Представлена характеристика коррупции, проанализированы подходы к определению с точки зрения уголовного закона.
Ключевые слова: государственное управление, государственная служба, коррупция, противодействие коррупции, определение коррупции.
Коррупцию можно назвать выражением негативных явлений, происходящих в обществе и государстве [1, c. 220]. Сама этимология термина «коррупция» («corruptio», в переводе с латыни, означает «разложение, упадок, подкуп») [2, с. 352] указывает на негативный характер данного социально-правового явления.
Данный термин используется в первую очередь для характеристики случаев прямого использования должностным лицом своего служебного положения, сопровождающегося, как правило, нарушением законности [3, c. 576]. С. И. Ожегов определяет этот термин как «подкуп взятками, продажность должностных лиц и политических деятелей» [4, c. 290]. Другой отечественный исследователь — В. В. Лунеев — определяет коррупцию как «социально-правовое или криминологическое явление, охватывающее совокупность общественно опасных деяний, как криминализированных, так и (по различным причинам) не криминализированных в нашей стране, но признанных преступными в мировой практике» [5, c. 101].
Многообразие форм проявления данного деяния породило множество форм его классификации. Ученые систематизируют коррупцию по объекту посягательства, по субъекту, совершающему деяние, по профессиональной принадлежности данного субъекта, по степени латентности.
Так, например, существует классификация коррупционных деяний в зависимости от сферы деятельности субъекта — коррупция в сфере государственной власти и коррупция на предприятиях [6, c. 23]. В зависимости от реализуемых государственными институтами власти функций выделяют: коррупцию в органах исполнительной власти, коррупцию в органах законодательной власти, коррупцию в органах судебной власти и коррупцию в муниципальных органах [7, c. 19]. По национальному составу субъектов коррупционных отношений выделяют транснациональную (международную) и внутригосударственную коррупцию (то есть коррупцию, распространившуюся на территории отдельного государства или в конкретном национальном сообществе) [8, c. 9].
По словам председателя Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкина по итогам 2017 г. ущерб по уголовным делам о коррупции составил 10,3 миллиарда рублей [9]. Учитывая высокую латентность коррупционных преступлений, можно прийти к выводу, что на самом деле размер причиненного данной категорией преступлений ущерба значительно выше. Кроме дестабилизирующего влияния на экономическую ситуацию, а также на надлежащее функционирование института государства в целом, коррупция, как фактор теневой экономики, является одной из главнейший угроз национальной безопасности Российской Федерации. Неконтролируемые теневые финансовые потоки могут быть использованы не только как инструмент обогащения определенной категории лиц, но и, например, как источник финансирования международного терроризма.
К сожалению, несмотря на все предпринимаемые государством шаги, в настоящий момент проблема коррупции в Российской Федерации является одной из наиболее остро стоящих. Об этом свидетельствуют статистические показатели, полученные из различных источников.
Международная организация «Transparency International» 21 февраля 2018 г. опубликовала свое исследование, касающееся, в частности, масштабов коррупции в России (всего исследование проведено для 180 стран). Данное исследование, носящее название «Индекс восприятия коррупции» (далее — ИВК), проводится организацией с 2005 года.
В 2017 году Россия заняла в рейтинге ИВК 145 место. Уже третий год подряд Россия набирает в ИВК 29 баллов, то есть ее положение в индексе остается стабильным, а изменения места (в 2015 году — 119-е, в 2016–131-е) связаны с переменами в других странах и с включением или исключением некоторых стран из индекса.
Такой же результат, как Россия, в 2017 году получили Доминиканская республика, Гондурас, Кыргызстан, Лаос, Мексика, Папуа — Новая Гвинея и Парагвай. Из соседей России по ИВК-2016 Иран и Украина прибавили по одному баллу, Казахстан и Непал — по два [10].
