В статье рассмотрена связь науки, образования и общества. Проанализированы тенденции и перспективы развития (по ФГОС общего образования).
Ключевые слова: ФГОС, наука, образование, общество.
The article discusses the relationship of science, education and society. Analyzed trends and development prospects (for the GEF of general education).
Key words: GEF, science, education, society.
Основная цель обучения в школе — научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники и возможностях сети Интернет. Обращение детей к образовательным возможностям информационных технологий является весьма эффективным и целесообразным. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа — это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем обществе. Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий. Использование современных цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий.
В ФГОС общего образования фиксируются: основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе:
– ключевые теории,
– идеи,
– понятия,
– факты,
– методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры;
– универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.
К ним относятся
– личностные универсальные учебные действия;
– регулятивные действия;
– познавательные действия;
– коммуникативные универсальные учебные действия [2, с 231].
Интенсивное развитие науки в условиях современного общества обуславливает гигантское воздействие научных достижений на развитие общества и вообще человечества. В условиях мобильного информационного общества, проблема границ науки и морали становятся чрезвычайно актуальными.
За последние сто лет наука сделала настолько большой шаг вперед, что, видимо ее последствия с точки зрения глобальности просто поражают. При такой научной эйфории очень трудно адекватно оценивать и регламентировать функцию науки в общественной жизни, поскольку значительные научные инновации посягают на самое важное — жизнь и развитие человека [1].
Несоответствие этих двух ценностей приводят к нарушению основ научного познания и сводят функции науки как сферы общественного блага и благосостояния на нет. В условиях, когда научные исследования делаются не ради человека и улучшения его жизни, а использует человека как инструмент достижения определенных целей, наука перерастает в антиморальную категорию. В последнее время вектор направленности развития науки сместился от всестороннего развития человека, на «изменение человека». Это является большим индикатором того, что для достижения определенного результата общечеловеческие моральные нормы, а точнее их нарушение, уже не выступают в роли барьера для научной деятельности. Так мы можем много говорить об эволюции нравственности в историческом процессе, но все же это не оправдание.
Развитие научной и образовательной деятельности должно происходить через цензуру нравственности, которая бы выступала определенным держателем, для того чтобы наука выполняла свою главную функцию — служение человека и адекватно воспринимало последствия своей деятельности.
Для того, чтобы более подробно и последовательно охарактеризовать взаимосвязь ФГОС, науки и образования и систему их взаимодействия следует, по мнению автора, остановиться на следующих аспектах:
1) Культурно-исторический. Наука и ее становление всегда было очень плотно связано с развитием и форматом культурных процессов. Это значительным образом отразилось в развитии науки на Востоке и на Западе, где в первом случае наука всегда тормозилась особенностями национальной культуры, а во втором — наука смогла реализоваться в полной мере, и особенности культуры сыграли в этом плане не последнюю роль, поскольку культура является прямым отражением нравственности в обществе.
2) Социокультурный — наука является социальным институтом, наука разнообразна в своих проявлениях (политический и экономический аспекты проявления науки). Общество может рассчитывать на перспективу, только если оно основывается на научных исследованиях. При таких условиях развитие науки является непосредственным катализатором развития общества, а моральные нормы в этом контексте могут носить адаптируемый (по отношению к политическим и экономическим изменениям) характер.
Хотим обратить внимание на тезис, что развитие науки дает толчок к оптимизации человеческой жизни с одной стороны, но такая оптимизация, с другой стороны, нуждается у человека минимальных усилий для своей жизнедеятельности. Это имеет катастрофические последствия для человечества, поскольку в некоторых аспектах общество на столько деградирует, что в будущем научные исследования не будет кому делать [3].
В этом и заключается огромная проблема современной науки — катастрофическая непоследовательность. Это приводит к тому, что использование научных достижений проходит в хаотичном порядке.
Именно поэтому мы говорим о последствиях только после практической реализации исследований и то только про те, которые очевидны, а не о тех которые в перспективе. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Таким образом, количественные изменения в современном обществе, обусловленные научным вмешательством, является настолько быстрыми и хаотичными, что общество не успевает адаптироваться к ним, эти нововведения не достаточно протестированы и объясненные и это вызывает прецеденты неправильного использования научных достижений.
Литература:
- http://shebekino-gimnazia-internat.edusite.ru
- Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Издание 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2017. — 456 с. — 1 000 экз. — ISBN 5–7897–0241–2
- http://fgosvo.ru/