В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 27 июня 2018 г.) (далее — ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» — за деятельностью Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляется государственный и ведомственный контроль [1, ст. 10].
Контроль за деятельностью Комиссий по делам несовершеннолетних осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции в установленном порядке.
Вышестоящие органы и учреждения системы профилактики и их должностные лица осуществляют ведомственный контроль в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами.
Государственный контроль за деятельностью Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав имеет приоритетное значение, поскольку основными направлениями преступности несовершеннолетних является беспризорность и безнадзорность, создающими угрозу безопасности общества в целом. Основным предназначением государственного контроля служит своевременное влияние на негативные социальные явления или восстановление нарушенных прав несовершеннолетних либо содействие в защите их законных интересов.
Осуществление государственного контроля за деятельностью Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав происходит на федеральном, региональном и местном уровне. Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их права является органом, осуществляющим контроль и информирующим Правительство РФ об адекватности и эффективности мер, принимаемых руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Комиссия координирует деятельность всех государственных органов и общественных организаций, которые занимаются защитой прав несовершеннолетних, и обеспечивает единый государственный подход к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их права осуществляет контроль за выполнением решений Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В свою очередь Правительственная Комиссия запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ОМСУ, а также организаций информацию; образовывает рабочие группы; заслушивает представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ОМСУ по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии, и принимает соответствующие решения; привлекает при необходимости к работе Комиссии специалистов.
Контроль за деятельностью Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном уровне осуществляют городские Комиссии при взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта, органами Администрации муниципального образования, физическими и юридическими лицами.
Городские Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при осуществлении контрольной деятельности требуют получения заверенных копий документов по осуществлению территориальными комиссиями государственных полномочий по созданию комиссий, осуществлению их деятельности; запрашивают устные и письменные объяснения от муниципальных служащих и должностных лиц территориальных комиссий; беспрепятственно осуществляют проверку территориальных комиссий на территории и в помещениях проверяемых; принимают участие в заседаниях территориальных комиссий, совещаниях с участием должностных лиц, муниципальных служащих Администрации муниципального образования, проводимых по вопросам осуществления государственных полномочий по созданию комиссий, осуществлению их деятельности и др. [3, с. 44].
Территориальная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляя контроль вправе проводить как камеральные, так и выездные проверки. В ходе камеральной проверки территориальная Комиссия проверяет документы, как имеющиеся в распоряжении, так и истребованные от проверяемой городской комиссии. Поводом для проведения выездной проверки является утвержденный на заседании территориальной комиссии план работы. Установленный план определяет территориальную комиссию, в отношении которой будет проведена проверка, а также срок ее проведения. Поводом для проверки служит: статистическая информация, отражающая данные о неблагополучной ситуации с преступностью несовершеннолетних; информация, находящаяся в статистических и аналитических материалах городской Комиссии о нарушении государственных полномочий территориальными Комиссиями; неисполненные предписания об устранении допущенных нарушений при осуществлении государственных полномочий и т.д. [4, с. 15].
Согласно международному опыту осуществления контроля за реализацией прав ребенка, стоит отметить, что наиболее эффективным его механизмом является институт омбудсмена. В России за ним прочно закрепилось наименование «Уполномоченный по правам ребенка», основными функциями которого являются: защита прав несовершеннолетних, восстановление нарушенных прав и свобод ребенка, участие в разработке и реализации программ по защите прав ребенка, а также активное использование средств массовой информации в интересах защиты прав детей и т. д.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что с учетом анализа компетенции Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, стоит отметить, что одним из приоритетных направлений их деятельности является ведомственный и государственный контроль за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Отмечается необходимость создания не только новых институтов по обеспечению защиты, но и совершенствования деятельности уже имеющихся структур. Таким образом, правовое регулирование ведомственного и государственного контроля за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, позволило бы создать эффективную систему обеспечения защиты прав несовершеннолетних, отвечающей современной социальной, культурной, экономической ситуации, взятым на себя Российской Федерацией международным обязательствам.
Литература:
- Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 27 июня 2018 г.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
- Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 30 октября 2018 г.) // СЗ РФ.1995. № 47. Ст. 4472.
- Деменчук Д. В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2014. С. 44
- Контроль за деятельностью Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Городская газета Архангельск — Город воинской славы. URL: http://www.arhcity.ru/data/455/57_05_08_2016_AGVS.pdf (дата обращения: 12.11.2018).