Будущее начинается с сегодняшнего дня. Если сегодня вопрос о воспитании игнорируется, будущее будет потеряно. Духовная и нравственная честность, вера, совесть, достоинство, честь, доброта не появляются самостоятельно. В основе этого находится образование. Без образования нет духовности. Действительно, слова Абдуллы Авлони, одного из основателей национальной узбекской педагогики, гласят: «Образование для нас или жизнь, или смерть, или спасение, или разрушение, или счастье, или бедствие».
Люди должны стараться жить с благородными намерениями. Если сегодня человек пытается что-то сделать лучше, чем вчера, то наше завтра станет лучше, чем сегодня. Самые лучшие и добрые качества человек обычно получает от семейного воспитания. Семейная среда играет важную роль в последовательном и систематическом осуществлении этического образования. Основание моральной и духовной идентичности человека начинается в семье. Вот почему известные учёные берут ответственность в воспитании детей. Есть несколько произведений, посвященных этой теме. Наш мудрый народ не зря говорил: «Ребенок с молодости, деревца с начала». Именно с малолетнего возраста необходимо воспитывать человека как зрелую и совершенную личность.
Какие отличия появляются в воспитании детей из детских домов? Здесь имеет место большая ответственность в воспитании детей в духе патриотизма, воспитание дружеского отношения между детьми. Каждый сотрудник, работающий в детском доме, несет большую ответственность.
В детских домах большее внимание уделяется законам и постановлениям, принятым государством, а также финансовая помощь. К сожалению, в настоящее время наряду с увеличением числа семей, происходит и увеличение числа разводов, вызванных различными конфликтами, разногласиями, в т.ч. и экономическими, изменой супругов, наркоманией и злоупотреблением алкоголем, ссорами, вызванными из-за жилищных проблем. Трудные и сложные ситуации, вызванные разводом родителей, затрагивают и их отношения с детьми, их воспитание в тяжелой эмоциональной обстановке. В результате развода семей чаще возникают следующие проблемы:
– увеличение числа неполных семей;
– нарушение трудоспособности мужчин и женщин в результате развода;
– негативное эмоциональное воздействие на супругов;
– дети, вынужденные расти без отца или матери, что отрицательно сказывается на образовании и воспитании ребенка;
– отрицательный пример семейной жизни, который дети могут “копировать” у своих родителей;
– во многих семьях девочки испытывают негативные эмоции по отошению к отцу, что впоследствии может негативно повлиять на их отношения со своими мужьями.
Говоря об укладе жизни узбекского народа, мы видим, что традиционно общество стремится заботиться о детях, которые остались без родителей. Такие дети всегда были поводом для беспокойства со стороны общества. Эта проблема является также частью государственной политики. Раньше дети вынужденно оставались сиротами, из-за войны и голода, однако в настоящее время возрастает число детей, которых родители оставляют в детских приютах. В республике 80% детей в детских домах — сироты, у которых родители живы.
Некоторые дети дошкольного возраста в детском приюте — это младенцы, которых матери оставляют на улицах, вокзалах и даже в мусорных баках. Свои имена новорожденные получают уже в детском приюте. Когда незнакомые люди общаются с этими детьми, дети воспринимают их как родителей, и хотят, чтобы их забрали из детского приюта. По мнению автора статьи, проблему увеличения детей-сирот можно частично решить образованием молодых родителей, подчеркивая греховность совершения подобного поступка – оставления ребенка на произвол судьбы. Молодежи надо стремиться проявить чувство долга, любви и уважении к семье, уважение общечеловеческих и национальных традиций.
Социальные и психологические проблемы в семьях приводят к многочисленным ссорам в результате мелких и незначительных недопониманий. Поэтому растущее число разводов семей является сегодня одной из самых больных проблем. Основными причинами этого являются:
– неправильные взаимоотношения в семье, между ее членами, которые являются основой человеческой и семейной жизни, развития семьи;
– неверное отношение к традициям, обычаям, ритуалам, которые создали наши предки и которые использовали наши родители.
Основой для устранения этих недостатков является тщательное изучение психологии детей, которые воспитываются в детских приютах.
