Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 11.12.2018

Статья просмотрена: 3059 раз

Библиографическое описание:

Кучина, Д. А. Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра / Д. А. Кучина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/235/53692/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Расстройство аутистического спектра — это общее расстройство развития, с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями.

Аутизм у детей как отдельное нарушение психического развития впервые было выделено доктором Л. Каннером в 1943 году. Он описал особый тип отклонения в развитии у детей и назвал его синдромом раннего детского аутизма, или синдром Каннера. Он описал основные проявления данного нарушения. Дети, с диагнозом расстройство аутистического спектра, стремятся абстрагироваться от внешнего мира. Комфортно себя чувствуют наедине с собой. Они сложно устанавливают контакт с окружающими людьми. В поведение таких детей имеются однообразные повторяющиеся стереотипные действия, манипуляции с определенным предметом длительное время.

В современной литературе представлено большое количество исследований, посвященных проблеме коммуникации детей с РАС [1]. Коммуникация предполагает не только передачу информации, но и обмен ею. А. А. Леонтьев понимает под общением определенную сторону деятельности, а деятельность представляется как условие общения [2]. Д. Б. Эльконин рассматривает общение как особый вид деятельности. Более того, по мнению большинства авторов, взаимное информирование в процессе коммуникации предполагает налаживание совместной деятельности. По нашему мнению, общение представляет собой сложный процесс установления взаимоотношений между людьми и между группами людей.

Отечественные и зарубежные авторы отмечают особенности, которые проявляются у детей с аутизмом. К ним относятся: трудности социализации, коммуникации (общения) и стереотипный характер поведения, интересов и деятельности [3]. Л. Каннер рассматривал трудности коммуникации как основной критерий для диагностики детского аутизма.

Формирование коммуникативных навыков необходимо для успешной социализации и адаптации детей с расстройством аутистического спектра в обществе. В качестве альтернативных средств коммуникации можно использовать обучение ребенка с помощью пиктограмм.

Знакомство ребенка со знаком-символом происходит постепенно. Сначала ребенок знакомится с натуральным предметом, затем, дети учатся соотносить реальный предмет с его фотографией, далее предмет соотносится с предметной картинкой и только после этого — с пиктограммой. В качестве примера можно рассмотреть последовательность знакомства с пиктограммой «Чистить зубы». Сначала это реальное изображение зубной щетки и зубной пасты. Затем ребенку предлагается предметная картинка, на которой изображены зубная щетка и зубная паста. В заключительном этапе используется картинка этого действия. Также средства альтернативной коммуникации можно использовать с детьми на логопедических занятиях при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Сначала ребенок видит фотографию, изображающую выполнение упражнения «Чашечка». Затем ребенку предлагается реальный предмет — чашка, постепенно делается переход к использованию предметной картинки, и в завершение появляется пиктограмма артикуляционного упражнения «Чашечка».

При использование графических изображений у детей с расстройством аутистического спектра формируется интерес и потребность к обучению, умение соотносить графическое изображение с его наименованием, понимание общего смысла символа, ему практической необходимости. Организация общения, процесса обучения, подготовки к овладению чтением и письмом является целью упражнений по использованию альтернативных средств коммуникации.

Коммуникативная система обмена картинками (PECS) является одной из наиболее распространенных форм вспомогательной альтернативной коммуникации. Она используется как вспомогательное средство для коммуникации не только у детей с аутизмом, но и другими нарушениями развития. Эта система обмена карточками способствует в процессе обучения активизации социального взаимодействия между детьми, ребенком и учителем, ребенком и взрослым.

Система PECS быстро получила признание и распространение во всем мире именно благодаря стимуляции потребности в коммуникации. Ее применение не требует сложных и дорогостоящих материалов, так как она имеет печатные символьные, фотографические, рисованные карты. Обучение PECS начинается со стимуляции ребенка отдавать партнеру по коммуникации (педагогу) карточку с изображением желаемого предмета тем самым формулируя просьбу, требование, а взамен получать сам предмет, который является вознаграждением. Развитие умения различать символы и конструировать простые предложения начинается после успешного обучения обмену картинки на желаемый предмет, при помощи PECS. Затем дети овладевают навыками использования PECS для ответов на вопросы и комментирования. Преимущества системы PECS не оспоримы. Она позволяет детям с РАС и другими нарушениями коммуникативного развития быстро и качественно приобрести базисные функциональные навыки коммуникации и саму потребность в ней. С помощью системы можно быстро обучить ребенка самостоятельно проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем при помощи обучения названиям предметов, мимического общения или вокальной имитации. Для ребенка становится более доступно общение с окружающими, а, следовательно, появляется возможность обобщения приобретенных вербальных навыков. В следствии чего, дети с нарушениями коммуникации приобретают саму потребность в общении и выражении своих потребностей доступными методами.

Не стоит полагать, что использование метода PECS приводит к снижению собственной речевой активности ребенка. Напротив, применение карточной системы стимулирует речевое развитие, что объясняется соединением визуального восприятия и словесного стимула в процессе взаимообмена.

Можно сделать вывод, что применение альтернативных средств коммуникации способствует улучшению лингвистических навыков, делая их более пригодными для процесса коммуникации, взаимодействия, выражения собственных потребностей и чувств, позволяет ребенку делиться информацией, кодифицировать свои представления, то есть в итоге развивать человеческий потенциал. Таким образом, неговорящий ребенок может обрести голос и сказать то, что ему хочется, что для него важно и интересно, что его беспокоит и волнует или просто сказать маме «спасибо».

Литература:

  1. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. Москва, 1982. — 160 с.
  2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — Москва: Просвещение, 1969. — 214 с.
  3. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах // Пособие для учителя-дефектолога. — Москва: Владос, 2007. — 176 с.
  4. https://infourok.ru/ispolzovanie-alternativnih-sredstv-obucheniya-v-formirovanii-kommunikativnih-navikov-u-detey-s-ras
Основные термины (генерируются автоматически): PECS, ребенок, альтернативное средство коммуникации, предметная картинка, альтернативная коммуникация, зубная паста, зубная щетка, реальный предмет, сама потребность, социальное взаимодействие.


Похожие статьи

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра

Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...

Применение музыкальной релаксационной терапии в семье в целях профилактики и коррекции психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов

В докладе раскрывается суть психоэмоциональных нарушений и невротических расстройств детей дошкольного и младшего школьного возраста, обосновывается, что в качестве профилактики и коррекции подобных состояний в семье целесообразно применять музыкальн...

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Похожие статьи

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра

Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...

Применение музыкальной релаксационной терапии в семье в целях профилактики и коррекции психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов

В докладе раскрывается суть психоэмоциональных нарушений и невротических расстройств детей дошкольного и младшего школьного возраста, обосновывается, что в качестве профилактики и коррекции подобных состояний в семье целесообразно применять музыкальн...

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Задать вопрос