Методические рекомендации по формированию коллектива первоклассников в первые дни пребывания детей в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 10.12.2018

Статья просмотрена: 1958 раз

Библиографическое описание:

Панфилова, Т. А. Методические рекомендации по формированию коллектива первоклассников в первые дни пребывания детей в школе / Т. А. Панфилова, С. В. Зиновьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/235/53435/ (дата обращения: 16.10.2024).



Для современного педагогического процесса в начальной школе вопросы становления межличностных отношений в классном коллективе, как новой для первоклассника форме его социализации, влияние коллектива на формирование личности отдельных детей являются приоритетными. Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирует начальную школу на тот факт, что развитие и формирование личности младшего школьника можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив.

Человек — существо социальное, и, начиная с младшего школьного возраста, он должен жить совместно с другими детьми и вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии.

  1. Первый раздел рекомендаций посвящён педагогическим умениям, которыми должен обладать учитель начальных классов, чтобы эффективно развить процесс формирования коллектива первоклассников, т. к. основным атрибутом привыкания ребёнка к коллективной деятельности в начальной школе является непререкаемый авторитет именно учителя.

– Деятельность учитель должен ориентированность на обучающегося, как на активно развивающегося участника образовательного процесса.

– Необходимо определить реальные возможности первоклассников, предвидеть типичные затруднения ребёнка в первые дни пребывания в школе, учесть мотивации класса при планировании и организации образовательного процесса.

– Необходимо проектировать планы развития первоклассников на близкую и дальнюю педагогическую перспективу.

– Управление эмоциональным состоянием, восприятие позитивных возможностей учителя и обучающихся.

– Укрепление сильных позиций класса и создание условий для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных обучающихся.

– Комплексная диагностика универсальных учебных действий младших школьников, состояния коллективной деятельности и воспитанности первоклассников.

– Выявление причинно-следственных связей и зависимостей между целями, способами, средствами и условиями формирования коллектива первоклассников в первые дни пребывания детей в школе.

– Пошаговое структурированное определение путей и способов реализации программы формирования коллектива.

  1. Второй раздел рекомендаций смоделирован на основании практических приёмов работы учителя по формированию коллектива первоклассников в первые дни пребывания детей в школе.
    1. Соблюдение общепедагогических принципов в процессе формирования коллектива первоклассников:

– творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

– учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

– управленческая режиссура в постановке процесса коллективной деятельности;

– комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

2.2. Использование приёмов формирования состоятельности совместной деятельности обучающихся. С этой целью учитель:

– создаёт в классе единую систему традиций и ценностей;

– проводит беседы с детьми о дружбе, традициях, требованиях к общению в классе и поведению в школе, основных чертах дружного класса;

– вводит традицию обратной связи, когда в конце учебной недели первоклассники говорят о том, что у них получилось, а что нет;

– создаёт ящик пожеланий;

– проводит походы и экскурсии на природу, по памятным местам своего села;

– привлекает к деятельности в классе детей, имеющих проблемы с коммуникацией;

– поощряет в присутствии класса всех детей за конкретно выполненное ими действие или положительные поступки.

2.3. Организация работы в группах на принципах взаимопомощи и поддержки, мотивации на достижение успехов и соперничества между группами. Коллективная деятельность классифицируется по:

– работе в группах, объединяющих детей по взаимным симпатиям;

– работе в смешанных группах (по деловым и эмоциональным отношениям);

– работе детей в группах по достижению общего классного результата.

2.4. Распределение между обучающимися поручений:

– дежурство в классе, столовой, гардеробе;

– санитарная служба;

– библиотечная служба класса;

– хозяйственная служба класса;

– служба озеленения и т. д.

2.5. Применение игровых технологий, способствующих сплочению первоклассников в первые дни пребывания их в школе. Хорошо зарекомендовали себя следующие упражнения-игры и тренинги:

а) упражнение «Мы — одна команда» (изображение группового портрета класса по первому восприятию коллектива);

б) коллективное обсуждение правил Дейла Карнеги, которые позволяют понравиться окружающим людям, (искренне интересуйтесь другими людьми; улыбайтесь; помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе; говорите о том, что интересует вашего собеседника; внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне).

