В данной статье рассматривается актуальность совершенствования криминалистической методики расследования преступлений, связанных с незаконным изготовлением и сбытом поддельных денег или ценных бумаг.
Особое место занимает проблема распространенности производства и дальнейшего оборота поддельных денежных знаков в структуре преступности большинства стран. В последнее время совершенствуются не только средства и методы криминалистической техники и тактики, но и развивается научно-техническое изготовление поддельных денежных знаков, а также способы противодействия расследованию преступлений. Все чаще фиксируются случаи, когда поддельные денежные знаки ввозятся контрабандным путем, таким образом, можно сделать вывод, что фальшивомонетчество приобрело статус «международных» преступлений [1].
В официальной статистике состояния преступности в Российской Федерации МВД РФ, по сравнению с январем — сентябрем 2017 года на 3,5 % увеличилось число преступлений экономической направленности. Всего выявлено 93,0 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений, в общем числе зарегистрированных составил 6,2 %. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 317,6 млрд. руб. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 60,3 % [2].
От эффективности расследования преступлений в данной сфере зависит экономическая безопасность и стабильность общества в целом [3].
Фальшивомонетчество является преступлением, которое носит международный характер. Страны, присоединившиеся к Женевской Конвенции 20.04.1929 г., обязаны наказывать фальшивомонетчиков за подделку не только национальной валюты, но и денежных знаков других стран. Это обусловлено тем, что фальшивомонетчество существенно истощает финансовые ресурсы, тем самым подрывая экономику страны.
Из анализа научной литературы и практики можно сделать вывод, что такое положение вызвано также несовершенством действующего российского законодательства, предусматривающее преследование фальшивомонетчиков лишь за изготовление с целью сбыта и сбыт поддельных денег.
Одним из главных факторов, который обеспечивает успешное расследование уголовных дел в данной сфере, является их своевременное и обоснованное возбуждение. В качестве основных источников получения первичной информации правоохранительными органами о совершенных преступлениях можно выделить следующие:
- заявления граждан, которые получили сомнительные денежные знаки в результате совершения сделок;
- явка с повинной о совершении преступления, связанного с незаконным изготовлением и сбытом поддельных денег или ценных бумаг;
- заявления торговых предприятий о фактах выявления денежных знаков, которые вызывают сомнения в их подлинности;
- заявления кредитных организаций о фактах обнаружения поддельных денежных знаков среди денежной массы, поступившей от частных лиц или торговых организаций;
- непосредственное обнаружение сотрудниками правоохранительных органов денежных знаков, которые вызывают сомнение в их подлинности.
Начиная с момента выявления преступления и до привлечения к ответственности и наказанию виновного лица, правоохранительными органами осуществляется огромный объем работы, при этом, положительный результат чаще всего определяется на первоначальном этапе расследования.
Ранее подобные преступления совершали преступники-одиночки, которые изготавливали из подручных средств, в кустарных условиях денежные средства, причем не всегда высокого качества. Сегодня все чаще стали заявлять о себе организованные преступные группы, о чем свидетельствуют уровень имитации поддельных денежных знаков современных средств защиты купюр, а также объем нелегально произведенных с использованием специфических способов и приемов фальсификатов, в том числе конспиративность и высокая согласованность действий виновных по введению поддельных купюр в легальный оборот.
В качестве одной из основных проблем расследования данного вида преступлений, является минимальное количество криминалистической значимой информации относительно лица, которое совершает изготовление и дальнейший сбыт поддельных денежных знаков [4]. Для решения данной проблемы, представляется необходимым тесное сотрудничество органов Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции с организациями, индивидуальными предпринимателями относительно вопросов внедрения современных методов и средств определения подлинности денежных знаков при осуществлении предпринимательской деятельности. Необходимо уделить внимание задержанию сотрудниками, осуществляющими охрану торговых объектов, лиц, которые пытались как умышленно, так и по незнанию, расплатиться денежными средствами сомнительного качества, до прибытия сотрудников ОЭБиБК, после чего, считается важным, проведения ОРМ для установления, либо опровержения возможных связей задержанных лиц с изготовителями фальшивых денежных знаков.
При разработке методики начального этапа расследования необходимо учитывать особенности основных типичных ситуаций. В качестве решения проблемы расследования по делам об изготовлении и сбыте поддельных денег в соответствии с положениями Женевской Конвенции 1929 г. предлагается, что организация такого расследования должна осуществляться одним из центральных бюро, которое непосредственно взаимодействует с аналогичными службами других стран [5]. Преимуществом такого решения является четкая специализация, упрощение, слаженность механизма и сокращение сроков расследования.
Следует развивать международное сотрудничество по обмену опытом в сфере раскрытия и расследования данной категории уголовных дел, возможной унификации законодательства об ответственности за фальшивомонетничество в разных странах, итогом которого могло бы стать создание международной организации по борьбе с фальшивомонетничеством.
Таким образом, при совершенствовании методики расследования фальшивомонетчества и эффективное предупреждение фальшивомонетчества необходим комплексный подход к решению данной задачи с помощью широкомасштабной реализации взаимосвязанных профилактических мероприятий технико-криминалистического, социального, организационно-методического характера, которые основаны на новейших достижениях науки и техники. Для профилактики данного вида преступления необходимо распространить среди населения знаний о признаках подлинности денежных знаков и способах выявления подделок, а также имеет значение своевременного повышения уровня защищенности платежных средств, внедрение в банкноты и монеты новых защитных признаков.
Литература:
- Шурухнов Н.Г. Тактические и технологические основы проведения следственных действий при разрешении следственных ситуаций последующего этапа расследования фальшивомонетничества // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2013. №2. С. 16-24.
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - сентябрь 2018 года / ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД РФ. URL: https://мвд.рф/reports/item/14696015/ (дата обращения: 30.10.2018)
- Чиненов А.В., Свистильников А.Б. Некоторые вопросы предупреждения фальшивомонетничества // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2017. №2. С. 90-93.
- Агафонов В.В., Филиппов А.Г. Криминалистика: краткий курс лекций. Москва: Изд-во Юрайт, 2013. С.183
- Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1933 г.