Автором предложены нетрадиционные технологии актуализации познавательной активности студентов. Приведена практика реализации дифференцированного подхода c помощью коучинговой сессии и сказкотерапии.
Ключевые слова: обучение, познавательный интерес, коучинг, будущая профессия, сказкотерапия.
Author proposed the non-tradition of actualization cognitive activities. The practice to realize of differential approach by coaching session and fairylate therapy is shown here.
Key words: training, cognitive interests, coaching, future profession, fairylate therapy
Согласно требованиям ФГОС СПО ТОП 5.0 задачей современного образования является формирование личности, готовой к самоорганизации и саморазвитию, а не передача готовых знаний и умений студенту.
Жесткие программы под всех препятствуют готовности студентов к подобной самостоятельности мышления вследствие сложившейся практики воспроизводить готовые решения и алгоритмы.
Устранению данного противоречия способствует создание определенной образовательной среды — открытого образовательного пространства, которое выходит за пределы образовательного учреждения.
Технология коучинга и его инструменты являются тем самым «пусковым механизмом» формирования самостоятельности в саморазвитии. Педагог из транслятора знаний превращается в проводника на пути ориентации и определения познавательного интереса, формирования индивидуальной образовательной траектории, поддерживая студента на пути к его образовательной цели.
Этапы образовательного процесса включают: постановку цели, мотивацию, выбор альтернатив, трансформацию.
Далее рассмотрим инструменты. С чего начать — с целеполагания! Определение цели и «раскрутка» познавательного интереса затруднены при слабом представлении студентов о своей будущей специальности, что приводит при освоении профессионального цикла к несоответствию их ожиданий и реальности.
Создать образ специалиста будущего — кем или каким хочет стать студент по завершении учебы, чего он хочет в жизни достичь, какая у него мечта — задача техники «Колесо баланса». Структура коучинговой сессии [4] удачно накладывается на структуру учебного занятия. Сопоставление соответствующих этапов приведено в таблице 1.
Таблица 1
Соответствие структур коучинговой сессии иучебного занятия
Структура коучинговой сессии |
Структура учебного занятия |
раппорт |
Организационная часть |
контракт |
Мотивация |
четыре вопроса планирования |
|
формат конечного результата |
Актуализация опорных знаний студентов |
создание опыта |
Введение нового учебного материала |
шаги (действия) |
Обобщение и систематизация знаний |
объявленная ценность |
Подведение итогов Задание на дом |
признание |
При таком построении занятия главным инструментом преподавателя становится вопрос, а не выдача готовых ответов, и индивидуальное общение. Дифференцированный подход к обучению формирует положительный образ будущей профессии.
Самый сложный в исполнении этап — это мотивация студентов или отношение к образовательной деятельности. В своей практике для решения данного вопроса автор использует сказкотерапию, которая способна вселить уверенность в решении сложных проблем.
Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе ситуации, и помогает разрешить ее, даже не имея определенного опыта. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния. Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы студент мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный и профессиональный опыт, причем она не имеет единственно правильного решения.
Основные элементы сказки: безопасное волшебное пространство; главный герой (характер деятельности); партнер-коллега; волшебник, обладатель волшебного средства; злодей (темные силы); беда (проблема); позитивный конец (проблема решена, герой получил награду или стал победителем). Представленные элементы складываются в кирпичи конструктора сказок (см. табл.2).
Таблица 2
Кирпичи конструктора сказок
№ |
Элементы сказки |
Пояснение |
1 |
Создается сказочное пространство |
Условия, в которых находится главный герой |
2 |
Особое обстоятельство |
Изменение ситуации, при котором возникает проблема (что-то случилось) |
3 |
Запрет |
Условие (как делать нельзя) |
4 |
Нарушение запрета |
Действия, при которых возникает проблема |
5 |
Герой вместе с партнером приступает к решению проблемы |
Совместные действия, объединяющие усилия |
6 |
Способ достижения цели |
Использование имеющихся навыков и умений |
7 |
Злодей начинает действовать |
Препятствия, возникающие на пути героя |
8 |
Преследование |
Его ответные действия, которые не приносят результата |
9 |
Герой уходит от преследования |
Поиск ключей решения проблемы (новые знания) |
10 |
Появляется волшебник с испытанием, в обмен на ключи |
Приобретение умений героем, испытание его личных качеств |
11 |
Герой выдерживает испытание, получает волшебное средство (ключи решения) |
Обретение умений, способных решить проблему |
12 |
Волшебник исчезает |
Трогательное прощание |
13 |
Герой вступает в битву (или состязание) |
Новые знания помогают решить проблему |
14 |
Злодей оказывается поверженным |
Победа |
15 |
Счастливый конец |
Карьерное повышение, награда |
16 |
Мораль |
Вывод |
Автор предлагает студентам с помощью данных кирпичей составить и решить любую проблемную ситуацию. Например, изобразить Образ будущей профессии. Затем проводится анализ получившейся сказки. При удачном ее построении студент ощущает прилив сил, настроение его улучшается, и появляется мотивация к дальнейшему обучению, ведь большинство основных проблем и профессиональных ситуаций, которые переживает каждый человек, прекрасно решаются в сказочном пространстве.
Сказкотерапия направлена на развитие индивидуальности, скрытых способностей к решению задач, самооценки и самоконтроля, формирование творческого отношения к работе, уверенности в своих силах; студент освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны.
Наиболее удачный вариант описания профессии будущего — «Менеджер по управлению онлайн-продажами» — выбран из практики подготовки специалистов по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)». Пример студенческой сказки приводится ниже в авторской редакции.
«Пришло Время. Технический прогресс человечества продвинулся далеко вперед, оно покинуло Землю и обосновалось на спутнике Эгиды–7 Эрибании — подходящей планете для заселения.