Хорошо известно, что в Узбекистане с 1987 г. в детских домах и интернатах работают психологи. Основная работа, принципы и методы работы психолога в «Домах милосердия» и школах-интернатах очень похожи на общеобразовательные школы. Однако для психологов работа в этих учреждениях сложнее, чем в общеобразовательных школах. Эти связано с особенностями образовательного процесса и особенностями психологического развития детей. Хорошо известно, что дети в интернатах с раннего детства (1–3 года) отличаются некоторыми психологическими особенностями от учеников общеобразовательных школ, которые имеют свою семью. Некоторые из детей этих учреждений развиваются как обычные школьники, однако большинствоотстают в развитии от своих сверстников. К сожалению, эта ситуация сохранятся в целом по учебном году.
Как указано нормативных документах по психологическому развитию в «Домах милосердия» и интернатах, должны быть соблюдены следующие требования:
– Психологическая работа детских домов и интернатов с детьми, оставшимися без родителей заключается в обеспечении психологически обоснованного развития этих детей;
– Диагностика психологических причин личностного и интеллектуального развития, нарушения в образовании и обучении, а также предотвращение таких нарушений должны быть направлены на профилактические мероприятия;
– Психолог должен обеспечить уменьшение жизненных трагедий на воздействие психического развития ребенка, чтобы личность ребенка формировалась, а также развивать эту личность, применяя соответствующие психологические методы.
Детский приют — это такое учреждение, где психолог должен иметь хорошо развитые личностные характеристики в сочетании с глубокими профессиональными знаниями. Эти функции включают следующие принципы:
– Любовь к детям;
– Интерес к людям;
– Поддержание психологического равновесия;
– Сопротивление трудностям;
– Жизнь в обществе, обширные бытовые знания;
– Способноть обучать и к обучению;
– Реализм. Взгляд на вещи с реальной точки зрения;
– Умение взаимодействовать с детьми, в т.ч. и с трудными детьми;
– Самосознание, сочувствие;
– Хорошее здоровье;
– Оптимизм и веселый характер.
Прежде чем работать с детьми, лишенными родительской опеки, психологу необходимо искать эти качества у себя. Если найдут — хорошо. А если не найдут? Тогда будут искать в жизни. Конечно, ни один психолог не может заменить детям родителей, но он может помочь им в становлении на пути к взрослости. Психолог должен обеспечить психологически нормальное развитие детей. Краткий анализ содержания работы психолога в различных детских учреждениях подтверждает, что работа психолога различна, в зависимости от типа учреждения.
Главная задача «Дома милосердия» — создать благоприятную среду для детей, лишенных семейного положения, что способствует психиатрической реабилитации, социальной адаптации и социально-правовой защите. Исходя из этого требования, педагогическое сообщество стремится к выполнению следующих задач:
– обеспечение выполнения Закона Республики Узбекистан «Об образовании» в Концепции школьного и внешкольного образования и требований Положения о средней школе;
– предоставление детским приютам мастерских и швейных групп на основе современных требований;
– проведение совместной учебной работы и развитие интереса учащихся к образованию, в т.ч. и научному;
– установление самоконтроля учеников, изучение их психологии, расширение сферы мышления детей;
– проявление мотивации у педагогов к своей рабочей силе. Определение мер безопасности труда, трудового законодательства и строгое соблюдение норм. Создание внутренних мер по предупреждению и для предотвращения преступлений;
– строгий контроль над учебным процессом администрации, постоянная методическая помощь учащимся и преподавателям;
– изучение, обобщение и поощрение труда педагогических кадров и творческое отношение к работе учеников и педагогов.
Если в детском приюте будут соблюдены указанные требования, то подростки, воспитывающиеся с дошкольного возраста, имеют все шансы стать совершенной и здоровой личностью, как указывает наше Государство.
Наше государство взяло на себя ответственность за счастье, будущее и процветание детей, оставшихся в детских приютах, за их воспитание с раннего детства.
Литература:
- Макаренко А. С. Педагогические проблемы подрастающего поколения. Москва. Владос. 1999 г. 457 стр.
- Мунавваров А. К. Семейная педагогика. Ташкент. Укитувчи, 1994 г. -127 стр.
- Куранов М. К., Курбаниязова З. К. Социальная педагогика. Ташкент. РТМ. 2003 г.