривается вопрос развития дивергентного мышления на уроках математики. Представлены результаты проведения Lesson Study по развитию дивергентного мышления через формирование умений и навыков решения прикладных задач.

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Эмпирическое исследование развития навыков сотрудничества старших дошкольников с речевыми нарушениями в инклюзивной группе

В статье описывается экспериментальное исследование развития навыка сотрудничества в условиях инклюзивной группы.

Похожие статьи

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в игровой деятельности через параллельную имитацию

Статья посвящена обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в игровой деятельности посредством метода параллельной имитации. В ней рассматриваются ключевые характеристики РАС. Автор учитывает индивидуальный подход к обучению детей с...

Методический материал по исследованию уровня актуального развития учащихся с РАС и умственной отсталостью

Автор статьи выделяет девять ключевых показателей с базовыми составляющими, которые необходимы для развития коммуникативной функции речи, показывает, как можно провести количественный анализ и визуально представить результат.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Как решение прикладных задач на уроках математики способствует развитию дивергентного мышления у учащихся 8-х классов

В статье рассматривается вопрос развития дивергентного мышления на уроках математики. Представлены результаты проведения Lesson Study по развитию дивергентного мышления через формирование умений и навыков решения прикладных задач.

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Эмпирическое исследование развития навыков сотрудничества старших дошкольников с речевыми нарушениями в инклюзивной группе

В статье описывается экспериментальное исследование развития навыка сотрудничества в условиях инклюзивной группы.

Задать вопрос