Международный опыт проведения подрядных торгов в строительстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.12.2018

Статья просмотрена: 787 раз

Библиографическое описание:

Береженцева, И. О. Международный опыт проведения подрядных торгов в строительстве / И. О. Береженцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 370-372. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54360/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье раскрывается суть и процесс проведения подрядных торгов в сфере строительстве в зарубежных странах. Кроме этого, в статье отмечены основные различия в проведении подрядных торгов в России и других странах.

Ключевые слова: подрядные торги, тендеры, госзаказ, тендерная документация.

Одной из широко распространенных форм размещения заказа на строительство в современных рыночных условиях являются подрядные торги. Такая система торгов в наши дни приобрела наибольшую актуальность. Это связано с тем, что она предоставляет возможность создавать конкурсные условия для претендентов на строительство, подбирать подходящую подрядную организацию и заключать с ней договор подряда на приемлемых условиях. Благодаря всему этому создается и поддерживается конкурентная среда на рынке строительных услуг, а также исключается возможность создания монополий.

В вопросе государственных нужд на внутреннем рынке практически во всех развитых странах важнейшим заказчиком продукции является государство.

Задача обеспечения эффективности проведения государственных закупок становится первостепенной благодаря их значительным объемам. Для того, чтобы обеспечить эффективность государственных закупок, необходимо добиться выполнения следующих условий:

‒ прозрачность закупочных процедур;

‒ экономичное расходование бюджетных средств;

‒ строгая отчетность ответственных за закупки лиц;

‒ справедливость в обеспечении доступа всех поставщиков к государственным заказам

Для формы управленческой технологии, которая используется при организации государственных закупок в развитых странах Запада, часто используют термин прокьюремент, который переводится как приобретение, закупка, поставка или снабжение. Прокьюремент — совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы заказчика при проведении закупочной кампании посредством конкурсных торгов [1].

Заказчик должен обеспечить выполнение следующих важных этапов, входящих в Прокьюремент:

1) составление плана государственного заказа;

2) обоснование предложенной закупки;

3) регламентация государственного заказа;

4) размещение государственного заказа;

5) контроль за исполнением контракта.

Анализ системы госзакупок в разных странах осуществляется исходя из этапов данной системы в различных странах, а также оценки их эффективности.

Лидерами в области организации государственных закупок для различных секторов экономики и для нормального функционирования государственного аппарата являются такие страны, как США, Франция, Великобритания и Германия. Доля госзакупок составляет от 20 до 27 % ВВП этих стран.

В данной статье будет рассмотрена практика управления системой государственных закупок в зарубежных странах — в США и в Германии. С помощью выделения наиболее важных аспектов зарубежного опыта и с точки зрения повышения эффективности размещения госзаказа, постараемся понять, насколько он может быть применим в российских условиях.

В 1972 году в США был принят первый закон по регулированию государственных закупок в стране. Схема проведения торгов, которую можно увидеть в нынешнее время сложилась к 1984 году, когда был принят свод законов, называемый «Правила закупок для федеральных нужд».

Главным ответственным за правовое сопровождение закупочной политики и формирование контрактных систем государственных закупок подразделением является Управление политики федеральных закупок. Так же оно издает директивы и правила проведения федеральных закупок.

Уникальная государственная компания, называемая Федеральной Контрактной Системой (ФКС) является неотъемлемой частью государственных контрактов и государственных заказов. Её роль настолько велика, что государственный контракт на товары, услуги и выполнение НИОКР, согласно законодательству, принимается американскими коммерческими банками в качестве залогового документа, исполнение гарантий по которому обеспечивает Федеральная резервная система США. Федеральная контрактная система действует в соответствии с рядом правил, которые зафиксированы в своде законодательных и подзаконных актов. Они определяют требования в отношении порядка и процедур, которым должны следовать все федеральные органы при осуществлении закупок и размещении заказов. Этот свод правил получил название «Федеральные правила планирования, размещения и исполнения государственного заказа».

ФКС регулирует весь жизненный цикл заказа:

‒ планирование

‒ размещение

‒ исполнение

Предварительное планирование заказа обеспечивается специальными информационными ресурсами, например, федеральный портал FAAPS.

Государственный рынок, или «рынок государственных учреждений», составляют организации федерального правительства правительств штатов и местные органы, закупающие или арендующие товары, необходимые им для выполнения своих функций по отправлению власти» является самым крупным и емким.

