Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.12.2018

Статья просмотрена: 10279 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Д. Н. Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции / Д. Н. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54361/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье автор, на основании анализа существующей практики, раскрывает существующие проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, а также предлагает возможные пути совершенствования такой деятельности. Автором сделан особый акцент на борьбе с коррупционными проявлениями в правоохранительной системе России.

Ключевые слова: прокуратура, коррупция, государство, законодательство, закон, Российская Федерация.

Прокуратура, являясь важным государственно-правовым институтом по противодействию коррупции, обладает широким спектром надзорных полномочий. К компетенции прокуратуры отнесен надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства, контроль исполнения требований, предъявляемых к поведению и действиям должностных лиц, при наличии конфликта интересов; надзор за полнотой и достоверностью сведений о доходах и расходах чиновников и членов их семей; за выполнением государственными служащими запретов и ограничений. Кроме того, у прокуратура также наделена особыми полномочиями по применению способов административного принуждения, а также по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Генеральная прокуратура в качестве приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией определила следующие: повышение качества и эффективности следствия и дознания; усиление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания; повышение эффективности сотрудничества следователей, дознавателей, прокуроров при выявлении и расследовании коррупционных преступлений; согласованность деятельности всех правоохранительных органов.

На сегодняшний день прокуратурой РФ проводится системный анализ и мониторинг состояния законности, в том числе в сфере исполнения и соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе и антикоррупционного законодательства. Прокуратура на регулярной основе обобщает имеющиеся в ее распоряжении статистические данные, а также информационно-аналитические материалы в данной сфере, на основании которых проводится активная разработка мер по усилению эффективности прокурорского надзора и координирования деятельности правоохранительных органов. Прокуратура занимает центральное место в системе противодействии коррупции, однако, на мой взгляд, представляется целесообразным наладить в этой сфере более тесное ее сотрудничество с другими правоохранительными органами, и в целом со всем государственно-правовым механизмом. Кроме того, повышению эффективности антикоррупционной деятельности прокуратуры будет способствовать привлечение к этой борьбе представителей общественности, создание общественных комиссий и советов, всесторонняя поддержка общественного контроля над деятельностью государственных органов [4].

По моему мнению, деятельность прокуратуры по противодействию коррупции можно условно разделить на несколько уровней. Квалифицирующим параметром для такого деления могут выступать методы противодействия коррупции.

Так, 1-й уровень заключается в деятельности прокуроры по противодействию коррупции на этапе принятия нормативно-правовых актов. Ключевым звеном данного уровня является проводимая прокуратурой антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Посредством этого этапа реализуется превентивная функция прокуратуры, осуществляется профилактика совершения коррупционных деяний.

2-й уровень — реагирование на непосредственные проявления коррупции. В рамках данного уровня прокуратура принимает и обрабатывает обращения граждан по фактам совершения правонарушений коррупционной направленности, применяет меры прокурорского реагирования, проводит проверки, обращается в компетентные органы и так далее. Кроме того, существенная функциональная нагрузка возложена на правоохранительные органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, надзор за деятельностью которых является еще одной функцией прокуратуры на этой стадии.

3-й уровень — борьба с коррупцией на стадии проведения предварительного следствия и дознания по уголовным делам, коррупционной направленности. Надзор за исполнением законов Следственным комитетом РФ, который осуществляет следствие, в том числе и по делам коррупционной направленности, возложен на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров на основании полномочий, предоставленных федеральным законодательством.

4-й уровень — поддержка государственного обвинения в суде в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также на основании закона «О прокуратуре РФ» [3].

Относительно борьбы с коррупцией непосредственно в правоохранительных органах, важно отметить, что причиной передачи полномочий по расследованию дел отдельному органу — следственному комитету — был тот факт, что ранее прокуратура, осуществляя функции следствия, самостоятельно осуществляла надзор за ним. Такая двойственная компетенция предоставляла возможность для существования протекционизма и попустительства. На сегодняшний день уголовное дело, при наличии соответствующих оснований, может быть возбуждено в отношении работника Следственного комитета РФ, равно как и в отношении прокурорского работника, при этом такое дело возбуждается и расследуется следователями СК РФ, а надзор за законностью следствия осуществляется прокуратурой.

