В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.
Расстройство аутистического спектра — это общее расстройство развития, с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями.
Аутизм у детей как отдельное нарушение психического развития впервые было выделено доктором Л. Каннером в 1943 году. Он описал особый тип отклонения в развитии у детей и назвал его синдромом раннего детского аутизма, или синдром Каннера. Он описал основные проявления данного нарушения. Дети, с диагнозом расстройство аутистического спектра, стремятся абстрагироваться от внешнего мира. Комфортно себя чувствуют наедине с собой. Они сложно устанавливают контакт с окружающими людьми. В поведение таких детей имеются однообразные повторяющиеся стереотипные действия, манипуляции с определенным предметом длительное время.
В современной литературе представлено большое количество исследований, посвященных проблеме коммуникации детей с РАС [1]. Коммуникация предполагает не только передачу информации, но и обмен ею. А. А. Леонтьев понимает под общением определенную сторону деятельности, а деятельность представляется как условие общения [2]. Д. Б. Эльконин рассматривает общение как особый вид деятельности. Более того, по мнению большинства авторов, взаимное информирование в процессе коммуникации предполагает налаживание совместной деятельности. По нашему мнению, общение представляет собой сложный процесс установления взаимоотношений между людьми и между группами людей.
Отечественные и зарубежные авторы отмечают особенности, которые проявляются у детей с аутизмом. К ним относятся: трудности социализации, коммуникации (общения) и стереотипный характер поведения, интересов и деятельности [3]. Л. Каннер рассматривал трудности коммуникации как основной критерий для диагностики детского аутизма.
Формирование коммуникативных навыков необходимо для успешной социализации и адаптации детей с расстройством аутистического спектра в обществе. В качестве альтернативных средств коммуникации можно использовать обучение ребенка с помощью пиктограмм.
Знакомство ребенка со знаком-символом происходит постепенно. Сначала ребенок знакомится с натуральным предметом, затем, дети учатся соотносить реальный предмет с его фотографией, далее предмет соотносится с предметной картинкой и только после этого — с пиктограммой. В качестве примера можно рассмотреть последовательность знакомства с пиктограммой «Чистить зубы». Сначала это реальное изображение зубной щетки и зубной пасты. Затем ребенку предлагается предметная картинка, на которой изображены зубная щетка и зубная паста. В заключительном этапе используется картинка этого действия. Также средства альтернативной коммуникации можно использовать с детьми на логопедических занятиях при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Сначала ребенок видит фотографию, изображающую выполнение упражнения «Чашечка». Затем ребенку предлагается реальный предмет — чашка, постепенно делается переход к использованию предметной картинки, и в завершение появляется пиктограмма артикуляционного упражнения «Чашечка».
При использование графических изображений у детей с расстройством аутистического спектра формируется интерес и потребность к обучению, умение соотносить графическое изображение с его наименованием, понимание общего смысла символа, ему практической необходимости. Организация общения, процесса обучения, подготовки к овладению чтением и письмом является целью упражнений по использованию альтернативных средств коммуникации.
Коммуникативная система обмена картинками (PECS) является одной из наиболее распространенных форм вспомогательной альтернативной коммуникации. Она используется как вспомогательное средство для коммуникации не только у детей с аутизмом, но и другими нарушениями развития. Эта система обмена карточками способствует в процессе обучения активизации социального взаимодействия между детьми, ребенком и учителем, ребенком и взрослым.
Система PECS быстро получила признание и распространение во всем мире именно благодаря стимуляции потребности в коммуникации. Ее применение не требует сложных и дорогостоящих материалов, так как она имеет печатные символьные, фотографические, рисованные карты. Обучение PECS начинается со стимуляции ребенка отдавать партнеру по коммуникации (педагогу) карточку с изображением желаемого предмета тем самым формулируя просьбу, требование, а взамен получать сам предмет, который является вознаграждением. Развитие умения различать символы и конструировать простые предложения начинается после успешного обучения обмену картинки на желаемый предмет, при помощи PECS. Затем дети овладевают навыками использования PECS для ответов на вопросы и комментирования. Преимущества системы PECS не оспоримы. Она позволяет детям с РАС и другими нарушениями коммуникативного развития быстро и качественно приобрести базисные функциональные навыки коммуникации и саму потребность в ней. С помощью системы можно быстро обучить ребенка самостоятельно проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем при помощи обучения названиям предметов, мимического общения или вокальной имитации. Для ребенка становится более доступно общение с окружающими, а, следовательно, появляется возможность обобщения приобретенных вербальных навыков. В следствии чего, дети с нарушениями коммуникации приобретают саму потребность в общении и выражении своих потребностей доступными методами.
Не стоит полагать, что использование метода PECS приводит к снижению собственной речевой активности ребенка. Напротив, применение карточной системы стимулирует речевое развитие, что объясняется соединением визуального восприятия и словесного стимула в процессе взаимообмена.
Можно сделать вывод, что применение альтернативных средств коммуникации способствует улучшению лингвистических навыков, делая их более пригодными для процесса коммуникации, взаимодействия, выражения собственных потребностей и чувств, позволяет ребенку делиться информацией, кодифицировать свои представления, то есть в итоге развивать человеческий потенциал. Таким образом, неговорящий ребенок может обрести голос и сказать то, что ему хочется, что для него важно и интересно, что его беспокоит и волнует или просто сказать маме «спасибо».
Литература:
- Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. Москва, 1982. — 160 с.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — Москва: Просвещение, 1969. — 214 с.
- Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах // Пособие для учителя-дефектолога. — Москва: Владос, 2007. — 176 с.
- https://infourok.ru/ispolzovanie-alternativnih-sredstv-obucheniya-v-formirovanii-kommunikativnih-navikov-u-detey-s-ras