Национальную систему госзакупок США можно охарактеризовать с помощью таких моментов как:

‒ жесткий регламент проведения процедур, межведомственное сотрудничество и подконтрольность разрешают противодействовать коррупции;

‒ обширное применение методики планирования обеспечения государственных нужд;

‒ проведение конкурсных торгов по единой методике, внедрение библиотеки типовых контрактов и банка данных стандартных спецификаций (полезных свойств) приобретаемой продукции;

‒ применение различных механизмов контроля исполнения контрактов, процедуры приемки и оценки итогов, изучения эффективности обеспечения государственных (публичных) нужд и системы управления публичными поставками продукции;

‒ достижения публичной открытости и гласности всех контрактных процессов и их результатов обеспечиваются с помощью специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.

В состав Европейского союза на сегодняшний день входят 28 государств. Все страны имеют различный уровень развития и степень вовлеченности государства в экономическую деятельность, все это предполагает определенную специфику законодательного регулирования процесса государственного заказа в рамках данного экономического и политического европейского объединения.

Выделяют три уровня законодательного регулирования государственных закупок в Евросоюзе — это национальный уровень, законодательство самого ЕС и международный уровень, в большей степени связанный с Всемирной торговой организацией [3].

В Евросоюзе была принята стратегия «Европа-2020», которая определяет три фактора, влияющих на экономическое развитие:

1) развитие экономики на основе инноваций;

2) содействие развитию низкоуглеродной, ресурсосберегающей и конкурентоспособной экономики;

3) содействие высокой занятости.

Набольшим опытом организации государственных закупок среди развитых стран Евросоюза обладает Германия. Система контроля за процедурами государственных закупок, действующая в Германии, отвечает требованиям ЕС. Однако она отмечается особой спецификой, которая включает в себя две инстанции:

‒ апелляционную — в форме независимого учреждения

‒ судебную — в форме судебного органа.

Успешным нововведением в Германии можно считать возможность оспаривать размещение государственного заказа в суде. Для того, чтобы развивать и совершенствовать государственные закупки, постановления, выносимые обеими инстанциями, публикуются в открытом доступе [4].

В соответствии с законодательством Германии, государство, выступает в роли хозяйствующего субъекта. Оно обязано действовать в рыночных условиях, в конкурентной среде, то есть соблюдать те же юридические и экономические принципы, которые являются обязательными и для представителей частного сектора экономики. Государство изначально не имеет никаких особых полномочий и привилегий и конкурирует с представителями частного сектора, вместе с ними отслеживает изменения на рынке, а также информирует рынок о своих потребностях, путем объявления конкурсов на закупку товаров (услуг). Гражданское право является основой урегулирования споров для данного вида закупок. Федеральные, региональные и местные органы власти, а также подчиненные им учреждения и организации руководствуются в своей деятельности бюджетным правом. Главными принципами управления бюджетом являются принципы экономного расходования средств и сбалансированности бюджета. Счетные палаты федерации и регионов ежегодно проверяют соблюдение этих правил.

Таким образом, международный опыт государственных закупок представляет бесспорный интерес для разработки и внедрения новых подходов к организации отечественных госзакупок, поскольку выполнение экономических и социальных программ в стране, поощрение развития разных отраслей народного хозяйства, в т. ч. инновационных программ, поддержка продукции национальных производителей, а также регулирование некоторых социальных процессов осуществляется с помощью государственных закупок.

Литература:

  1. Азрилиян А. Н. Экономический словарь. М.: Омега-Л, 2015
  2. Асаул А. Н. Организация и проведение подрядных торгов в регионе. СПб.: Гуманистика, 2004
  3. Смирнов В. И., Нестерович Н. В. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд: Учебно-методическое пособие для государственных служащих- М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  4. Семенова Ф. З., Борлакова М. Б., Боташева Л. С. Зарубежный опыт организации государственных закупок // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 6–2. — С. 465–469.
  5. Сироткин Н. А., Ольховиков С. Э. Организация и планирование строительного производства: учебное пособие — Директ-Медиа, 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.knigafund.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): государственный заказ, закупка, США, FAAPS, выполнение, Германий, конкурентная среда, торг, федеральная контрактная система.


Похожие статьи

Подрядные торги в строительстве: проблемы и перспективы

В данной статье раскрывается суть и процесс проведения подрядных торгов в сфере строительстве. Кроме этого, в статье отмечены существующие на сегодняшний день проблемы в организации и проведении подрядных торгов и разработаны направления их совершенс...

Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор

В данной статье приводится аналитический обзор различных авторов в исследованиях вопросов теории и практики осуществления закупочной деятельности в иностранных государствах. Анализируются процедуры проведения закупочной деятельности в иностранных гос...

Организация подрядных торгов (конкурсов) на объекты и услуги в строительстве

Статья рассматривает современные способы организации подрядных торгов на объекты и услуги строительства и в сфере городского хозяйства в контексте действующего российского законодательства. В статье выявлены достоинства и недостатки различных способо...

