Применение инструментов коучинга при подготовке специалистов в области коммерческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.12.2018

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Шапарь, Н. А. Применение инструментов коучинга при подготовке специалистов в области коммерческой деятельности / Н. А. Шапарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 267-271. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54424/ (дата обращения: 16.11.2024).



Автором предложены нетрадиционные технологии актуализации познавательной активности студентов. Приведена практика реализации дифференцированного подхода c помощью коучинговой сессии и сказкотерапии.

Ключевые слова: обучение, познавательный интерес, коучинг, будущая профессия, сказкотерапия.

Author proposed the non-tradition of actualization cognitive activities. The practice to realize of differential approach by coaching session and fairylate therapy is shown here.

Key words: training, cognitive interests, coaching, future profession, fairylate therapy

Согласно требованиям ФГОС СПО ТОП 5.0 задачей современного образования является формирование личности, готовой к самоорганизации и саморазвитию, а не передача готовых знаний и умений студенту.

Жесткие программы под всех препятствуют готовности студентов к подобной самостоятельности мышления вследствие сложившейся практики воспроизводить готовые решения и алгоритмы.

Устранению данного противоречия способствует создание определенной образовательной среды — открытого образовательного пространства, которое выходит за пределы образовательного учреждения.

Технология коучинга и его инструменты являются тем самым «пусковым механизмом» формирования самостоятельности в саморазвитии. Педагог из транслятора знаний превращается в проводника на пути ориентации и определения познавательного интереса, формирования индивидуальной образовательной траектории, поддерживая студента на пути к его образовательной цели.

Этапы образовательного процесса включают: постановку цели, мотивацию, выбор альтернатив, трансформацию.

Далее рассмотрим инструменты. С чего начать — с целеполагания! Определение цели и «раскрутка» познавательного интереса затруднены при слабом представлении студентов о своей будущей специальности, что приводит при освоении профессионального цикла к несоответствию их ожиданий и реальности.

Создать образ специалиста будущего — кем или каким хочет стать студент по завершении учебы, чего он хочет в жизни достичь, какая у него мечта — задача техники «Колесо баланса». Структура коучинговой сессии [4] удачно накладывается на структуру учебного занятия. Сопоставление соответствующих этапов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Соответствие структур коучинговой сессии иучебного занятия

Структура коучинговой сессии

Структура учебного занятия

раппорт

Организационная часть

контракт

Мотивация

четыре вопроса планирования

формат конечного результата

Актуализация опорных знаний студентов

создание опыта

Введение нового учебного материала

шаги (действия)

Обобщение и систематизация знаний

объявленная ценность

Подведение итогов

Задание на дом

признание

При таком построении занятия главным инструментом преподавателя становится вопрос, а не выдача готовых ответов, и индивидуальное общение. Дифференцированный подход к обучению формирует положительный образ будущей профессии.

Самый сложный в исполнении этап — это мотивация студентов или отношение к образовательной деятельности. В своей практике для решения данного вопроса автор использует сказкотерапию, которая способна вселить уверенность в решении сложных проблем.

Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе ситуации, и помогает разрешить ее, даже не имея определенного опыта. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния. Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы студент мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный и профессиональный опыт, причем она не имеет единственно правильного решения.

Основные элементы сказки: безопасное волшебное пространство; главный герой (характер деятельности); партнер-коллега; волшебник, обладатель волшебного средства; злодей (темные силы); беда (проблема); позитивный конец (проблема решена, герой получил награду или стал победителем). Представленные элементы складываются в кирпичи конструктора сказок (см. табл.2).

Таблица 2

Кирпичи конструктора сказок

Элементы сказки

Пояснение

1

Создается сказочное пространство

Условия, в которых находится главный герой

2

Особое обстоятельство

Изменение ситуации, при котором возникает проблема (что-то случилось)

3

Запрет

Условие (как делать нельзя)

4

Нарушение запрета

Действия, при которых возникает проблема

5

Герой вместе с партнером приступает к решению проблемы

Совместные действия, объединяющие усилия

6

Способ достижения цели

Использование имеющихся навыков и умений

7

Злодей начинает действовать

Препятствия, возникающие на пути героя

8

Преследование

Его ответные действия, которые не приносят результата

9

Герой уходит от преследования

Поиск ключей решения проблемы (новые знания)

