Говорят, «у войны не женское лицо». Да, как правило, военные действия всегда ассоциируются с мужчинами в солдатских шинелях. В годы Великой отечественной войны солдатские шинели одели тысячи советских девушек, встав наравне с мужчинами на защиту Родины. И как же мало мы о них знаем!
Я расскажу об удивительных женщинах — танкисте и летчице, участницах Великой Отечественной Войны. О них не написано в учебниках истории, не сняты фильмы. Но ведь и силами хрупких девчонок ковалась наша Победа! А их бесстрашие, стремление воевать и выносливость вызывают восхищение! Хочу отметить, что женщины — танкисты были только в нашей стране!
Мария Лагунова уже с 16 лет работала, была чернорабочей, а выучившись, стала электриком. Когда началась война, Машу направили служить в батальон аэродромного обслуживания. Основная задача — поддерживать летное поле в рабочем состоянии. Во время одного из немецких налетов Маруся была контужена и попала в госпиталь. После госпиталя ее направили в запасной полк, а там — как в насмешку! — в киномеханики определили. На фронте у Маши погиб брат Николай, и она, не раздумывая, написала письмо председателю Президиума Верховного Совета СССР Калинину с просьбой помочь ей стать танкистом, дабы мстить врагу за любимого брата. И ей дали добро!
Маруся не испытывала страха во время боя. Она уверенно вела танк, давила пулеметы, пушки врага, видела, как горят машины товарищей, плакала над могилами боевых друзей. В бригаде о ней уже говорили: «Это наш танковый ас». Она пользовалась настоящим боевым авторитетом у танкистов. [1]
Её последним боем на войне оказался тринадцатый по счёту, 28 сентября 1943 г. Это было под Киевом. Сначала всё шло хорошо, ворвались на позиции фашистов, уничтожили немецкую пушку, раздавили блиндаж, расстреляли, вылезавших из окопов гитлеровцев. Но вдруг танк дернуло, мотор захлебнулся. Не заметили немецкой противотанковой пушки, и вот сами подбиты. Очнулась Маруся в полевом госпитале. У нее были ампутированы обе ноги, перебита ключица, и левая рука не действовала. За бой под Киевом Лагунова получила орден Красной Звезды.
На самолете Марию отправили в тыл. Лечилась в нескольких госпиталях. Она плакала, отказывалась от еды, не хотела жить. В Омском госпитале в палате было семь девчонок. У шестерых ампутировано по одной ноге, и только у Маши — обе. Как она завидовала им, как, наверное, больше никому и никогда не завидовала.
Весной 1944 г. Марию Лагунову привезли в Москву, в Институт протезирования, где ей сделали протезы. Ходить она училась с тем же упорством, с каким когда-то училась водить танк. Она вернулась в свою часть и прослужила еще почти четыре года …… телеграфисткой, демобилизовавшись в 1948 году.
После войны Мария Ивановна много сделала для патриотического воспитания подрастающего поколения и ездила по стране и в зарубежные страны. Во время одной из таких поездок один журналист усомнился, что «фрау» могла быть водителем танка. И тогда на глазах у всей делегации и журналистов, Мария на протезах забралась в танк и повела его! У Марии Ивановны дрожали руки, и глаза были в слезах. Не боялась она машины, просто не думала и не гадала, что снова встретится с ним. Немец был вне себя от восторга — жал руку, кричал «Браво! Браво, фрау Маресьев!»… [1]
Девушек-летчиц немало, но я хочу рассказать о единственной в мире женщине, которая совершила воздушный таран. Это Екатерина Ивановна Зеленко.
До войны она занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования, за четыре года освоила семь типов самолётов. С первого дня Великой Отечественной войны участвовала в боях, будучи заместителем командира бомбардировочного авиационного полка. Всего совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 Екатерина Ивановна командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшейся назад без потерь. 12 сентября 1941 года совершила два разведывательных боевых вылета на самолёте Су-2. Несмотря на то, что во время второго вылета её самолёт был повреждён, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолёта были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолёт был подбит и вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолёт, а когда у неё закончился боезапас, таранила второй самолёт противника. Отважная летчица погибла. За этот подвиг Е. И. Зеленко получила звание Героя Советского Союза посмертно. [2]
Нет, это не заслуга, а удача -
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии — потом…
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ. [3]
До сих пор тысячи подвигов, совершенных советскими людьми в годы Великой Отечественной Войны, остаются неизвестными. И сейчас, когда на Западе принижается роль нашей страны в победе над фашизмом, нужно как можно больше рассказывать школьникам о подвигах, чтобы они хорошо понимали, какой ценой была добыта наша Победа. Только так можно воспитать патриотов, которые будут знать историю своей страны и гордиться ею!
Литература:
- Военное обозрение https://topwar.ru/69084-zhenschiny-tankisty-velikoy-otechestvennoy-voyny-mariya-lagunova.html (дата обращения: 20.11.2018)
- Герои страны http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=355 (дата обращения: 21.11.2018)
- Друнина, Ю.В., Каплер А. Я. — Ты-рядом, и все прекрасно… (сборник) [Текст]/ Ю. В. Друнина, Каплер А. Я..- М.:Эксмо,2014.-52с