Самоубийство — это социальное явление, связанное со структурой общества, как феномен уменьшения собственной жизни, присущий только человеческой природе.
С другой стороны, это личный ответ человека на сложную ситуацию (психологический кризис), вытекающий из характеристик конкретного человека. В течение подросткового периода изменения в организме человека связаны с половым созреванием и подростковой автономией.
Хотя психологическое и физиологическое развитие не работают вместе, границы этого периода значительно различаются. Некоторые дети входят в подростковый возраст раньше, а другие с опозданием. Кризис полового созревания может начаться в возрасте 11 лет или даже в возрасте 13 лет. Ситуация, начавшаяся с кризиса, обычно трудна для подростков и взрослых в течение всего периода.
Это является следствием феномена фанатизма и агрессии во взаимоотношениях. Поэтому подростковый возраст иногда называют беспокойным. Психологические теории имеют разные подходы к определению подросткового возраста. Д. И. Фелдстейн делит подростковый возраст на два этапа (1-й этап: 10–12 лет, Фаза 2: 12–15 лет); согласно теории Б. Д. Елкона, подросток — это человек в возрасте с 11 до 17 лет; Л. И. Божович и Л. И. Славян утверждали, что подростковый возраст — это период между 12 и 18 годами. И. Кон отметил, что хронологические границы подросткового возраста являются условными, и во многих случаях они имеют сходные черты. Суицидальное поведение вызвано ответом подростков на разрушительное влияние психических отклонений.
Вот почему необходимо быстро диагностировать риск самоубийства у подростков, выявить их психологические особенности, эмоциональные расстройства, антивитальные переживания, и провести быструю диагностику в важных областях. Многие исследователи считают, что суицидальное поведение у детей в возрасте до 13 лет редко наблюдается, но суицидальная активность возрастает только с 14 до 15 лет и достигает наивысшего уровня в возрасте 16–19 лет.
Можно сказать, что уровень межличностных и семейных отношений имеет большое значение для проявления суицидального поведения подростков. В частности, Л. Е. Язлова обратила внимание на «семейный» фактор в возрасте полового созревания, а в возрасте полового созревания — «сексуальный» и «любовный». Согласно литературе этого сектора, роль семьи играет важную роль в формировании самоуничижительного и суицидального поведения. Решающую роль играют негативные переживания, эмоциональное невежество, чувство незащищенности, одиночества, устойчивые страхи, слабые социальные связи, стрессы и разочарования, снижение контроля аффективных реакций, неадекватное развитие самооценки, ослабление механизмов индивидуальной защиты, даже чувство собственной ненужности, неуверенность в окружающем мире и отсутствие уверенности в собственных способностях.
В депрессии подросток пытается добиться успеха только с одной целью: повлиять на отношения со своими родителями, привлечь их внимание к своим потребностям и установить мир в семье.
Е. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий определяют семью как социальный институт, который выполняет ряд функций, связанных с конкретными потребностями своих членов и обеспечивающий его пожизненную функцию.
В случае риска самоубийства важно сначала сосредоточиться на событиях, которые произошли в семье, на возможном месте развития риска самоубийства подростков. Отношения подростков со взрослыми и со сверстниками часто происходят вне, но при этом они испытывают одиночество и неудовлетворенность собой и окружающими. По мнению А.Личко, неуравновешенная форма обучения позволяет сформировать характер в той или иной форме, в том числе способна вызвать самоуничижительное поведение.
Результаты изучения суицидального поведения у подростков имеют особое значение. В частности, по словам А. А. Амбрумовой, О. Е. Калашниковой, суициденты часто находились в первой позиции по цветовому тесту «Метод контрастного цвета», выбирая фиолетовый цвет, который отражает явления, связанные с индивидуальностью, взглядами, интересами и действиями человека, трудности адаптации.
Выбор фиолетового цвета означает психическое напряжение, чувство вины, расчет на нарушение правил послушания.
По словам Вагина, удвоение времени для реагирования на смерть, связанное с использованием «теста на ассоциацию», позволило студентам сделать вывод о том, что несмотря на то, что они не полностью осознали, проявились тяжелые патологические уровни авитической активности.
Е. Шир отмечает, что многие подростковые суицидальные настроения были обусловлены микросоциальными факторами и направлены не на саморазрушение, а на восстановление социально разрушенных сообществ. Поэтому в подростковом возрасте часто рассматриваются суицидальные методы, а не попытки самоубийства, но только для достижения той или иной начальной (несуицидальной) цели. Н. Шпильс вместе со своими соавторами указывает, что самоубийство связано с расстройствами личности. Л. И. Божович описывает молодежь подросткового возраста, уделяя основное внимание развитию мотивации, роли жизни в мире, формированию мира мышления и его влияния, самосознания и этического сознания. Решающее значение указывает на динамику формирования человека, «внутреннего положения» индивида.