По результатам данного исследования можно сделать ряд выводов. Во-первых, несмотря на предпринимаемые государством меры по борьбе с явлением коррупции, ситуация остается очень тяжелой, количество совершаемых коррупционных преступлений остается на высоком уровне, а вследствие этого остается низким уровень доверия населения к власти. Во-вторых, исходя из отсутствия динамики перемещения в рейтинге, следует признать имеющуюся на данный момент стагнацию в процессе борьбы с коррупцией. В-третьих, Российская Федерация находится в рейтинге на соседних местах со странами так называемого «третьего мира», что не соответствует ее экономическому и политическому потенциалу. Это еще раз доказывает, что коррупция является дестабилизирующим фактором проведения экономических и политических преобразований, направленных на усиление позиций страны и улучшение благосостояния населения, а как следствие — является прямой угрозой национальной безопасности.
Содержание термина «коррупция» является не только уголовно-правовым, так как оно объединяет как коррупционные преступления, так и иные правонарушения, носящие административный, дисциплинарный характер. В связи с этим ясна логика законодателя, дающего легальное толкование данного термина в специальном нормативно-правовом акте — Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Отсюда же вытекает причина отсутствия определения коррупции в уголовном законе.
Вышеуказанный нормативно-правовой акт определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [11].
Легальное определение понятия «коррупция», данное в федеральном законе, является, на наш взгляд, приемлемым и довольно исчерпывающим. Однако, вместе с тем, для целей определения границ уголовно-правового содержания коррупции и совершенствования уголовно-правовых средства противодействия ей, по нашему мнению, необходимо дать определение коррупционного преступления в нормах УК РФ, а также закрепить в нем исчерпывающий перечень коррупционных преступлений.
Определение коррупционного преступления можно изложить в следующем виде: «Под коррупционными преступлениями понимаются умышленно совершенные общественно опасные деяния, направленные на причинение вреда государственной власти; интересам государственной и муниципальной службы; интересам службы в коммерческих и иных некоммерческих организациях; запрещенные п. «б» ч. 2 ст. 141, ст. 170, ст. 184, ст. 201–202, ст. 204, ст. 204.1, ст. 204.2, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 285–286, ст. 289–292, ч. 1 ст. 292.1 УК РФ под угрозой наказания».
Данным определением сразу дается перечень конкретных составов преступления, которые следует относить к коррупционным. В качестве главного существенного признака, объединяющего составы коррупционных преступлений, выделен объект общественно-опасного посягательства — интересы государственной власти, государственной и муниципальной службы, службы в коммерческих и иных некоммерческих организациях.
Таким образом, введение законодательно определенного термина «коррупционное преступление» позволит более точно отграничить коррупционные преступления от прочих коррупционных правонарушений, что позволит назначать наиболее адекватное совершенному деянию наказание и, как следствие, усилит эффективность борьбы с социально-правовым явлением коррупции и его негативными последствиями.
Литература:
- Чебоксаров П. А. Проблема коррупции на уровне местного самоуправления // Актуальные проблемы антикоррупционной политики на региональном уровне: Материалы региональной научно-практической конференции. СПб., 2001
- Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 449 с.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб., 2000
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1968.
- Лунеев В. В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы (Тезисы доклада) // Государство и право.2000. № 4
- Костенников М. В., Куракин А. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы. М., 2004.
- Мишин Г. К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991.
- Селихов Н. В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты). Дис… канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
- Бастрыкин А. И. «Время «неприкасаемых» ушло» Материал Российской газеты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской газеты. — URL: https://rg.ru/2017/12/14/bastrykin-v-etom-godu-ushcherb-po-delam-o-korrupcii-103-mlrd-rublej.html
- Исследование международной организации «Transparency International» «Индекс восприятия коррупции 2017» [Электронный ресурс] // Официальный сайт организации «Transparency International». — URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatia-korruptsii
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102126657&intelsearch= %EE+ %EF %F0 %EE %F2 %E8 %E2 %EE %E4 %E5 %E9 %F1 %F2 %E2 %E8 %E8+ %EA %EE %F0 %F0 %F3 %EF %F6 %E8 %E8