Факты коррупции в правоохранительных органах, в том числе в органах прокуратуры, могут быть устранены исключительно путем принятия следующих мер: проведения оптимизации системы правоохранительных органов с целью устранения необоснованного дублирования функций и полномочий; соблюдение в правоохранительных органах принципа специализации, при этом необходимо стремиться к повышению уровня профессионализма сотрудников; установление достойного уровня оплаты труда работников правоохранительных органов, оптимизация их числа и усиление их ответственности.

Деятельность по искоренению коррупции в правоохранительной системе должна базироваться на принципах гласности и прозрачности работы правоохранительных органов. Однако важно отметить, что применение данных принципов должно находиться в прямой зависимости от критериев разумности и целесообразности, и ни в коем случае не иметь отрицательного влияния на исполнение функций правоохранительных органов. Кроме того, видится необходимым изменение идеологии работы правоохранительной системы с карательной на правозащитную [5].

Совершенствование технической оснащенности правоохранительных органов, внедрение в их работу новейших и эффективных информационных технологий также будет способствовать совершенствованию деятельности по противодействию коррупции. Кроме того, невозможно отрицать важность налаженного международного информационного обмена: заключение международных соглашений о проведении совместных оперативных мероприятий; о взаимной правовой помощи, в том числе связанной с выдачей лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, получения информации о банковских счетах, доступа к ним и возможности наложения на них ареста.

На мой взгляд, положительного эффекта можно добиться путем проведения массовых стажировок российских специалистов в странах, успешно реализовавших программу борьбы с коррупцией. Ну и, конечно, весомую роль сыграет издание современной учебной и методической литературы по борьбе с коррупцией для студентов юридических специальностей. Процесс борьбы с коррупцией осложняется целым рядом причин различного характера: морально-нравственными, политическими, демографическими, финансовыми и, конечно, правовыми. Поскольку коррупция представляет собой системное явление, меры борьбы с ней, не могут ограничиваться только юридическими. На сегодняшний день приоритетной, на мой взгляд, задачей органов прокуратуры по противодействию коррупции становится правовое антикоррупционное просвещение. Очевидной представляется недостаточность исключительно законодательных запретов в деле борьбы с коррупцией как с глобальным явлением. Именно поэтому, задача по изменению отношения, как общества, так и самих чиновников к коррупционным процессам приобретает особую значимость.

Данный вопрос особо актуален в субъектах РФ в силу ряда особенностей национального и регионального характера, менталитета. Исходя из вышеизложенного, для эффективного противодействия коррупции и влияния на ее детерминанты требуется проведение длительной, последовательной работы, важнейшую роль в которой должна играть прокуратура. Кроме того, работа прокуратуры должна быть конструктивной, с продуманной позицией и стратегическим направлением, чтобы не воспроизвести опыт советской прокуратуры периода застоя, когда прокурорский надзор осуществлялся буквально за всем, включая вопросы расписания отправки и прибытия железнодорожных составов.

По данным Transparency International Россия по-прежнему занимает место в нижней части рейтинга восприятия коррупции, что крайне негативно сказывается, как на социально-экономическом развитии и повышении инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьёзности усилий власти по противодействию коррупции.

Коррупционное бремя чрезмерно для российской экономики и ломает ей хребет, наносит вред интересам всего государства, подрывает авторитет власти и законов, а, либерализация наказаний за коррупцию не работает должным образом. Об этом заявил Владимир Путин на заседании Совета по противодействию коррупции в октябре 2013 г. Президент отметил, что только 8 % взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы.

Конкретные направления деятельности прокуратуры по предупреждению и борьбе с правонарушениями коррупционной направленности определены в программных документах и законодательных актах, принятых в последние годы. Закон о противодействии коррупции обязывает прокуроров в пределах своих полномочий координировать деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Реагирование на вскрытые правонарушения выглядит следующим образом: прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд; прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; при выявлении в ходе проверок нарушений закона, не носящих уголовно- или административно-наказуемый характер, прокурор вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу полномочным устранить допущенные нарушения; в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, предусмотренных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности.

