Роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 05.12.2018

Статья просмотрена: 1553 раза

Библиографическое описание:

Красавина, О. И. Роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях / О. И. Красавина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54446/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность, роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность.

Key words: competition, competitiveness.

Сегодня невозможно представить рынок и рыночные отношения без такого понятия, как конкуренция. Ежедневно покупатели, т. е. потребители делают выбор в пользу тех или иных продуктов, товаров и услуг. Это может быть выбор производителя молока, бренда, выпустившего линию одежды, торгово-развлекательного центра, завода-изготовителя автомобилей, туристического агентства, оператора сотовой связи, службы такси, салона красоты, телевизионного канала, интеллектуального журнала, высшего учебного заведения, консалтингового бюро, проектной или строительной организации и т. д. При этом у каждого потребителя есть свой минимальный перечень продуктов, товаров и услуг, производители которых вызывают доверие. Время от времени предпочтения потребителей могут меняться. Например, на протяжении длительного времени проектная организация А заказывала у компании Б питьевую воду в свой офис. Но вдруг сотрудники офиса стали замечать, что вода приобрела неприятный привкус, т. е. понизилось ее качество, затем участились случаи задержки сроков поставки воды, а в добавок увеличилась стоимость услуг по доставке питьевой воды. Проанализировав сложившуюся ситуацию, руководитель принял решение поменять поставщика и теперь успешно пользуется услугами другой организации.

На примере поставки воды становится понятно, что на рынке существует борьба между его участниками за тех или иных потребителей. В экономике этот процесс называется конкуренцией.

Рассмотрим более подробно, что такое конкуренция и конкурентоспособность.

Впервые понятие «конкуренция» было рассмотрено в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованной в 1776 году. Смит описывал данное понятие как соперничество между участниками рынка, которые заинтересованы в достижении одного и того же результата.

Карл Маркс в своих трудах описывал понятие конкуренция как свойственную товарному производству антагонистическую борьбу между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта продукции.

Также определение «конкуренция» изучалось и описывалось в работах таких экономистов, как Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек, Г. Я. Киперман, Н. И. Перцовский, Р. А. Фатхутдинов и др.

В настоящее время в Российской Федерации понятие «конкуренция» определено федеральным законом № 135-ФЗ от 26.07.2016 г. «О защите конкуренции». Согласно пункту 7 статьи 4 «Основные понятие, используемые в настоящем Федеральном законе»:

«конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1].

Перейдем к следующему определению. Что же такое конкурентоспособность? Несомненно, понятия конкуренция и конкурентоспособность тесно связаны друг с другом. Конкурентоспособность — одна из важнейших характеристик, которая используется для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. В самом широком смысле конкурентоспособность понимается как способность опережать других, используя при этом свои преимущества для достижения поставленных целей.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дано толкование слову конкурентоспособный — «способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам» [2].

Р. А. Фатхутдинов дает определение понятия конкурентоспособность как способность объекта выдержать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчерчивает, что при отнесении товаров, продуктов и услуг к конкурентоспособным или неконкурентоспособным важен конкретный рынок.

Какова же роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций? В современном бизнесе глобализация и процессы, которая она порождает, вызывают активную конкурентную среду. Быстрый рост предпринимательства, изменения в законодательстве, новая практика деловых отношений, появление новых технологий стимулируют коммерческое развитие организаций, это в свою очередь приводит к тому, что руководство организаций вынуждено работать более агрессивно. Любая организация, работающая в той или иной сфере, имеет конкурентную стратегию. Эта стратегия может быть плановой или возникнуть стихийно в процессе деятельности различных функциональных отделов организации. Конкурентная стратегия предполагает такое позиционирование ведения деятельности организации, которое увеличит до максимума ее потенциал, что в свою очередь отличит ее от конкурентов и позволит эффективно вести свою деятельность. Сущность формирования конкурентной стратегии заключается в сопоставлении организации и ее окружения (конкурентов).

Подробный анализ деятельности конкурентов, изучение конкурентоспособности самой организации является сложной и комплексной задачей. Решение такой задачи позволит обеспечить устойчивое положение организации на рынке.

