Сущность изучения педагогического управления развитием ученического коллектива | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.12.2018

Статья просмотрена: 795 раз

Библиографическое описание:

Савина, И. В. Сущность изучения педагогического управления развитием ученического коллектива / И. В. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54419/ (дата обращения: 15.11.2024).



Коллектив постоянно и непрерывно изменяется, поскольку непрерывно изменяются люди, которые его составляют. Также меняется характер воздействия коллектива на личность учащегося. В учебно-воспитательных коллективах процессы изменений развиваются интенсивно. Необходимо отметить, что процесс развития коллектива не является стихийным, он педагогически управляем. Эффективность управления зависит от того, в какой мере изучены закономерности развития коллектива, насколько правильно педагог способен определить ситуацию и подобрать необходимые методы педагогического воздействия [1, с.199].

Эффективность управления ученическим коллективом зависит от того, учитывает ли педагог его особенности, возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом производится через сбор информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; через организацию адекватных его состоянию воздействий, призванных усовершенствовать коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ученика [1, с.199].

Важным условием оптимизации управленческих воздействий педагога выступает интеграция воспитательных воздействий, оказываемых на коллектив в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Она достигается при: использовании комплекса педагогических воздействий на коллектив; постоянной и многосторонней заботе членов коллектива друг о друге во внеурочное время; создании ситуаций, способствующих положительному влиянию на отдельных его членов; расширении функций ученического самоуправления; объединении усилий всех, кто участвует в работе с коллективом [1, с.199].

Н. М. Костихина, О. Ю. Гаврилова, считают, что при педагогическом управлении ученическим коллективом нужно придерживаться следующих правил:

  1. Сочетать педагогическое руководство со стремлением учеников к самостоятельности, независимости, инициативности, самостоятельности. Педагог не должен подавлять учеников, ему необходимо умело направлять активность детей; не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, при этом оценивая ответную реакцию школьников. Если возникает отрицательное восприятие необходимо сразу же изменить тактику.
  2. Педагогическое управление должно быть изменяемо, в силу того, что коллектив — постоянно меняющаяся динамическая система. Педагог, являясь единоличным организатором коллектива на первой стадии его развития, постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение; на высших стадиях развития вступает в отношения сотрудничества с учениками.
  3. Педагог может добиться эффективного воспитательного воздействия на учеников, если он опирается на весь педагогический состав, который работает с ученическим коллективом, организует внедрение ученического коллектива в общешкольную деятельность, организует сотрудничество с иными ученическими коллективами, поддерживает постоянную связь с семьями учеников.
  4. Педагог формирует приоритет ценностей, — какие образцы он предлагает ученикам, такие качества у тех формируются.
  5. Показателем верного управления коллективом является наличие в нем единого мнения по важным вопросам жизни группы. Коллектив усиливает формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию поведения.
  6. При управлении межличностными отношениями необходимо так организовать коллективное взаимодействие, чтобы персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива объединились в форме дружеского единения, общения, сотрудничества. В этой ситуации педагогу необходимо научить детей терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, обиды.
  7. Причина неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — несоответствие выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если поручения не способствуют их интересам (возможностям), то ученики выполняют их формально. При этом ученик «выпадает» из системы коллективных отношений. Педагог при разработке индивидуальных поручений должен исходить от потребностей коллектива и возможностей и интересов учеников. Такой подход даст возможность улучшить положение каждого ученика в системе коллективных отношений.
  8. Всегда имеется необходимость вмешательства педагога в систему складывающихся в коллективе отношений. Для того чтобы управление этим процессом было эффективно, необходимо контролировать факторы (особенности самого школьника — сдержанность, эмоциональность; черты его нравственного облика — внимательное отношение к товарищам, справедливость), которые оказывают влияние на положение ученика в такой системе.
  9. Положение ученика в коллективе зависит от норм и ценностей, господствующих в группе. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом — в неблагоприятном положении. Поэтому педагог должен уметь создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в коллектив, где они смогут получить более высокий статус.
  10. На положение члена коллектива оказывает влияние изменение характера его деятельности в коллективе. Постоянная работа педагога над изменением характера и вида коллективной деятельности, дает возможность вводить учеников в новые отношения, служит фактором формирования адекватного статуса членам коллектива [1, с. 202–203].

Педагогическое управление как феномен возникает только в образовательных организациях для осуществления образовательного процесса, входит в функциональную структуру управления, имеет внутреннею направленность, и является частью структуры управления образовательной организацией. Педагогическое управление может реализовывать стратегические, тактические и оперативные цели управления. Стратегические цели берут задачи по формированию и развитию ученического коллектива для создания условий по усвоению образовательных стандартов. Доля ответственности за выполнение данных целей у административного и педагогического управления определяется локальными документами образовательной организации. Тактические цели педагогического управления рассчитаны на конкретный временной период, обусловленный стратегией управления. Формулирование тактических целей осуществляется на основе программно-целевого принципа управления и выражается в деятельности в виде выполнения программ воспитания и обучения. Оперативные цели можно рассматривать как цель педагогического управления по формированию, становлению и развитию ученического коллектива. Так как педагогическое управление имеет программное обеспечение, то оценить результативность управления можно через количественные и качественные показатели управления, исходя из стратегической и тактической целей. В силу сменяемости обучаемого контингента педагогическое управление имеет свойство повторяемости [2, с. 13].