10

Появляется волшебник с испытанием, в обмен на ключи

Приобретение умений героем, испытание его личных качеств

11

Герой выдерживает испытание, получает волшебное средство (ключи решения)

Обретение умений, способных решить проблему

12

Волшебник исчезает

Трогательное прощание

13

Герой вступает в битву (или состязание)

Новые знания помогают решить проблему

14

Злодей оказывается поверженным

Победа

15

Счастливый конец

Карьерное повышение, награда

16

Мораль

Вывод

Автор предлагает студентам с помощью данных кирпичей составить и решить любую проблемную ситуацию. Например, изобразить Образ будущей профессии. Затем проводится анализ получившейся сказки. При удачном ее построении студент ощущает прилив сил, настроение его улучшается, и появляется мотивация к дальнейшему обучению, ведь большинство основных проблем и профессиональных ситуаций, которые переживает каждый человек, прекрасно решаются в сказочном пространстве.

Сказкотерапия направлена на развитие индивидуальности, скрытых способностей к решению задач, самооценки и самоконтроля, формирование творческого отношения к работе, уверенности в своих силах; студент освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны.

Наиболее удачный вариант описания профессии будущего — «Менеджер по управлению онлайн-продажами» — выбран из практики подготовки специалистов по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)». Пример студенческой сказки приводится ниже в авторской редакции.

«Пришло Время. Технический прогресс человечества продвинулся далеко вперед, оно покинуло Землю и обосновалось на спутнике Эгиды–7 Эрибании — подходящей планете для заселения.

В результате эволюции люди имеют возможность по вживлению и замене отработавших свой ресурс органов и частей тела.

Продажа киберимплантов приобрела огромное значение и стала самым прибыльным делом. Однако, в связи с отсутствием межпланетного контроля за их производством и реализацией, господствовал теневой рынок «запчастей» к человеку. Производством и распространением занимался кто угодно, что вело к выпуску несертифицированной продукции и нареканиям со стороны потребителей.

Самая крупная фирма «Эндо», специализирующаяся на данном направлении, стала терять прибыль из-за неблагоприятных условий вновь заселенной планеты: личные сделки при встрече стали сложнее, а других способов заключить сделку не было по причине отсутствия необходимой инфраструктуры.

Эрвину в освоении новой технологии помогал искусственный интеллект, справляющийся с решением задач любой сложности. «Эндо», в свою очередь, заручилась поддержкой ряда искусственных спутников Эрибании, где размещались так называемые «сливки общества» и высокопоставленные чины — все-таки жить на спутниках было значительно легче, нежели на самой Эрибании.

Они приняли закон, говорящий о том, что эрибаноходы используют устаревшую технологию получения энергии, от которой человечество отказалось в пользу солнечной, так как Эгида-7 — это двойная звезда.

Эрибаноходы запретили, перекрыв каналы процветания Эрвина.

Эрвин пытался оспорить решение, боролся, но бюрократическая машина непреклонна, моментальные продажи нашего фантастического героя резко снизились, а «Эндо» восстановила лидирующие позиции в бизнесе.

Интеллект Эрвина в силу природных законов был слабее интеллекта искусственного, но дополняя друг друга они представляли мощную силу.

Нужно было что-то предпринимать.

И эта мощнейшая сила была направлена на решение только единственной проблемы — поиска путей борьбы с конкурентами.

Искусственный интеллект, исходя из анализа сложившейся ситуации принял свое решение. Интегрировался в системы управления космостанциями и пригрозил их уничтожением. При этом Эрвин, контролируя ситуацию, несколько Мгновений совершенствовал Вирус, изменил его и в итоге взял под контроль все космостанции, окружающие Эрибанию.

Теперь он мог с легкостью контролировать все правительственные решения и отменил закон о запрете эрибаноходов. Убедил всех в том, что эрибаноходы безопасны для человечества.

Когда сеть распространения киберимплантов была восстановлена, Эрвин обратился напрямую к «Эндо» и предложил сотрудничество. «Эндо» не смогла отказаться, полагая, что весь рынок со временем отойдет к Эрвину и его расширяющейся корпорации.