Среди подростков самоубийство часто вызвано следующими факторами: несчастная любовь, потеря близких и предательство. В некоторых статьях, опубликованных в развлекательных газетах и журналах, истории молодых людей или девушек заканчивается самоубийством, прежде чем они в конечном итоге могли бы найти решение своих проблем. Молодой человек или девочка выбирают смерть, а не борьбу за счастье.
Информация о различных способах и средствах попыток самоубийства на интернет-сайтах стала поворотным моментом в попытках самоубийства подростков, находящихся в прямом кризисе.
М. Е. Феноменов считает, что любой психологически здоровый человек может иметь склонность к самоубийству, если некоторые жизненные обстоятельства и внешние воздействия превосходят защитную функцию человека. Если мы внимательно рассмотрим эти идеи, мы увидим, что М. Е. Феноменов создал очень важное представление о психологической защите человека в свое время.
Исследования врача И. А. Сикорского также в значительной степени способствуют изучению и предотвращению самоубийств среди детей и подростков. Он решительно выступает против самоубийства детей и подростков с психиатрической точки зрения и критикует идеи о том, что детское самоубийство является продуктом психических заболеваний, присущих взрослым. Исследования доктора И. А. Сикорского также в значительной степени способствуют изучению и предотвращению самоубийств среди детей и подростков. Он говорит, что у детей и подростков причиной является изменение поведенческих взглядов на невозможность совершения суицида. Затем Б. А. Бернацкий продолжает теорию И. А. Сикорского и выделяет как причину самоубийства детей и подростков, межличностные конфликты, непонимание, физическую и моральную деградацию и возрастные кризисы. Он подчеркивает, что важно просвещать детей о предотвращении самоубийства детей и подростков и развивать чувство привязанности и чувство духовности у детей. Он также приходит к выводу о том, что важно избегать поощрение явления самоубийства среди широкой общественности.
Одна из основных работ, посвященных психологическому изучению суицида детей и подростков, была опубликована в 1893 году А. И. Астрогорским под названием «Самоубийство как психологическая проблема», которое разрешает психологические особенности суицида детей и подростков в этой игре.
В начале двадцатого века из-за того, что проблема самоубийства была медицинской проблемой, внимание к психологическому изучению детей и самоубийств подростков несколько уменьшилось. Только во второй половине века начинается всестороннее исследование самоубийства детей и подростков. Это было связано с теоретическими и практическими результатами исследования массового самоубийства, а во-вторых, резкое увеличение числа самоубийств среди детей и подростков привело к разработке профилактических мер для расследования и предотвращения этой проблемы.
Исследования самоубийств детей и подростков также эффективно проводятся учеными ряда зарубежных стран. Однако некоторые иностранные исследователи допустили ряд неточностей при расследовании детских и подростковых суицидов.
Финские суицидологи указывают, что появление антивитального поведения у детей и подростков не может быть охарактеризовано психологическими, социальными и биологическими факторами, влияющими на происхождение суицидального поведения, с указанием последствий психологических травматических событий и эпизодов и последствий кризисов. Также французский психиатр и суицидолог Гурон учитывал, что психологический фактор — это прежде всего явление, связанное с эмоциональным возбуждением и любовью. Он утверждает, что совершение самоубийства является разрешением спорной ситуации и поведением, используемым для прекращения конфликта.
К. Макита и его последователи отмечают, что в происхождении суицидального поведения играет роль не агрессия, а скорее в депрессия, некоторые исследователи утверждают, что суицидальное поведение — это поведение, вызванное «неразумным» саморазрушением, изменениями в поведенческих отношениях.
С. П. Соубриер, Спелинг, С.Деспарт в своих исследованиях показывают, что самоубийство у детей и подростков вызвано не депрессией, но изменениями соматических расстройств и поведения могут привести к другому курсу действий, и это может привести к самоубийству в проблемных ситуациях. Причина в том, что появление теории о том, что роль депрессии огромна в происхождении суицидального поведения, заставило исследователей разделиться на два противоположных лагеря. Согласно исследователям первой группы, депрессия играет важную роль в возникновении суицидального поведения и утверждается, что она служит основным фактором самоубийства среди детей и подростков. Вторая группа исследователей отрицает, что депрессия является ключом к возникновению суицидального поведения у детей и подростков.
У исследователей это разделение касается не только вопроса о влиянии депрессии на суицидальное поведение, но и диагностических методов выявления депрессии.
Литература:
- Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения //М.: Минздрав, 1990. — 106 с.
- Амбрумова А. Г. Психология самоубийства //Социальная и клиническая психиатрия. — Москва, 1996. Т.6.-вып. 4.-С.14–20.
- Камилова Н. Г. Особенности самооценки подростков с девиантным поведением: Дис.канд. психол. наук.–Ташкент: ТашГУ, 2000.–153 с.
- Шоумаров Г. Б. Усманов Э. Ш. Умаров Б. М. Предупреждения суицида в рамках психологичической службы в школе. (психологические аспекты совершенствования Ташкент 1995г.