Зарубежный опыт правового регулирования отношений по купле-продаже

В настоящей статье рассматривается опыт зарубежных стран по регулированию купли-продажи. Автор исследует законодательство США, Франции, Германии и делает вывод о возможности применения соответствующих положений иностранного законодательства в условия...

Сравнительный анализ особенностей заключения электронных сделок: Российская Федерация и Республика Германия

В данной статье проводится сравнительный анализ особенностей заключения электронных сделок Российской Федерации и Германии, проводится анализ регулирования электронных сделок зарубежных стран, предлагаются перспективы разрешения выявленных проблем.

Мировой опыт системы государственного заказа

В статье рассмотрены контрактные системы развитых стран мира с позиции применения способов определения поставщиков. Автором проведен анализ используемых способов размещения заказа в странах мирового сообщества для государственных закупок товаров, раб...

Зарубежный опыт организации и проведения государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает мировую практику проведения государственного финансового контроля в развитых странах мира в сравнении с нормами, принятыми в Российской Федерации, приводится сравнительный анализ ключевых элементов проведения государствен...

Вопросы правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан

В статье характеризуются суть и значение правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан в современном правопорядке рыночного типа, а также анализируются причины низкой активности местных предпринимателей по поводу заключения договора фр...

Особенности и проблемы современного правового регулирования инвестиционных фондов в РФ

В статье проведен анализ законодательства в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов, выявлены основные проблемы правового регулирования деятельности ПИФов в современных условиях функционирования финансового рынка.

Зарубежный опыт финансирования инвестиционной деятельности ЖКХ

В статье показан опыт финансирования инвестиционной деятельности ЖКХ за рубежом. Раскрыты процессы формирования финансовых отношений в сфере ЖКХ и влияние этих процессов на показатели деятельности компаний жилищно-коммунального хозяйства.

Похожие статьи

Подрядные торги в строительстве: проблемы и перспективы

В данной статье раскрывается суть и процесс проведения подрядных торгов в сфере строительстве. Кроме этого, в статье отмечены существующие на сегодняшний день проблемы в организации и проведении подрядных торгов и разработаны направления их совершенс...

Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор

В данной статье приводится аналитический обзор различных авторов в исследованиях вопросов теории и практики осуществления закупочной деятельности в иностранных государствах. Анализируются процедуры проведения закупочной деятельности в иностранных гос...

Организация подрядных торгов (конкурсов) на объекты и услуги в строительстве

Статья рассматривает современные способы организации подрядных торгов на объекты и услуги строительства и в сфере городского хозяйства в контексте действующего российского законодательства. В статье выявлены достоинства и недостатки различных способо...

Зарубежный опыт правового регулирования отношений по купле-продаже

В настоящей статье рассматривается опыт зарубежных стран по регулированию купли-продажи. Автор исследует законодательство США, Франции, Германии и делает вывод о возможности применения соответствующих положений иностранного законодательства в условия...

Сравнительный анализ особенностей заключения электронных сделок: Российская Федерация и Республика Германия

В данной статье проводится сравнительный анализ особенностей заключения электронных сделок Российской Федерации и Германии, проводится анализ регулирования электронных сделок зарубежных стран, предлагаются перспективы разрешения выявленных проблем.

Мировой опыт системы государственного заказа

В статье рассмотрены контрактные системы развитых стран мира с позиции применения способов определения поставщиков. Автором проведен анализ используемых способов размещения заказа в странах мирового сообщества для государственных закупок товаров, раб...

Зарубежный опыт организации и проведения государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает мировую практику проведения государственного финансового контроля в развитых странах мира в сравнении с нормами, принятыми в Российской Федерации, приводится сравнительный анализ ключевых элементов проведения государствен...

Вопросы правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан

В статье характеризуются суть и значение правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан в современном правопорядке рыночного типа, а также анализируются причины низкой активности местных предпринимателей по поводу заключения договора фр...

Особенности и проблемы современного правового регулирования инвестиционных фондов в РФ

В статье проведен анализ законодательства в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов, выявлены основные проблемы правового регулирования деятельности ПИФов в современных условиях функционирования финансового рынка.

Зарубежный опыт финансирования инвестиционной деятельности ЖКХ

В статье показан опыт финансирования инвестиционной деятельности ЖКХ за рубежом. Раскрыты процессы формирования финансовых отношений в сфере ЖКХ и влияние этих процессов на показатели деятельности компаний жилищно-коммунального хозяйства.

Задать вопрос