Одно из важнейших познавательных учебных действий, определенных в федеральном государственном образовательном стандарте, — умение решать проблемы или задачи. В психолого-педагогических и методических исследованиях установлено, что особенно эффективно такое умение развивается в процессе выполнения учащимися учебно-исследовательской и самостоятельной деятельности. В связи с этим особое внимание следует уделить таким технологиям обучения, которые включают в себя указанные виды деятельности. Одной из таких технология является технология мастерской.
При разработке урока-мастерской, за основу взята трактовка авторов пособия под ред. В. В. Орлова, согласно которой, мастерская рассматривается как одна из технологий обучения математике, особенностями которой являются: сочетание на уроке различных форм учебной деятельности учащихся (парной, групповой, индивидуальной, коллективной наряду с традиционной фронтальной),разработка такой системы заданий, которая позволяет включать учащихся в творческий процесс открытия знаний; увеличение доли и степени самостоятельности учащихся.
Следуя А. А. Окуневу, мастерские конструируются по определенному алгоритму:
Индукция– это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — все то, что пробуждает ребенка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма — все то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция– разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создается информационный запрос.
Реконструкция– воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы ее решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы. Идет работа по выполнению заданий, которые дает учитель.
Социализация– это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Дается одно задание на весь класс, идет работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю–мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование– это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв– резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа — инсайт (озарение).
Рефлексия– это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществленной им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли.
Проведя анализ, мы видим, что мастерская включает в себя все компоненты учебно-исследовательской деятельности: постановка проблемы и отделение известного от неизвестного на этапе деконструкции, выдвижение гипотезы и способов ее решения на этапе реконструкции, контроль на этапе социализации и оценка на этапе рефлексии.
Технология мастерских предполагает нестандартную форму урока, что способствует повышению интереса со стороны учащихся. Благодаря случайному выбору состава групп, происходит распределение обязанностей и функций каждого ребенка при совместном разборе заданий. Дети принимают на себя активную роль в учебно-познавательной деятельности, что является залогом результативности обучения и формирования исследовательских навыков учащихся. Групповая работа облегчает выполнение исследовательской работы и решение поставленной задачи, дает возможность проявить личные качества, развивает логику. На этапе разрыва, т. е. кульминации творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждает к новому углублению в проблему.
Дети самостоятельно осуществляют работу с информационным материалом, учебником и другими источниками. Информация путем самостоятельного додумывания, предположения и доказательства этого предположения или его опровержения, усваивается легче и надолго фиксируется в памяти. На мастерских учащиеся учатся находить нужную информацию, выделять факты, применять знания к решению конкретных задач. Сравнивая свои достижения по рассматриваемой теме с достижениями других групп, ученики получают весь объем необходимых знаний, даже если сами что-то упустили. Умения и навыки самостоятельной учебной деятельности способствуют приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать и расширять знания.
Приведем пример урока — мастерской по теме “Методы решения планиметрических задач повышенной сложности”. Данный урок относится к типу “урок решения одной задачи”, направлен на систематизацию и обобщение знаний учащихся о методах решения планиметрических задач.
Цели:
Образовательная: обеспечить углубление и систематизацию знаний учащихся по методам решения планиметрических задач для подготовки к сдаче ОГЭ по математике.
Развивающая: развивать аналитические способности и логическое мышление, индивидуальные способности каждого ученика в удобном для него темпе, создавая комфортную психологическую обстановку для каждого ученика при обучении математике.
Воспитательная: формировать активность личности школьника, взаимопомощь, коллективизм.
Оформление кабинета:
На доске:
- Тема урока.
- Домашнее задание: подобрать задачу II части ЕГЭ и решить ее одним из методов.
На столах:
- Номер группы.
- Карточка с заданиями.
- Чистые листы бумаги.
На отдельном столе: карточки для определения места ученика при входе в класс.
Ход урока.
- Индукция (3 мин.). Учитель предлагает учащимся выбрать карточку с заданием и найти свое место в классе. Например: Найдите площадь фигуры, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см ˟1 см. Значит группа № 5.
Дети заходят в класс, каждый берет карточку с заданием и решает его. (Площадь фигуры определяет номер группы ученика). До звонка рассаживаются по местам и готовятся к уроку.
- Организационный момент (2 мин.). Учитель сообщает цели мастерской. Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока, цель мастерской.
- Индукция (5 мин.). Учитель задает следующий вопрос: Назовите этапы решения геометрических задач.
Отвечают на вопрос учителя:
- Чтение условия задачи.
- Выполнение чертежа с буквенными обозначениями.
- Краткая запись условия задачи.
- Перенос данных на чертеж.
- Анализ данных.
- Составление плана решения.
- Запись решения.
- Запись ответа.
- Деконструкция (10 мин.). Учитель предлагает следующую задачу: Дан равнобедренный прямоугольный треугольник АВС. Прямая, проведенная через вершину прямого угла С перпендикулярно медиане ВD, пересекает гипотенузу в точке М. Найти отношение AM/MB.
Организуется обсуждение условия задачи, строится чертеж.
Учитель сообщает, что данную задачу можно решить пятью методами.
- Реконструкция. Работа в группах (28 мин.) Каждая группа получает карточку с заданием, где указан метод решения и предложен чертеж, отражающий основную идею решения.
- Афиширование (35 мин.). Учитель предлагает у доски показать решение групп. Представители групп выходят к доске и показывают решение, отвечают на вопросы одноклассников.
- Социализация (7 мин.). Учитель предлагает обсудить решение и выбрать наиболее рациональное, аргументируя свою точку зрения. Учащиеся обсуждают решение задачи, выбирают наиболее рациональное.
- Рефлексия (3 мин.). Учитель задает вопросы:
– Какие были трудности и на каких этапах?
– Какие эмоции возникли при работе в группах?
– При обсуждении результатов?
– Что нам можно предпринять для совершенствования своих знаний по изученной теме?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Практика показала, что применение технологии мастерских на уроках геометрии способствует развитию коммуникативных и познавательных учебных действий, а также повышению мотивации к предмету.