в) тренинг «Один день из жизни школьника», на котором предлагается нарисовать обычный школьный день, но главная задача — договорится между собой;

г) упражнение «Рисунок по кругу несуществующего животного»;

д) упражнение «Групповой коллаж», в котором участники группы на ватман наклеивают принесенный природный материал, вырезки из журналов, кусочки ткани и т. д., изображая коллаж-пейзаж на тему «Мы вместе!»

2.6. Организация парной работы по взаимным симпатиям и по деловым отношениям, позволяющей подключить к коллективной жизни всех детей, максимально учитывая их индивидуальные возможности, потребности и мотивы.

2.7. Проведение уроков окружающего мира по темам «Ты и твоя семья», «Твои друзья», «Моё любимое занятие»; классных часов «Давайте познакомимся»; родительского собрания «Первый раз в первый класс» и т. д.

  1. Психолого-педагогическая деятельность учителя, содействующая достижению высокого уровня общения первоклассников:
    1. С первых дней пребывания ребёнка в школе учитель учит умению:

– понять в общении позицию одноклассника;

– проявить интерес к личности одноклассника;

– владению средствами невербального общения.

3.2. Учитель сам умеет:

– встать на точку зрения обучающихся;

– создать обстановку доверительности и терпимости к другому человеку;

– владеть средствами, усиливающими организующее воздействие по сравнению с оценивающим воздействием, и особенно дисциплинирующее воздействие;

– принять первоклассника вне зависимости от его учебных успехов и научить этому всех обучающихся класса;

– осуществлять демократический стиль руководства.

3.3. Учитель должен видеть значительные и незначительные успехи каждого первоклассника в порученном ему деле и умело поощрять его. Это возможно посредством системы дифференцированных и индивидуальных заданий.

  1. Организационная структура класса должна создаваться на реальных потребностях детей и отражать характер их совместной деятельности. Общая деятельность детей, их общее пространство существования приводят к тому, что в классе определенная система взаимоотношений, прежде всего, эмоционально-избирательного плана.
  2. Классное сообщество в современных условиях должно рассматриваться с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей.

Таким образом, предложенные рекомендации можно использовать в сложном и многоплановом процессе формирования детского классного коллектива первоклассников в первые дни пребывания ребёнка в школе.

Литература:

  1. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2016. — 529 с.
  2. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова — М., 2016. — 213 с.
  3. Тверянкина, В. А. Особенности формирования классного коллектива младших школьников [Электронный ресурс] / В. А. Тверянкина, Л. А. Терёхина //Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-osobenosti-formirovanija-klasnogo-kolektiva-mladshih-shkolnikov.html. — 04.03.2018.
  4. Чечельницкая, С. М. Теория и практика обучения жизненным навыкам / С. М. Чечельницкая, С. Г. Косарецкий, Д. А. Шалаева, В. А. Родионов // Школа здоровья. -2012. -№ 1.- С. 5–11.
Основные термины (генерируются автоматически): коллективная деятельность, начальная школа, ваш собеседник, группа, день пребывания, день пребывания детей, класс, образовательный процесс, процесс формирования коллектива первоклассников, формирование личности.


Похожие статьи

Методические рекомендации по повышению уровня ответственности старших дошкольников

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Пути и способы преодоления трудностей на начальном этапе обучения первоклассников

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ)

Система работы классного руководителя по профессиональной ориентации школьников в условиях ФГОС

День рождения наших малышей. Методические рекомендации проведения праздников с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников

Похожие статьи

Методические рекомендации по повышению уровня ответственности старших дошкольников

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Пути и способы преодоления трудностей на начальном этапе обучения первоклассников

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ)

Система работы классного руководителя по профессиональной ориентации школьников в условиях ФГОС

День рождения наших малышей. Методические рекомендации проведения праздников с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников

Задать вопрос