В данной статье рассматриваются некоторые имеющееся проблемы во взаимодействии частных охранных организаций и органов исполнительной власти, а также пути их преодоления.
Ключевые слова: частная охранная деятельность, частные охранные организации, частный охранник, органы исполнительной власти, лицензионно-разрешительная система, лицензия.
Деятельность организаций частной охранной направленности, с учетом ее масштабов и специфики оказываемых услуг, может внести ощутимый вклад в процесс противодействия преступности, а также быть важным элементом системы безопасности страны [5, с.104]. Поэтому на сегодняшний день органы внутренних дел активно проводят практику по привлечению частных охранников для взаимодействия и сотрудничества на внештатной основе [1]. Такое положение порождает неопределенный правовой статус охранников, которые не включены в штат сотрудников ОВД, что является неприемлемым в этой сфере, так как направления деятельности указанных субъектов напрямую связаны с охраной, защитой жизни и здоровья граждан. До сих пор существуют проблемы, касающиеся правового регулирования и взаимодействия органов правоохранительной деятельности и частных охранных организаций, несмотря на тот факт, что данной сфере часто уделяют внимание [2, с.299].
Монопольным правом на регулирование деятельности организаций или предприятий, которые осуществляют частную охранную деятельность, обладает Министерство внутренних дел РФ, что способствует и формированию Координационного совета негосударственной сферы безопасности по взаимодействию с частными охранными организациями. У данного Совета одной из ключевых целей является привлечение организаций, осуществляющие частные охранные услуги, к охранной деятельности правового порядка, к раскрытию и предупреждению уголовных преступлений.
Также целесообразным будет учреждение такого орган на базе каждого существующего органа правоохранительной направленности (например, на базе Следственного комитета РФ или Прокуратуры РФ) [2, с.299].
Ряд оказываемых услуг частных охранных организации предусматривают возможность применения оружия в установленных нормативно-правовой базой случаях [5, с.103]. В РФ решением вопросов, касающихся осуществления государственного контроля за соблюдением нормативно-правовой базы России в сфере оборота оружия (гражданского, служебного, наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию) и деятельности частной охранной направленности, занимается Федеральная служба войск национальной гвардии РФ [4, с.100].
Еще одним примером взаимодействия частных охранных организаций и органов исполнительной власти является процесс получения лицензии как одна из форм контроля государства, проявляющейся в специфической деятельности государственных органов исполнительной власти [3, с.166]
Также существует еще один нормативный документ, который демонстрирует взаимодействие частных охранных организаций и контрольных органов исполнительной власти. Это акты о результатах проведения периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применение оружия и специальных средств, частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, так как они являются элементами разрешительной системы от органов исполнительной власти в лице УМВД РФ на осуществление частной охранной деятельности частным охранником. Каждый сотрудник частной охранной организации в должности частный охранник или начальник охраны должен раз в год пройти эту проверку, иначе он не сможет продолжить выполнять свои трудовые функции в указанных должностях.
Как вывод необходимо отметить, что вышеуказанные явления демонстрируют современное состояние взаимоотношений частных охранных организаций и контролирующих их органов исполнительной власти. И, к сожалению, некоторые аспекты, указанные в нормативно-правовых актах, либо совсем не работают, либо работают на неэффективном уровне. Данное обстоятельство объясняется тем, что в законодательную базу, в том числе внутриведомственных учреждений, не всегда своевременно вносятся корректировки, которые учитывают все изменения в нормативно-правовой базе РФ, регулирующую эту сферу.
Литература:
- Приказ МВД России от 17 апреля 2013 г. N 211 «Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений»// Российская газета. — 2013. — N 136.
- Богомолова Е. А., Кораблин К. К. Актуальные проблемы участия негосударственных субъектов в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности//Материалы секционных заседаний 57-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ в 2 т. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2017. — Т.1. — С.296–300.
- Константинов А. В., Мурманэ Б. Ж., Рачеев Д. Э. Административно-правовой режим лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в России//Проблемы современной науки и образования. — 2015. — № 12 (42). — С. 166–170.
- Невежин П. Н. Актуальные вопросы взаимодействия полиции и Росгвардии по обеспечению административно-правового режима лицензионно-разрешительной системы//Труды Академии управления МВД России. — 2017. — № 1 (41). — С. 99–103.
- Скуз А. А., Удальцов В. Г. Государство и частная охранно-сыскная деятельность//Вестник АКСОР. — 2012. — № 1 (20). — С. 103–108.