Государственная политика противодействия коррупции в сфере государственной службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 987 раз

Библиографическое описание:

Галкина, Е. А. Государственная политика противодействия коррупции в сфере государственной службы / Е. А. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54475/ (дата обращения: 18.12.2024).



В соответствии с Конституцией РФ 1993 года, Российская Федерация является правовым демократическим государством. Следовательно, развитие и укрепление народовластия является приоритетным направлением государственной политики. Защиту и обеспечение прав человека в этом ракурсе отводят органам государственной власти, ядро которых составляет институт государственной службы. В соответствии с действующим законодательством государственная служба представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти. Эффективность деятельности государственных служащих является залогом оптимального функционирования федеральных и региональных органов государственной власти сегодня. Однако, не всегда деятельность государственных служащих является надлежащей и соответствующей закону. Так, должностные лица государственной власти и государственные служащие на современном этапе подвергаются значительной критике со стороны общественных институтов в отношении коррупционного поведения и его последствий. По СМИ довольно часто можно услышать информацию, как в том или ином субъекте РФ некоторые должностные лица недобросовестно относятся к занимаемой должности, пренебрегая установленными мерами ответственности. Обратимся к действующему законодательству РФ. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. От 03.08.2018) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018), коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. При этом государственным гражданским служащим является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. От 03.08.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». На наш взгляд основными причинами коррупции в системе государственной службы являются:

  1. Минимальный уровень репутации государственной службы.
  2. Низкая и малоэффективная система контроля за действиями чиновников.
  3. Отсутствие должного правового сознания у самих государственных служащих.

По моему мнению, главной причиной роста коррупции в системе государственной службы является: недостаточная прозрачность системы предоставления услуг населению, путем выдачи разрешительных документов на осуществление какой-либо деятельности.

Последствия данного явления ужасны:

1) Происходит ухудшение отношения населения к реформам, которые проводит Правительство РФ

2) Затрудняется работа представителей малого и среднего бизнеса в РФ

3) Снижение результативности государственной политики (конфликт интересов между государственными органами, которые рассматривают и собственные, и групповые интересы)

4) Подрыв доверия населения к органам исполнительной власти.

5) Формирование в сознании граждан мнения о том, что они беззащитны перед преступными формированиями.

6) Снижение престижа страны на мировой арене

Юридическую основу для современной политики РФ по противодействию коррупции составляют, прежде всего, Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, а так же иные действующие законодательные и подзаконные НПАкты федерального и регионального уровня. Отдельное место занимают муниципально -правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Обратимся к статистическим данным, которые обуславливают актуальность рассмотренной темы. В 2017 году в период с января по июнь к административной ответственности за коррупционные правонарушения было привлечено более 4000 лиц, общая сумма наложенных штрафов превысила 500 млн руб., по данным Генеральной прокуратуры РФ. Было возбуждено 293 дела по статье 19.28 КоАП — незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Более чем 200 дел стали для юридических лиц административной ответственностью в виде штрафов, общая сумма наказания за которые составила 394 млн руб.

Так, в мае 2017 года прокурор Ленинского района Ульяновска возбудил дело против организации, из-за незаконной передачи зампреду областного заксобрания денежных средств в размере более 4,6 млн руб. Данная сумма была передана за оказание содействия в победе указанной организации на торгах и последующем заключении государственных контрактов. Суд назначил компании-правонарушителю внушительный штраф — 20 млн руб.

Также приводится статистика по ст. 19.29 КоАП РФ — незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. Согласно действующему законодательству, в определенных случаях бывший гос- или муниципальный служащий не может устроиться на работу без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Компании, игнорирующие данное требование законодательства, привлекаются к административной ответственности по указанной статье. Таких случаев за первое полугодие набралось 2900, из них 2200 получили административное наказание в виде штрафа, общая сумма которых составила 162 млн руб. Отмечается, что это в два раза больше, чем за аналогичный период 2016 года.

Глава антикоррупционного комитета Генпрокуратуры Александр Русецкий огласил следующее: за минувшие 2,5 года сумма убытков от коррупции превысила 130 млрд руб. (см. «Ущерб от коррупции в России за 2,5 года составил 130 млрд руб».). А граждане, опираясь на опрос ВЦИОМ, сказали, что коррупция одна из основных трудностей, которая возникает у государства (см. «Россияне назвали коррупцию одной из главных проблем страны»). [8]

В разных государствах ввиду особой актуальности темы, уделяется достаточное внимание разработке и внедрению комплекса мероприятий по профилактике коррупционного поведения, которые не всегда применяются на практике.В советское время все без исключения работники государственной службы имели партийный билет, обязательство несли не только по своей работе, но и по партийной линии. Тогда большинство работников думали не о получении большого количества денежных средств, а о развитии общества в целом, как его деяния скажутся в дальнейшем Анализируя статистику по коррупционным преступлениям можно сделать вывод, что это прежде всего коррупция — явление, направленное против российского общества, путем целенаправленного злоупотребления государственным служащими своих полномочий в корыстных целях.

К причинам такого антиобщественного явления можно отнести:

1) Решение бытовых проблем (когда государственный служащий удовлетворяет свои собственные потребности, а не государственные)

2) Низкая заработная плата, которая подталкивает государственного служащего к совершению правонарушению

На наш взгляд, в заключении данной статьи следует обратить внимание на комплекс мер и мероприятий, проводимых в целях антикоррупционной политики. Наиболее эффективными будут: повышение профессионального и правового сознания государственных служащих, улучшение культуры, чтобы каждый заботился не только о получении денежных средств, но и о дальнейшем развитии общества. Так же, чтобы избавить хоть некоторое количество госслужащих от навязчивых мыслей необходимо повысить престиж данной работы, посредством повышения денежного содержания. В целях искоренения коррупционных преступлений можно перенять опыт Казахстана и противодействовать коррупции, посредством объединения баз данных по всем бывшим и будущим государственным чиновникам. Тогда лицо, которое было уличено в коррупции, не сможет попасть в ряды государственных служащих.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы»
  2. Бурцев Ю.А «Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы», 2017.
  3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ
  4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ
  5. Мальцев В. В. «Актуальные проблемы противодействия коррупции». 2017
  6. Кошелева М.М «Коррупция как вирус, парализующий властные структуры», 2018
  7. Смирнова А. А «Коррупция на государственной службе Российской Федерации как угроза государству», 2017
  8. Сайт генеральной прокуратуры РФ. — URL: https://genproc.gov.ru/ (18.08.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, служащий, Российская Федерация, административная ответственность, государственная власть, государственная политика, гражданская служба, денежное содержание, коррупционное поведение, общая сумма.


Задать вопрос