Импланты вновь направлялись по пневмопочтовым магистралям напрямую потребителям, постепенно нормализуя этот рынок. Уровень продаж Эрвина и его теперь уже сторонников начал расти, бизнес крепнуть.

Эрвин прославился на всю Вселенную. Его приглашали для урегулирования вопросов продаж не только сетей имплантов, но и других важных для человечества направлений.

Мало кто мог знать, что искусственный интеллект, созданный самим Эрвином, полностью уже заменил Эрвина — был Им. Вероятно остается Им и сейчас.

Однако по Вселенной ходят слухи, что Эрибания, благодаря Эрвину, занимает лидирующие позиции по продажам и менеджменту. А еще говорят, что Вселенной ему уже мало и он рассматривает варианты освоения Перехода.

Работа специалиста по управлению продажами была важна как многие Мгновения назад, так и сейчас. И уж точно она не потеряет своей актуальности в Перспективе. Единственное, что изменится — это продукт, который нужно будет продавать. Сегодня можно наблюдать, что все больше сервисов, занимающихся онлайн-продажами, строится на облачных решениях. Облако гораздо легче в управлении, дешевле в эксплуатации и безопаснее, поэтому будет пользоваться немалым спросом и в будущем».

Как видим, мотивация в форме сказки раскручивает познавательный интерес студента, позволяет представить ему образ будущей профессии–мечты.

Представленная фантастическая сказка служит базой для диагностики способностей и возможностей студентов, а также имеет целью построение индивидуальных траекторий обучения для реализации дифференцированного подхода.

Таким образом, миссия коучинга в процессе обучения как никогда созвучна с задачами, поставленными перед профессиональным образованием — сопровождение студента в процессе обучения.

Решение указанных задач затрудняет низкая мотивация студентов к получению будущей специальности, о которой они имеют слабое представление.

Формирование положительного образа будущей профессии достигается путем построения занятия в виде коучинговой сессии и применения элементов сказкотерапии.

Очевидно удачное соответствие структур коучинговой сессии и учебного занятия, а также составление и решение любой проблемной ситуации с помощью предложенных кирпичей конструктора сказок.

Литература:

  1. Вачков И. В. В229 Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.; Ось-89, 2007. — 144 с.
  2. Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н. В. Вологодина. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С.45.
  3. Селигман Мартин Э. П. С29 Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006. —368 с. ISBN 5–91250–026–8
  4. Уитмор Д. Коучинг высокой эффективности: Новый стиль менеджмента. Развитие людей, высокая эффективность: Джон Уитмор. — 3-е изд. — М.: Междунар. акад. корпоративного упр. и бизнеса, 2005 (Междунар. акад. корпоративного управления и бизнеса). — 165 с.: ил.; 23 см.; ISBN 5–98397–003–8 (в пер.)
  5. Аналитическое направление. Интерпретация сказок. //URL:http://www.ahmerov.com/book_959_chapter_14_1._Analiticheskoe_napravlenie._Interpretaija_skazok.html
  6. Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка//URL: http://kref.ru/infoshkolnajaprogramma/142466/7.html
Основные термины (генерируются автоматически): будущая профессия, дифференцированный подход, искусственный интеллект, познавательный интерес, проблема, решение, учебное занятие, будущая специальность, волшебное средство, главный герой.


Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...

Применение на уроках русского языка и литературы приемов стратегии продвижения техники чтения

В статье рассматривается проблема отсутствия интереса учащихся к осознанному чтению. Автор дает обоснование о необходимости стимулировать читательскую активность учащихся школы посредством методики применения технологии скрайбинга, различных стратеги...

Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий

В статье обсуждается применение технологии квест-игр как способа повышения эффективности образовательной деятельности. Определяется значение понятия «квест» и история его возникновения.

ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации

Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...

Применение на уроках русского языка и литературы приемов стратегии продвижения техники чтения

В статье рассматривается проблема отсутствия интереса учащихся к осознанному чтению. Автор дает обоснование о необходимости стимулировать читательскую активность учащихся школы посредством методики применения технологии скрайбинга, различных стратеги...

Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий

В статье обсуждается применение технологии квест-игр как способа повышения эффективности образовательной деятельности. Определяется значение понятия «квест» и история его возникновения.

ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации

Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Задать вопрос