Рассмотрим особенности педагогического управления образовательной организацией:

– педагогическое управление является видом управления, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательного учреждения;

– на основе принципа программно-целевого управления обеспечивается зона ответственности административного и педагогического управления образовательной организацией;

– педагогическое управление имеет свойство повторяемости на основе реализации образовательной программы в условиях нового ученического коллектива. Данные особенности педагогического управления имеют статус обобщенных, так как мы охарактеризовали педагогическое управление через обобщенные критерии классификации управления [3, с. 214].

Теперь рассмотрим характеристику особенностей педагогического управления через внутренний статус управления. Показателями, характеризующими особенности педагогического управления, являются:

– природа педагогического управления характеризуется двойственностью, которая выражается функциональными обязанностями, связанными с обучением и управленческой деятельностью по отношению к ученическому коллективу. Педагогическое управление нацелено на функционирование и развитие ученического коллектива;

– субъект-объектные отношения: педагог совершает управленческие действия по отношению к ученическому коллективу, который отличается возрастными особенностями, особенностью цели организации и существования ученического коллектива и особенностью предполагаемого результата управления. В целом педагогическое управление как управление нацелено на коллектив, целью организации которого является учебная деятельность, а не профессиональная деятельность в силу возрастных и социальных особенностей данного коллектива;

– педагогическое управление реализуется во время периода обучения и в рамках образовательного процесса;

– управление характеризуется механизмом педагогического управления, каждый «виток» которого является единицей развития ученического коллектива. Поэтому предполагается обеспечение педагогического управления соответствующим видом организационно-методического инструментария. Механизм педагогического управления сопровождается конкретными педагогическими технологиями, которые применяются в соответствии с качественной характеристикой ученического коллектива. Механизм педагогического управления — это система связей и отношений между субъектами образовательного процесса, обусловленными функциональными обязанностями и педагогическими условиями его реализации [3, с. 215].

При рассмотрении педагогического управления необходимо определить позицию, с точки зрения которой будет идти речь: педагогическое управление как вид управления с присущими всеми функциями управления; педагогическое управление как вид деятельности педагогов с присущими ему направлениями и критериями оценок реализации деятельности [4, с 30].

При рассмотрении педагогического управления как вида управления образовательной организацией предполагается изучение вопросов об ученическом коллективе как об объекте управления. Предметом рассмотрения будет ученический коллектив и его самоуправление как результат педагогического управления [4, с 31].

Педагогическое управление как деятельность подразумевает реализацию функции по педагогической должности, объектом управления является образовательный процесс, предметом управления — личность, самоуправление проявляется в самоуправлении личности обучающегося, оценка эффективности лежит в плоскости оценки качества образовательного процесса, и результатом педагогического управления будет качественные изменения личности (уровень сформированности образовательной компетентности) [4, с 31].

Педагогическое управление, нацеленное на осуществление функционирования ученического коллектива, рассматривает коллектив как средство педагогического управления, поэтому самоуправление коллектива осуществляется с этой же позиции, следовательно, самоуправление является формализованной структурой управления ученического коллектива, а органы самоуправления работают эпизодически или периодически, и их решения трудно выполнять. Педагог осуществляет развитие коллектива через коллектив, и в результате происходит развитие личности обучающегося. Ученический коллектив, являющийся целью педагогического управления, характеризуется развитием на основе самоуправления и, как следствие, развитием личности обучающегося [4, с. 32].

Литература:

1. Костихина Н. М., Гаврилова О. Ю. Педагогика физической культуры и спорта. — Омск: СибГУФК, 2013. — 296 с.

2. Павлова Н. Л. Особенности педагогического управления // Наука и школа. — 2012. — № 4. — С. 12–17.

3. Павлова Л. Н. Оценка эффективности педагогического управления ученическим коллективом как показатель безопасности управления образовательным процессом. — М.: ЛИР, 2011. — 351 с.

4. Павлова Л. Н. Теория и практика педагогического управления развитием школьного детского коллектива. — Челябинск: Образование, 2008. — 132 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое управление, ученический коллектив, коллектив, образовательная организация, образовательный процесс, педагог, вид управления, особенность, отношение, управление.


Похожие статьи

Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения

Особенности организации процесса изучения и внедрения педагогического опыта

О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося

Некоторые пути становления педагогического мастерства будущего воспитателя

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Сущность гармоничного воспитания личности

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Значение семейного трудового воспитания для формирования личности ребенка

Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Похожие статьи

Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения

Особенности организации процесса изучения и внедрения педагогического опыта

О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося

Некоторые пути становления педагогического мастерства будущего воспитателя

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Сущность гармоничного воспитания личности

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Значение семейного трудового воспитания для формирования личности ребенка

Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Задать вопрос