Прокурорам принадлежит организующая роль в координации деятельности правоохранительных органов, вменено осуществление надзора за исполнением законов участниками координационной деятельности, законностью ведения ими борьбы с коррупцией. Для достижения целей и задач координационной деятельности ее участники используют различные формы взаимосогласованных совместных действий, определенных Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Наиболее значимыми и распространенными на наш взгляд являются организация и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, создание и функционирование межведомственных рабочих групп. Следует заметить также, что на органы прокуратуры, наряду с координацией борьбы с преступностью, возлагаются и полномочия по профилактике и предупреждению преступности. Эти нормы закреплены в статьях 4 и 5 Закона о противодействии коррупции [2].

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. На эффективность поддержания государственного обвинения влияет ряд факторов, среди которых правильно организованное взаимодействие государственных обвинителей со следователями и эффективность назначенного наказания. Следует признать, что коррумпированные должностные лица часто скрывают свои активы под именами своих родственников, супругов и других лиц. В связи с этим в качестве дополнительного наказания к осужденным за коррупционное преступление предлагается применять конфискацию семейного имущества. Такой опыт использовался в Италии в борьбе с организованной преступностью и оказался весьма эффективным. Благодаря этому опыту удалось снизить политическое влияние мафии на севере и юге Италии. В 1999 г. Россия присоединилась к Конвенции ООН об уголовной ответственности за коррупцию, а в 2003 году подписала Конвенцию против транснациональной организованной преступности. Обе эти Конвенции предусматривают выявление, розыск, наложение ареста и конфискацию орудий, имущества, доходов полученных от коррупции. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции [1] России конфискация в УК должна быть. Следует ужесточать уголовное законодательство, конфисковывать семейное имущество коррупционеров, оставляя им при этом социальный минимум и применять в качестве наказания реальные сроки лишения свободы. Необходимо формировать в сознании общества, что воровать у общества и государства, это не только не престижно, но и позорно.

Государство и общество заинтересованы в наибольшей эффективности деятельности прокуратуры, которая приводила бы к реальным позитивным изменениям в сфере законности и правопорядка. На мой взгляд, такой эффективности будет способствовать появление специализированной прокуратуры, к компетенции которой будет отнесен вопрос противодействия коррупции, наряду с существующими специальными прокуратурами. Требования к кадровому составу в прокуратуре, специализирующейся на противодействии коррупции должен быть особо жестким, а контроль ее деятельности должен осуществляться исключительно генеральной прокуратурой, чтобы исключить возможность оказания давления на нее со стороны любых других органов, в том числе органов прокуратуры субъектов Российской Федерации. Эффективность деятельности такой прокуратуры должна обеспечиваться особым профессионализмом ее сотрудников, наличием у них богатого опыта работы в сфере борьбы с коррупцией и отличной, не омраченной никакими сомнительными фактами, репутации.

Вышеизложенные предложения, как представляется, должны дать возможность прокуратуре, совместно с другими правоохранительными органами в итоге более системно организовать противодействие коррупции по всем направлениям.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» № 273-Ф3 // «Российская Газета», 2008. № 266. Ст.1.
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202–1 // «Собрание законодательства РФ», 1995. № 47. Ст. 4472.
  4. Григоров К. А. Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в современных условиях//«Черные дыры» в Российском законодательстве — М.: Компьютерный Аудит, 2016. 277 с.
  5. Сатаров Г. А. О коррупции в России // Известия — 2017, 113 с.
Основные термины (генерируются автоматически): противодействие коррупции, орган, коррупция, прокуратура, коррупционная направленность, мой взгляд, Российская Федерация, борьба, прокурорский надзор, Россия.


Похожие статьи

Противодействие коррупции средствами прокурорского надзора

На основании анализа существующей практики автор статьи рассматривает проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции. Автором сделан особый акцент по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том чис...

