Учитывая бурное развитие мировой экономики, любые меры, направленные на повышение эффективности работы фискальных органов имеют ограниченный временной эффект. Данные обстоятельства мотивируют сотрудников государственного аппарата к реформированию деятельности вверенных им ведомств. Таким же образом поступают налогоплательщики, совершенствуя методы производства, стратегию конкурентной борьбы, методы снижения издержек с целью максимизации полученной материальной выгоды. При наборе критической массы такой выгоды плательщики стремятся уменьшить влияние внешних факторов на получение итогового результата — прибыли.
Ключевые слова: налоговый контроль, налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, контрольно-кассовая техника.
В современной системе налогового администрирования налогоплательщик и государство всегда будут стремится к противоположным результатам. Налогоплательщик как субъект предпринимательской деятельности стремится в первую очередь к повышению прибыли, формируемой финансово-хозяйственной деятельностью. Государство в свою очередь выделяет в качестве основного направления своей фискальной политики максимизирование материального выражения результата предпринимательской деятельности в виде налоговых поступлений.
Государство вправе использовать широкий спектр регулирующих возможностей с целью максимизации фискальной нагрузки. Налогоплательщики в свою очередь видят своей целью снижение издержек производства, логистики, распределения финансовых потоков, по результатам которого максимизируют показатель прибыли. При достижении максимальных показателей полученного дохода или напротив в случае получения финансового результата, не соответствующего запланированному, предприниматель приходит к обстоятельствам, мотивирующим его к снижению показателей финансового результата в налоговом учете.
В этом случае мотивация лица к занижению налоговых обязательств растет пропорционально снижению способности государства к контролю за деятельностью налогоплательщика. Государство в лице фискальных органов стремится к недопущению отражения результатов деятельности, искажающих реальное состояние субъекта предпринимательской деятельности. Для этого в первую очередь предусмотрены мероприятия налогового контроля, являющиеся мерой ультимативного побуждения предприятия к законному исполнению обязанностей налогоплательщика.
Вышеизложенные факторы порождают проблему, при которой государство при сочетании сложной экономической ситуации и недоработках действующего законодательства вынуждено проводить в первую очередь мероприятия прямого налогового контроля и мотивировать избежавших охвата налогоплательщиков строгостью и неизбежностью наказания. Эти меры в определенной степени несут положительный результат до прохождения черты, при которой доля налогоплательщиков, допускающих в финансово-хозяйственной деятельности нарушения налогового законодательства, не превышает на порядки долю налогоплательщиков, которых коснулись мероприятия налогового контроля.
Достижение данного эффекта размывает границы соблюдения налогового законодательства и дает предприятиям стимул к его нарушению. В исключительных случаях такие действия начинают принимать форму делового оборота.
Данные обстоятельства создают опасную ситуацию, при которой законодательство теряет свою основную функцию-регулирующую.
Имеется также иной подход к обеспечению налогоплательщикам условий для соблюдения положений налогового законодательства. Данный подход заключается в стремлении государства к созданию таких условий работы налогоплательщиков, при которых уклонение от уплаты конкретных налогов становится нецелесообразным в связи с высокими материальными издержками, сложностью реализации, невозможностью сокрытия признаков нарушения. Примером такого подхода является введение в эксплуатацию Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вес изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» о применении контрольно-кассовой техники.
Появление онлайн касс позволило фискальным органам осуществлять постоянный мониторинг деятельности налогоплательщиков, а также дало стимул к прекращению практики использования специальных налоговых режимов налогоплательщиками, скрывавшими до этого значительную долю выручки. При таком подходе государства к налоговому администрированию налогоплательщик находится на шаг позади фискальных органов в части планирования схем уклонения от уплаты налогов и сборов.
По итогам реализации такие решения государства находят отражение в нормализации бизнес климата в отдельных областях деятельности, а также снижают уровень недобросовестной конкуренции. Конечно, такие решения не всегда реализуемы на практике и не могут полностью заменить собой проведение налогового контроля.
В настоящее время потенциальная выгода от применения схем уклонения от уплаты налога на прибыль организации и налога на добавленную стоимость в глазах налогоплательщика перевешивает возможные меры ответственности. Судебная практика по статье 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации в настоящее время не сформирована в достаточном объеме, на который можно опираться в принятии решений по результатам контрольных мероприятий, поэтому судить об эффективности новых программных продуктов ФНС России, направленных на контроль за уплатой налога на добавленную стоимость, пока рано. В то же время, появление в налоговом кодексе статьи подобного содержания, устанавливающей четкую позицию налогового органа по отношению к формированию налоговой базы можно лишь приветствовать.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что применение фискальным органом при профилактике нарушений налогового законодательства исключительно методов прямого налогового контроля рано или поздно теряет актуальность. Таким образом, при планировании изменений налогового законодательства государство обязано учитывать возможности применения налогоплательщиками схем уклонения от налогообложения и стремится к вступлению в силу таких положений налогового законодательства, при которых применение схем уклонения от налогообложения станет нерентабельным.
Литература:
- Налоговый кодекс РФ часть первая (электронный ресурс): от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018)//Консультант Плюс — режим доступа: http:www.consultant.ru/
- Налоговый кодекс РФ часть вторая (электронный ресурс) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2018) //Консультант Плюс — режим доступа: http:www.consultant.ru/
- Федеральный закон от 03.07.2018 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Консультант Плюс — режим доступа: http:www.consultant.ru/
- Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2018) //Консультант Плюс — режим доступа: http:www.consultant.ru/