Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.12.2018

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Бовина, М. А. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе) / М. А. Бовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54368/ (дата обращения: 18.12.2024).



ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Как реализовать это на практике покажем на примере урока русского языка в 9 классе по теме «Предложения сразными видами связи».

Цель: обобщить знания учеников по теме «Сложные предложения сразными видами связи».

Задачи

Когнитивные:

Формировать умение находить предложения с разными видами связи в тексте.

Операциональные:

Уметь использовать алгоритм действий при изучении языковых явлений.

Аксиологические:

Формировать понимание того, что язык — один из видов культуры.

УУД

Личностные:

Формирование мотивации к изучению нового материала

Регулятивные:

Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Познавательные:

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Планируемые результаты

Предметные:

Воспитанники научатся правильно расставлять знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

Личностные:

Оценивать усваиваемое содержание предмета с точки зрения нравственности, этики и эстетики.

Метапредметные:

Готовность кадета к саморазвитию, освоение межпредметных понятий.

Воспитанники получат возможность научиться искать нужную информацию, определять понятия, делать обобщения.

Ход урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Организационный момент

Приветствие преподавателя, доклад командира класса, оформление тетрадей согласно орфографическому режиму.

Мотивация кучению, определение темы, цели урока

Работа спредложением.

Прочитайте предложение. Объясните постановку знаков препинания. Объясните, каким будет данное предложение по своей структуре.

Пушкин — родоначальник русской классической литературы, которая дала миру гениальных художников слова, но столь же неоценимо его громадное влияние на развитие всей культуры.

М. Горький

Итак, сегодня мы заканчиваем с вами работу над темой «Сложные предложения с разными видами связи». Это одна из самых сложных тем при изучении синтаксиса и пунктуации. Также задания, связанные с такими типами предложений, присутствуют в тестовой части ОГЭ по русскому языку. Именно поэтому попрошу отнестись к нашему уроку как можно более серьезно.

Обобщение изученного по теме «Сложные предложения сразными видами связи»

Развитие навыков устного выразительного чтения.

Выполнение упражнения 226, стр. 156

Выполнение упражнения 224, стр. 155

Чтение текста, частичный синтаксический разбор предложения №2 (ГО, первая часть характеристики, линейная схема)

С классическим я не рассчитывал переиграть моих конкурентов — мой же концерт мог поразить воображение экзаменаторов новизной своей техники, они просто могли не сообразить, как я с нею справился.

Работа по составлению схем предложений сразличными видами связи.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо иморе за спинами беглецов горело дивным огнем, ииз этого дивного огня явилась изависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.) (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)

[], [] и [].

Русский человек так уверен всвоей силе икрепости, что он не прочь иполомать себя: он мало занимается своим прошедшим исмело глядит вперед. (И. С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить «а именно»). Первая часть — СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая — простое предложение, осложненное однородными членами.) […так], (что…): [].

Много веков сушили эту землю ветры-суховеи икалило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [] и [], (пока…), (будто…).

Рефлексия

Оцените свое понимание темы в процентах

100 % — мне все понятно

70–90 % — мне требуются небольшие разъяснения

50–60 % — тема вызывает у меня большие затруднения

Меньше 50 % — я ничего не понял.

Основные термины (генерируются автоматически): вид связи, предложение, выполнение упражнения, дивный огонь, русский язык, Сложное предложение, указательное слово.


Похожие статьи

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе)

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом»

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Методическая разработка урока по немецкому языку (второму иностранному) в 7-м классе по теме «Дружба»

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)

Похожие статьи

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе)

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом»

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Методическая разработка урока по немецкому языку (второму иностранному) в 7-м классе по теме «Дружба»

Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)

Задать вопрос