Предупреждение преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних осуществляется достаточно широким кругом субъектов. В свою очередь в зависимости от места и роли в профилактической деятельности эти субъекты можно классифицировать:
- На субъекты общей профилактики.
Данную группу составляют: государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные организации и т. д., поскольку деятельность указанных органов направлена на позитивное развитие общественных отношений, совершенствование социальных институтов, устранение социально-экономических, политических и иных кризисных явлений. Однако, специальной деятельность указанных субъектов является нейтрализация криминогенных факторов социальной среды.
- Неспециализированные субъекты.
В свою очередь субъекты указанной группы не являются правоохранительными органами, однако их деятельность напрямую направлена на осуществление профилактики правонарушений несовершеннолетних. В данную группу входят: отраслевые органы государственной власти (образования, здравоохранения, занятости).
- Специализированные субъекты предупредительной деятельности, осуществляющие правоохранительные функции и имеющие в качестве приоритетной задачи предупреждение преступлений несовершеннолетних.
Компетенция каждого из субъектов профилактики определена законом и вытекает из их функций в соответствующей сфере общественной жизни.
Комиссия по делам несовершеннолетних (далее — КДН) занимает особое место среди субъектов в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, поскольку именно на КДН возложена важнейшая задача «по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1, с.3], что позволяет рассматривать их как ключевое звено в механизме комплексной защиты интересов ребенка.
В юридической литературе обосновано мнение, что «функции — это целенаправленная деятельность того или иного органа государственного управления, которая направлена на реализацию его компетенции, то есть совокупности прав и обязанностей этого органа» [2, с.9].
На основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 27 июня 2018 г.) (далее — ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» можно выделить следующие функции Комиссии по делам несовершеннолетних: координация, контроль, профилактика, просвещение, а также защитная и одновременно карательная функция.
На сегодняшний день комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав используют большое количество методов профилактики, направленных на предотвращение детской преступности. Приоритетными направлениями деятельности КДН «являются:
‒ Во-первых, деятельность, направленная на предупреждение девиантного поведения подростков путем выяснения и анализа основных причин указанного поведения
‒ Во-вторых, деятельность, направленная на реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации» [3, c. 44].
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» функциональный комплекс Комиссии можно распределить по следующим направлениям:
‒ Охранительный комплекс, направленный на защиту и восстановление прав несовершеннолетних;
‒ Социальный комплекс, направлен на противодействие ряда отрицательных общественных явлений (беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность и другие);
‒ Организационно-методический комплекс — отражает координационные полномочия Комиссий.
В соответствии п. 6 Постановления Правительства РФ от 06 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (ред. от 06 декабря 2017 г.) на Комиссию по делам несовершеннолетних возложено выполнение следующие «задачи:
‒ По предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних путем выявления и устранения причин и условий, способствующих отрицательному поведению;
‒ По обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
‒ По социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе, связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
‒ По выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям».
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на Комиссии по делам несовершеннолетних выполнение ряда разнохарактерных задач, таких как обеспечение осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защита от дискриминации, физического или психического насилия и др.; подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов для предоставления в суд; рассмотрение вопросов, связанных с отчислением несовершеннолетних из образовательной организации и другие.
Однако, вместе с тем иными полномочиями Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:
‒ Осуществление обобщения информации о состоянии детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, правонарушениях, о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними, и нарушении их прав, полученной от всех органов и учреждений данной системы, для последующего применения мер по профилактики подобных правонарушений;
‒ Составление базы несовершеннолетних и семей, в отношении которых ведется индивидуальная профилактическая работа;
‒ Путем анализа мер, которые могут быть приняты как в отношении детей и подростков, так и в отношении их представителей, выявление наиболее эффективных мер воздействия;
‒ Осуществление профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних путем разработки правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
‒ Профилактика безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних путем планирования и проведения совместно с другими субъектами системы профилактических мероприятий;
‒ И другие [4, с. 25].
Таким образом, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на Комиссии по делам несовершеннолетних возлагается ряд разнохарактерных задач, среди которых можно выделить: обеспечение осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защита от дискриминации, физического или психического насилия и др.; подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов для предоставления в суд и др. Однако, «правовое регулирование компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их права, требует совершенствование нормативного регулирования, поскольку действующее законодательство имеет достаточное количество коллизий и пробелов в области полномочий. Использование опыта построения в развитых зарубежных странах института ювенальной юстиции, позволит быстро выполнять задачи, направленные на получение реального результата по профилактике правонарушений несовершеннолетних».
Литература:
- Мишота В. А. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komissii-po-delam-nesovershennoletnih-i-zaschite-ih-prav-kak-subekty-sistemy-profilaktiki-beznadzornosti-i-pravonarusheniy-1 (дата обращения:10.11.2018).
- Юсупов В. А. Понятие и особенности услуг, предоставляемых органами государственного управления // Вестник Евразийской академии административных наук. 2013г.№ 3 (24). С. 9.
- Деменчук Д. В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации. Дис.канд. юрид. наук. М., 2014. С. 44
- Мишота В. А. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. URL: http://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/eup/Vestnik-1_144_2015.pdf (дата обращения: 11.11.2018)/