Умение младших школьников оценивать результаты деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 06.12.2018

Статья просмотрена: 2467 раз

Библиографическое описание:

Кривчикова, В. О. Умение младших школьников оценивать результаты деятельности / В. О. Кривчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 281-282. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54215/ (дата обращения: 18.12.2024).



Приоритетная цель современного школьного образования — это формирование у учащихся «умения учиться», самостоятельно ставить перед собой и достигать определённых целей. Такие навыки становятся возможными при формировании системы универсальных учебных действий, куда входит и формирование оценочной самостоятельности.

Навык оценки результата действия начинает формироваться ещё в раннем детстве и максимально закрепляется в младшем школьном периоде, где и играет значительную роль в усвоении знаний.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности является определением качества достигнутых результатов. Для развития полноценной личности крайне необходимо умение критично и объективно как собственные результаты, так и деятельность окружающих людей.

Самооценка необходима для развития самосознания, своих физических сил, умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и самому себе. Её основной смысл, это самоконтроль обучающегося, его саморегуляция, самостоятельная экспертиза собственной деятельности и самостимуляция [2, с.203].

Решающее влияние на формирование самооценки младших школьников оказывают два основных фактора: отношение окружающих (в частности, семьи и педагогов); осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.

Взаимооценка предполагает оценивание учащимися результатов деятельности друг друга. Она помогает младшим школьникам подходить к оценке результатов собственной деятельности более критично. Максимально объективная оценка выводится как средняя величина между результатом самооценки, взаимооценки и оценки учителем.

В организации процесса формирования оценочной деятельности младших школьников выделяют: интеллектуальные модули, в рамках которых учащиеся знакомятся с основными понятиями и способами оценивания; урочную деятельность, в ходе которой полученные знания по оцениванию применяются на практике; внеурочную деятельность, в рамках которой формируются умения давать оценку внеучебной деятельности.

Объектами контроля при этом считают: компоненты учебной деятельности, желание и умение учиться, способы достижения знаний.

К методам вовлечения учащихся в оценочную деятельность можно отнести:

Вопросы: Сможешь ли ты доказать, что…? А что нужно для …? Что ты думаешь по поводу…? и др.

Наблюдение за ответами и деятельностью одноклассников. Дискуссия — обсуждение материала, этапов деятельности, выяснение причин затруднения, оценивание работы каждого по решению проблемы [4, с.293]. Анализ работ, выявление ошибок, подбор способов их устранения [4, с.237]. Рефлексия — обратная связь между учителем и классом, в ходе которой определяется направление, в котором надо двигаться, планируется дальнейшая деятельность [4, с.395].

Существует три типа уроков, в рамках которых формируется умение младших школьников оценивать результаты деятельности: урок, посвящённый непосредственно выработке умения оценивать результаты деятельности; урок, на котором оценивание является одним из этапов занятия; обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль полученных знаний.

На уроке с преобладающей целью теоретические знания, полученные на интеллектуальных модулях, переносятся на конкретные виды учебной деятельности. К примеру, учащиеся выполняют задание и оценивают его самостоятельно и в парах. Затем учитель проверяет работы, но не указывает на ошибки. На следующем уроке учитель организует проверку и оценку в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.

На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой или индивидуальной работе [3]. Учащиеся самостоятельно или в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на интеллектуальном модуле или на уроке, и определяют оценку всей работы.

На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель [1, с.398]. Далее ученик соотносит результаты учителя с собственными, решает, устраивает ли его подобный результат. В случае несогласия с оценкой, ученик «подтягивает» материал и пересдаёт его. При организации такой работы у учащихся повышается уровень ответственности и самостоятельности.

Для адекватной оценки результатов своей деятельности младших школьников необходимо обучить алгоритму самооценивания [3]. Впервые он вводится в первом классе, и представляет собой ответы ученика на ряд вопросов после выполнения задания:

  1. Какое было задание?
  2. Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ?
  3. Задание выполнено верно, или не совсем?
  4. Задание выполнил сам или с чьей-то помощью?

Алгоритм самооценки усложняется во 2–4-х классах:

  1. Какое умение развивал при выполнении задания?
  2. Каков был уровень задачи?
  3. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
  4. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Необходимо, чтобы учащиеся не только могли обосновать оценку хорошо выполненной работы, могли сформулировать возникшие в процессе её выполнения трудности, те моменты, которые ещё плохо усвоены, или представляли себе реальную причину плохо выполненного или невыполненного задания.

Формирование умения младших школьников оценивать результаты внеурочной деятельности. Происходит во время школьных предметных олимпиад, при выполнении конкурсных работ. После выявления победителей организуется проверка и оценивается правильность выполнения заданий, обсуждаются причины вероятных ошибок. Работа организуется как в группах, так и индивидуально.

Одним из эффективных средств формирования данного умения является «Портфель достижений», который ведётся самими учащимися. В конце 4 класса можно провести урок-презентацию «Мои достижения», где учащиеся представляют свои достижения за время обучения в начальной школе, используя свои «Портфолио».

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, что ему ещё предстоит преодолеть [1, с.119].

Литература:

  1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 4. Об оценках: педагогическая психология / Ш. А. Амонашвили. — Москва: ООО «Издательство АМРИТА», 2012. — 420 с.
  2. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б. С. Волков — Электронные текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2005. — 208 с.
  3. Гольцева, Ю.В., Геращенко, Н. В. Подготовка будущих педагогов к формированию у младших школьников умения оценивать результаты деятельности / «Тенденции развития науки и образования» — Октябрь 2018 г. — Часть 2 — Самара: НИЦ «Л-Журнал», 2018. — 72с.
  4. Мижериков, В. А. Словарь- справочник по педагогике / А. В. Мижериков. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): оценка, результат деятельности, урок, учащийся, внеурочная деятельность, выполнение задания, задание, оценка результатов, оценочная деятельность, работа, собственная деятельность, умение, уровень успешности, учебная деятельность, школьник.


Задать вопрос