Ключевые слова: инклюзивное образование, совместная деятельность, проектная деятельность, внеурочная деятельность.
Коммуникативные универсальные учебные действия — это одна из форм социализации детей. В предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, она рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения, работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10–15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.
Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.
Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектную деятельность по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога и т. п. Возрастными и социальными психологами разработано немало программ, направленных на развитие у младших школьников и подростков умения общаться.
Однако проектная деятельность и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности.
Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.
Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.
При изучении коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования можно выделить следующие этапы:
‒ изучение самооценки и уровня притязаний, осознания собственной ценности и принятие себя как личности;
‒ изучение умения выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующей и регулирующей функции речи;
‒ выявление сформированности внутренней позиции школьника.
Для определения актуального уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности были выбраны следующие признаки:
‒ мотивационный — стремление к осуществлению совместной деятельности с одноклассниками, желание проявляться;
‒ деятельностный — способность регулировать свое эмоциональное состояние, высказывать и обосновывать свое мнение, принимать критику;
‒ рефлексивный — проявление удовлетворенности совместной деятельности, сохранение интереса к совместной деятельности.
Данные признаки были выбраны нами как критерии, по которым можно судить об актуальном уровне сформированности коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования.
В соответствии с вышеобозначенными критериями были определены следующие критериальные характеристики, отражающие трехуровневое проявление сформированности коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности (высокий, средний, низкий).
Особое значение для формирования коммуникативных компетенций младших школьников имеет внеурочная деятельность. В связи экономическими трудностями закрылись многие детские внешкольные учреждения, оставшиеся стали платными и недоступными для подавляющего большинства людей, поэтому кружки при школе являются для многих ребят единственно доступным местом для внеурочных занятий.
Для организации работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях инклюзивного образования учителями начальных классов (Весицкой М. А., Горячевой Н. В., Казанцевой Т. В., Косолаповой О. П., Кузнецовой Н. А., Ликай И. В., Новопашиной О. М., Покровской Л. В.) была разработана и реализована программа по формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников средствами проектной деятельности «Клуб путешественников» на базе МАОУ Средняя школа № 149 Советского района г. Красноярска, в которой принимали участие 240 школьников (8 классов, из низ 1 — инклюзивного образования).
Актуальность программы заключается в том, что младшим школьникам предлагается своевременная коррекция отношения к одноклассникам с ограниченными возможностями в развитии на самом раннем этапе поступления в школу и во время обучения в начальных классах средствами проектной деятельности. В концепции так же сформулирована высшая цель образования — воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа, толерантно относящегося к другим народам, их традициям, культуре и т. д.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Клуб путешественников” предполагает формирование универсальных учебных действий на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина — патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Универсальные учебные действия формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях разных стран мира и русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
В соответствии с темой программы выдвинута следующая гипотеза: разработанная программа внеурочной деятельности сможет снизить уровень негативного отношения у младших школьников 10–11 лет к детям с ограниченными возможностями в развитии, посещавших занятия, будет способствовать формированию межличностных отношений младших школьников.
Цель программы: создание условий для формирования межличностных отношений младших школьников в условиях инклюзивного образования во внеурочное время, а так же личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности, толерантности на основе общечеловеческих ценностей.
Анализ результатов итоговой диагностики показал положительную динамику по всем компонентам формирования коммуникативных УУД. В том числе, у детей с ограниченными возможностями здоровья повысился уровень мотивации, а так же продуктивности совместной деятельности. Что, безусловно, говорит о перспективности проведения программы в дальнейшей работе.
Литература:
- Баева, М. Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности / М. Л. Баева // Народное образование. — 2015. — № 4
- Битянова М. Р. Социальная психология. — М., 2002
- Зорина, Ж. Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени с помощью ИКТ в условиях реализации ФГОС / Ж. Г. Зорина // Методист.- 2013.- № 3.- с.34–38.
- Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. -№ 1. –С.42–54