Для того чтобы получить конкурентную информацию, можно использовать множество различных методов, например, матричные методы (матрица БКГ, матрица Портера и др.); методы, основанные на оценивании конкурентоспособности товара или услуги организации; методы, основанные на теории эффективной конкуренции; комплексные методы.

Полученную конкурентную информацию можно использовать:

  1. для анализа положения рассматриваемой организации на рынке;
  2. для анализа деловой среды организации, включая государственную политику для делового сектора, ситуацию с действующим законодательством, финансовые показатели организации, анализ конкурентов рассматриваемой организации;
  3. для разработки стратегии коммерческого развития рассматриваемой организации.

Получение и изучение информации об организации является детализированным исследованием в области управленческого, организационного и финансового устройства организации. Разнообразие методов и инструментов поможет составить ясную картину о рассматриваемой организации, что в свою очередь позволит определить ее конкурентные преимущества и слабости, возможности и угрозы для сегмента рынка, в котором организация ведет свою деятельность.

Таким образом, своевременный анализ и оценка конкурентоспособности помогут сформировать успешную конкурентную стратегию организации, что в свою очередь является залогом эффективной деятельности организации.

Литература:

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., ст. 4, п.7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 02.12.2018 г.).
  2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11698/ (дата обращения: 02.12.2018 г.).
  3. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: учеб. пособие/ Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. — М.: ИНФРА-М, 2016, — 347 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
  4. Анализ деятельности конкурентов: учеб. пособие/ Т. Н. Рыжикова. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 267 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
  5. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер; Пер. с англ. — 7-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 453 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рассматриваемая организация, конкурентная стратегия, конкурентоспособность, конкуренция, оценка конкурентоспособности организаций, питьевая вода, роль анализа, рынок.


Похожие статьи

Понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики

В статье автор анализирует понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, методы повышения конкурентоспособности в современных экономических условиях.

Конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается авторское определение понятия «конкурентоспособность», рассматриваются особенности строительных организаций, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности, выявляются факторы конкурентоспособности орга...

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

В своей статье авторы раскрывают содержание следующих вопросов: конкуренция, конкурентоспособность предприятия и её роль в современных условиях. Делается акцент на необходимость повышения конкурентоспособности современного предприятия и приводятся ко...

Конкурентоспособность персонала как один из ключевых факторов конкурентоспособности организации

Статья посвящена исследованию проблем формирования факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности организации. Предложены формы управления конкурентоспособностью предприятия. Исследуется понятие «конкурентоспособности персонала».

Конкурентная стратегия фирмы

В статье автор рассматривает понятие фирма, конкурентная стратегия, конкурентоспособность фирмы и она посвящена исследованию в изменяющихся условиях среды.

Преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике

В статье рассматриваются преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике, а также методы повышения эффективности конкурентной борьбы в мировой рыночной экономике.

Похожие статьи

Понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики

В статье автор анализирует понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, методы повышения конкурентоспособности в современных экономических условиях.

Конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается авторское определение понятия «конкурентоспособность», рассматриваются особенности строительных организаций, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности, выявляются факторы конкурентоспособности орга...

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

В своей статье авторы раскрывают содержание следующих вопросов: конкуренция, конкурентоспособность предприятия и её роль в современных условиях. Делается акцент на необходимость повышения конкурентоспособности современного предприятия и приводятся ко...

Конкурентоспособность персонала как один из ключевых факторов конкурентоспособности организации

Статья посвящена исследованию проблем формирования факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности организации. Предложены формы управления конкурентоспособностью предприятия. Исследуется понятие «конкурентоспособности персонала».

Конкурентная стратегия фирмы

В статье автор рассматривает понятие фирма, конкурентная стратегия, конкурентоспособность фирмы и она посвящена исследованию в изменяющихся условиях среды.

Преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике

В статье рассматриваются преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике, а также методы повышения эффективности конкурентной борьбы в мировой рыночной экономике.

Задать вопрос