В статье рассматриваются такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность, роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность.
Key words: competition, competitiveness.
Сегодня невозможно представить рынок и рыночные отношения без такого понятия, как конкуренция. Ежедневно покупатели, т. е. потребители делают выбор в пользу тех или иных продуктов, товаров и услуг. Это может быть выбор производителя молока, бренда, выпустившего линию одежды, торгово-развлекательного центра, завода-изготовителя автомобилей, туристического агентства, оператора сотовой связи, службы такси, салона красоты, телевизионного канала, интеллектуального журнала, высшего учебного заведения, консалтингового бюро, проектной или строительной организации и т. д. При этом у каждого потребителя есть свой минимальный перечень продуктов, товаров и услуг, производители которых вызывают доверие. Время от времени предпочтения потребителей могут меняться. Например, на протяжении длительного времени проектная организация А заказывала у компании Б питьевую воду в свой офис. Но вдруг сотрудники офиса стали замечать, что вода приобрела неприятный привкус, т. е. понизилось ее качество, затем участились случаи задержки сроков поставки воды, а в добавок увеличилась стоимость услуг по доставке питьевой воды. Проанализировав сложившуюся ситуацию, руководитель принял решение поменять поставщика и теперь успешно пользуется услугами другой организации.
На примере поставки воды становится понятно, что на рынке существует борьба между его участниками за тех или иных потребителей. В экономике этот процесс называется конкуренцией.
Рассмотрим более подробно, что такое конкуренция и конкурентоспособность.
Впервые понятие «конкуренция» было рассмотрено в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованной в 1776 году. Смит описывал данное понятие как соперничество между участниками рынка, которые заинтересованы в достижении одного и того же результата.
Карл Маркс в своих трудах описывал понятие конкуренция как свойственную товарному производству антагонистическую борьбу между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта продукции.
Также определение «конкуренция» изучалось и описывалось в работах таких экономистов, как Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек, Г. Я. Киперман, Н. И. Перцовский, Р. А. Фатхутдинов и др.
В настоящее время в Российской Федерации понятие «конкуренция» определено федеральным законом № 135-ФЗ от 26.07.2016 г. «О защите конкуренции». Согласно пункту 7 статьи 4 «Основные понятие, используемые в настоящем Федеральном законе»:
«конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1].
Перейдем к следующему определению. Что же такое конкурентоспособность? Несомненно, понятия конкуренция и конкурентоспособность тесно связаны друг с другом. Конкурентоспособность — одна из важнейших характеристик, которая используется для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. В самом широком смысле конкурентоспособность понимается как способность опережать других, используя при этом свои преимущества для достижения поставленных целей.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дано толкование слову конкурентоспособный — «способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам» [2].
Р. А. Фатхутдинов дает определение понятия конкурентоспособность как способность объекта выдержать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчерчивает, что при отнесении товаров, продуктов и услуг к конкурентоспособным или неконкурентоспособным важен конкретный рынок.
Какова же роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций? В современном бизнесе глобализация и процессы, которая она порождает, вызывают активную конкурентную среду. Быстрый рост предпринимательства, изменения в законодательстве, новая практика деловых отношений, появление новых технологий стимулируют коммерческое развитие организаций, это в свою очередь приводит к тому, что руководство организаций вынуждено работать более агрессивно. Любая организация, работающая в той или иной сфере, имеет конкурентную стратегию. Эта стратегия может быть плановой или возникнуть стихийно в процессе деятельности различных функциональных отделов организации. Конкурентная стратегия предполагает такое позиционирование ведения деятельности организации, которое увеличит до максимума ее потенциал, что в свою очередь отличит ее от конкурентов и позволит эффективно вести свою деятельность. Сущность формирования конкурентной стратегии заключается в сопоставлении организации и ее окружения (конкурентов).
Подробный анализ деятельности конкурентов, изучение конкурентоспособности самой организации является сложной и комплексной задачей. Решение такой задачи позволит обеспечить устойчивое положение организации на рынке.
Для того чтобы получить конкурентную информацию, можно использовать множество различных методов, например, матричные методы (матрица БКГ, матрица Портера и др.); методы, основанные на оценивании конкурентоспособности товара или услуги организации; методы, основанные на теории эффективной конкуренции; комплексные методы.
Полученную конкурентную информацию можно использовать:
- для анализа положения рассматриваемой организации на рынке;
- для анализа деловой среды организации, включая государственную политику для делового сектора, ситуацию с действующим законодательством, финансовые показатели организации, анализ конкурентов рассматриваемой организации;
- для разработки стратегии коммерческого развития рассматриваемой организации.
Получение и изучение информации об организации является детализированным исследованием в области управленческого, организационного и финансового устройства организации. Разнообразие методов и инструментов поможет составить ясную картину о рассматриваемой организации, что в свою очередь позволит определить ее конкурентные преимущества и слабости, возможности и угрозы для сегмента рынка, в котором организация ведет свою деятельность.
Таким образом, своевременный анализ и оценка конкурентоспособности помогут сформировать успешную конкурентную стратегию организации, что в свою очередь является залогом эффективной деятельности организации.
Литература:
- Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., ст. 4, п.7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 02.12.2018 г.).
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11698/ (дата обращения: 02.12.2018 г.).
- Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: учеб. пособие/ Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. — М.: ИНФРА-М, 2016, — 347 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
- Анализ деятельности конкурентов: учеб. пособие/ Т. Н. Рыжикова. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 267 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
- Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер; Пер. с англ. — 7-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 453 с.