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Прокуратура как координирующее звено в борьбе с преступностью

В статье рассматривается деятельность прокуратуры в борьбе с преступностью. Автор отмечает большое значение органов прокуратуры в рассматриваемой сфере, а также отмечает необходимость внесения изменений в законодательство.

Эффективность прокурорского надзора в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности и возможные пути его совершенствования

Автором рассмотрены основные результаты деятельности органов прокуратуры в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности и определены возможные пути по ее совершенствованию.

Противодействие коррупции как основная задача деятельности прокуратуры Российской Федерации

В работе автором анализируются некоторые вопросы противодействия коррупции как основной задачи деятельности прокуратуры. Противодействие коррупции является важным направлением в становление правового государства. Именно противодействие коррупции служ...

Вопросы совершенствования законодательства по борьбе со взяточничеством

В статье представлены рекомендации по совершенствованию норм уголовного законодательства, направленного на борьбу со взяточничеством, в контексте реализации принципа «справедливости» в судопроизводстве.

Роль прокуратуры Российской Федерации в борьбе с преступлениями коррупционной направленности

В данной статье автор приводит этапы становления прокуратуры в России и ее борьбы с преступлениями коррупционной направленности с царских времен по настоящее время. В статье изучена статистика преступлений коррупционной направленности за 2020 год, а ...

Противодействие коррупции в системе государственной власти

В статье автором рассматриваются причины коррупции в органах государственной власти на территории Российской Федерации и стран мира и проблемы её предотвращения. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики, рассмотрены главные напра...

Пути совершенствования мер, предпринимаемых в России и за рубежом, по противодействию коррупции в сфере государственной службы

Проблема коррупции в системе государственной службы Российской Федерации остается актуальной и требует системного подхода к решению. Несмотря на существующие меры противодействия, их эффективность остается низкой. Борьба с коррупцией должна быть напр...

Борьба с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти

В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия ко...

Похожие статьи

Противодействие коррупции средствами прокурорского надзора

На основании анализа существующей практики автор статьи рассматривает проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции. Автором сделан особый акцент по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том чис...

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Прокуратура как координирующее звено в борьбе с преступностью

В статье рассматривается деятельность прокуратуры в борьбе с преступностью. Автор отмечает большое значение органов прокуратуры в рассматриваемой сфере, а также отмечает необходимость внесения изменений в законодательство.

Эффективность прокурорского надзора в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности и возможные пути его совершенствования

Автором рассмотрены основные результаты деятельности органов прокуратуры в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности и определены возможные пути по ее совершенствованию.

Противодействие коррупции как основная задача деятельности прокуратуры Российской Федерации

В работе автором анализируются некоторые вопросы противодействия коррупции как основной задачи деятельности прокуратуры. Противодействие коррупции является важным направлением в становление правового государства. Именно противодействие коррупции служ...

Вопросы совершенствования законодательства по борьбе со взяточничеством

В статье представлены рекомендации по совершенствованию норм уголовного законодательства, направленного на борьбу со взяточничеством, в контексте реализации принципа «справедливости» в судопроизводстве.

Роль прокуратуры Российской Федерации в борьбе с преступлениями коррупционной направленности

В данной статье автор приводит этапы становления прокуратуры в России и ее борьбы с преступлениями коррупционной направленности с царских времен по настоящее время. В статье изучена статистика преступлений коррупционной направленности за 2020 год, а ...

Противодействие коррупции в системе государственной власти

В статье автором рассматриваются причины коррупции в органах государственной власти на территории Российской Федерации и стран мира и проблемы её предотвращения. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики, рассмотрены главные напра...

Пути совершенствования мер, предпринимаемых в России и за рубежом, по противодействию коррупции в сфере государственной службы

Проблема коррупции в системе государственной службы Российской Федерации остается актуальной и требует системного подхода к решению. Несмотря на существующие меры противодействия, их эффективность остается низкой. Борьба с коррупцией должна быть напр...

Борьба с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти

В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия ко...

Задать вопрос