Упрощенная система налогообложения представляет из себя удобный инструмент налогового администрирования, позволяющий малым предприятиям сократить материальные и временные издержки на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также снизить налоговую нагрузку на низкорентабельные и развивающиеся предприятия с целью стимулирования деловой активности. В настоящее время в Российской практике данная система налогообложения нашла применение в франчайзинге.
Ключевые слова: УСН, ОСН, рентабельность, дробление бизнеса, франшиза, концессия.
В российской правоприменительной практике нередки случаи, когда быстро растущая и активно развивающаяся компания, применяющая упрощенную систему налогообложения, достигает предельных показателей, разрешающих применение применению такой специального налогового режима. При превышении предельных показателей, установленных статьей 346.13 Налогового кодекса, организация теряет право на применение специального режима налогообложения и как следствие обретает обязанность применять общую систему налогообложения. Положения Налогового Кодекса Российской Федерации в такой ситуации однозначны и не могут толковаться иным способом.
Переход с упрощенной системы налогообложения к общей помимо большого количества сложностей с формированием налоговой базы и документов налогового учета влечет также резкое увеличение налоговой нагрузки, особенно в случае применения организацией упрощенной системы налогообложения с объектом обложения «доходы». В этом случае, учитывая отсутствие обязанности ведения учета расходных операций, организации приходится восстанавливать все расходные операции и подтверждать их документально, что не всегда возможно.
Но главной опасностью для бизнеса является в первую очередь резко возросшая налоговая нагрузка, закрепляющая за налогоплательщиком обязанность уплаты не только налога на прибыль организации по ставке 20 % от суммы доходов, уменьшенных на величину расходов, но и вменение обязанности по уплате косвенного налога в виде налога на добавленную стоимость по ставке 18 %. Учитывая, что упрощенная система налогообложения часто применяется предприятиями, реализующими продукт с высокой добавленной стоимостью (общественное питание, сфера услуг населению, розничная торговля) уменьшение налоговой базы на суммы налога на добавленную стоимость из уплаченного поставщиками организации в размере, сопоставимом с суммой реализации товара. Таким образом, налоговая нагрузка на организацию, потерявшую право применения упрощенной системы налогообложения, может увеличится на порядки и привести к негативным последствиям.
Такая ситуация мотивирует субъекты предпринимательской деятельности к оптимизации бизнеса путем дробления. Эти действия порождают группы компаний, участвующие в одном и том же бизнес-процессе, имеющие общие подразделения, поставщиков, рынки сбыта, рекламу, интернет-сайты при этом применяющие специальные режимы налогообложения. В результате таких действий образуются структуры, сопоставимые по совокупному обороту с средним и крупным бизнесом. Учитывая специальные налоговые ставки и иные льготные условия, установленные главой 26.2 НК РФ, данные налогоплательщики, пользующиеся преференциями в конкурентной борьбе как с организациями, применяющими общую систему налогообложения так и с малым бизнесом, применяющим упрощенную систему налогообложения, но не имеющим ресурсов, доступных группе компаний.
По мнению автора, такое дробление неправомерно в связи с противоречием изначально заложенной в специальные режимы налогообложения цели, которая состоит в протекционистских мерах предпринятых государством по отношению к представителям малого бизнеса. Использование упрощенной системы налогообложения представителями групп компаний с едиными органами управления и конечными бенефициарами представляет серьезную проблему для балансирования системы налогов и сборов. В настоящее время данная проблема приобретает отраслевой характер.
В то же время следует учитывать, что четкого определения неправомерного использования упрощенной системы налогообложения аффилированными лицами в современной судебной практике не сформировалось, таким образом, в распоряжении контролирующих органов нет универсального алгоритма выявления признаков неправомерного применения упрощенной системы налогообложения.
Одним из основных препятствий в определении признаков неправомерного применения упрощенной системы налогообложения является наличие между участниками договоров коммерческой концессии (франчайзинга), заключенных в соответствии с положениями главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие договоры подразумевают под собой предоставление правообладателем в адрес пользователя за вознаграждение на срок или без указания срока права использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Заключение подобных договоров дает налогоплательщику определенную защиту от претензий контролирующих органов, особенно если такой договор составлен с учетом предоставления всех функциональных, особенностей бизнеса, пересекающихся у пользователей данной франшизы. Даже с точки зрения арбитражных судов нет четких критериев, по которым концессионное соглашение можно отнести к формальному либо реально отражающему условия сотрудничества организаций.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что целью применения упрощенной системы налогообложения должно являться в первую очередь обеспечение ускоренного развития предпринимательской деятельности и поддержка малого бизнеса. Таким образом, для обеспечения равных условий функционирования предприятий контролирующим органам следует уделять больше внимания организациям, применяющим специальные налоговые режимы, являясь при этом сторонами концессионных соглашений.
Литература:
- Налоговый кодекс РФ часть первая (электронный ресурс): от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018)//Консультант Плюс — режим доступа: http:www.consultant.ru/
- Налоговый кодекс РФ часть вторая (электронный ресурс) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2018) //Консультант Плюс — режим доступа: http:www.consultant.ru/
- Гражданский кодекс РФ часть вторая (электронный ресурс) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) //Консультант Плюс — режим доступа: http:www.consultant.ru/