В результате эволюции люди имеют возможность по вживлению и замене отработавших свой ресурс органов и частей тела.
Продажа киберимплантов приобрела огромное значение и стала самым прибыльным делом. Однако, в связи с отсутствием межпланетного контроля за их производством и реализацией, господствовал теневой рынок «запчастей» к человеку. Производством и распространением занимался кто угодно, что вело к выпуску несертифицированной продукции и нареканиям со стороны потребителей.
Самая крупная фирма «Эндо», специализирующаяся на данном направлении, стала терять прибыль из-за неблагоприятных условий вновь заселенной планеты: личные сделки при встрече стали сложнее, а других способов заключить сделку не было по причине отсутствия необходимой инфраструктуры.
Эрвину в освоении новой технологии помогал искусственный интеллект, справляющийся с решением задач любой сложности. «Эндо», в свою очередь, заручилась поддержкой ряда искусственных спутников Эрибании, где размещались так называемые «сливки общества» и высокопоставленные чины — все-таки жить на спутниках было значительно легче, нежели на самой Эрибании.
Они приняли закон, говорящий о том, что эрибаноходы используют устаревшую технологию получения энергии, от которой человечество отказалось в пользу солнечной, так как Эгида-7 — это двойная звезда.
Эрибаноходы запретили, перекрыв каналы процветания Эрвина.
Эрвин пытался оспорить решение, боролся, но бюрократическая машина непреклонна, моментальные продажи нашего фантастического героя резко снизились, а «Эндо» восстановила лидирующие позиции в бизнесе.
Интеллект Эрвина в силу природных законов был слабее интеллекта искусственного, но дополняя друг друга они представляли мощную силу.
Нужно было что-то предпринимать.
И эта мощнейшая сила была направлена на решение только единственной проблемы — поиска путей борьбы с конкурентами.
Искусственный интеллект, исходя из анализа сложившейся ситуации принял свое решение. Интегрировался в системы управления космостанциями и пригрозил их уничтожением. При этом Эрвин, контролируя ситуацию, несколько Мгновений совершенствовал Вирус, изменил его и в итоге взял под контроль все космостанции, окружающие Эрибанию.
Теперь он мог с легкостью контролировать все правительственные решения и отменил закон о запрете эрибаноходов. Убедил всех в том, что эрибаноходы безопасны для человечества.
Когда сеть распространения киберимплантов была восстановлена, Эрвин обратился напрямую к «Эндо» и предложил сотрудничество. «Эндо» не смогла отказаться, полагая, что весь рынок со временем отойдет к Эрвину и его расширяющейся корпорации.
Импланты вновь направлялись по пневмопочтовым магистралям напрямую потребителям, постепенно нормализуя этот рынок. Уровень продаж Эрвина и его теперь уже сторонников начал расти, бизнес крепнуть.
Эрвин прославился на всю Вселенную. Его приглашали для урегулирования вопросов продаж не только сетей имплантов, но и других важных для человечества направлений.
Мало кто мог знать, что искусственный интеллект, созданный самим Эрвином, полностью уже заменил Эрвина — был Им. Вероятно остается Им и сейчас.
Однако по Вселенной ходят слухи, что Эрибания, благодаря Эрвину, занимает лидирующие позиции по продажам и менеджменту. А еще говорят, что Вселенной ему уже мало и он рассматривает варианты освоения Перехода.
Работа специалиста по управлению продажами была важна как многие Мгновения назад, так и сейчас. И уж точно она не потеряет своей актуальности в Перспективе. Единственное, что изменится — это продукт, который нужно будет продавать. Сегодня можно наблюдать, что все больше сервисов, занимающихся онлайн-продажами, строится на облачных решениях. Облако гораздо легче в управлении, дешевле в эксплуатации и безопаснее, поэтому будет пользоваться немалым спросом и в будущем».
Как видим, мотивация в форме сказки раскручивает познавательный интерес студента, позволяет представить ему образ будущей профессии–мечты.
Представленная фантастическая сказка служит базой для диагностики способностей и возможностей студентов, а также имеет целью построение индивидуальных траекторий обучения для реализации дифференцированного подхода.
Таким образом, миссия коучинга в процессе обучения как никогда созвучна с задачами, поставленными перед профессиональным образованием — сопровождение студента в процессе обучения.
Решение указанных задач затрудняет низкая мотивация студентов к получению будущей специальности, о которой они имеют слабое представление.
Формирование положительного образа будущей профессии достигается путем построения занятия в виде коучинговой сессии и применения элементов сказкотерапии.
Очевидно удачное соответствие структур коучинговой сессии и учебного занятия, а также составление и решение любой проблемной ситуации с помощью предложенных кирпичей конструктора сказок.
Литература:
- Вачков И. В. В229 Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.; Ось-89, 2007. — 144 с.
- Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н. В. Вологодина. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С.45.
- Селигман Мартин Э. П. С29 Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006. —368 с. ISBN 5–91250–026–8
- Уитмор Д. Коучинг высокой эффективности: Новый стиль менеджмента. Развитие людей, высокая эффективность: Джон Уитмор. — 3-е изд. — М.: Междунар. акад. корпоративного упр. и бизнеса, 2005 (Междунар. акад. корпоративного управления и бизнеса). — 165 с.: ил.; 23 см.; ISBN 5–98397–003–8 (в пер.)
- Аналитическое направление. Интерпретация сказок. //URL:http://www.ahmerov.com/book_959_chapter_14_1._Analiticheskoe_napravlenie._Interpretaija_skazok.html
- Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка//URL: http://kref.ru/infoshkolnajaprogramma/142466/7.html