В данной статье государственные закупки рассматриваются как один из ведущих инструментов поддержки субъектов малого предпринимательства в России. Автором выявлены заложенные в законодательстве РФ варианты обязательного участия субъектов малого бизнеса в поставках товаров, или оказании услуг для обеспечения государственных нужд, а также определен резерв повышения эффективности использования государственных закупок как механизма поддержки субъектов малого предпринимательства через решение специфических проблем в данной сфере.
Ключевые слова: государственные закупки, субъекты малого предпринимательства, поддержка субъектов малого предпринимательства, направления совершенствования законодательства о контрактной системе.
Малый бизнес играет значимую роль в рыночной экономике. Субъектами малого бизнеса являются небольшие фирмы, которые занимаются неспециализированным бизнесом в границах локального рынка. Однако в современных условиях субъекты малого предпринимательства постоянно испытывают трудности и нуждаются в государственной поддержке.
И если о прямом содействии развитию малого предпринимательства в России в настоящих экономических условиях говорить не приходится, то единственной альтернативой становится использование косвенных каналов стимулирования предпринимательства, одним из которых является активное вовлечение субъектов малого предпринимательства в участие в государственных и муниципальных закупках.
Как справедливо отмечают О. В. Локота, Е. А. Попова, Е. М. Медякова, А. И. Морозова, законодательство о контрактной системе в России сегодня представляет собой динамично развивающуюся отрасль права, что позволяет обеспечить эффективность внедрения инновационных и электронных технологий. Модернизация механизма организации государственных закупок позволяет обеспечивать единство экономического пространства, расширять возможности для участия в закупках отдельных категорий поставщиков (подрядчиков, исполнителей), развивать добросовестную конкуренцию. [1, С.92]
Государственные закупки — это основной инструмент поддержки экономической и социальной стабильности российского государства, способ обеспечения экономического роста в стране. В условиях экономической нестабильности малому предпринимательству требуются более или менее гарантированные рынки сбыта продукции.
Президент РФ В. В. Путин, выступая 23 октября 2018 года на бизнес-форуме общественной организации предпринимателей «Опора России», отметил, что «по предварительным данным в 2018 году объем закупок у субъектов малого предпринимательства составит более 3 трлн. руб. В предстоящий период «Корпорации МСП» совместно с бизнесом предстоит взять новую высоту — довести к 2024 г. объем закупок до 5 трлн. руб». [2].
Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы исследования и обосновывает необходимость проведения анализа государственных закупок как одного из инструментов поддержки и развития малого предпринимательства в современной России.
Российское законодательство о контрактной системе предусматривает несколько вариантов гарантированного участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках:
‒ Во-первых, положением пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] (далее по тексту — ФЗ № 44) прямо предусматривается участие субъектов малого предпринимательства независимо от их от организационно-правовой формы. Успешность участия малого бизнеса в государственных закупках обуславливается относительно меньшими издержками производства и обращения своих товаров.
‒ Во-вторых, частью 1 статьи 30 ФЗ № 44 установлена обязанность для заказчиков покупать товары, работ или услуги в объеме не менее чем 15 % от совокупного годового объема закупок непосредственно у субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций.
‒ В-третьих, Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 642 четко определен перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, закупка которых осуществляется только субъектами малого предпринимательства.
‒ В-четвертых, законодательством предусмотрена также косвенная поддержка участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках через установление обязательного требования о привлечении в качестве субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций.
‒ В-пятых, как справедливо отмечает В. И. Таланцев, одной из эффективных форм поддержки субъектов малого предпринимательства в замках ФЗ № 44, является введенная в 2017 г. льготная система штрафов за неисполнение обязательств по контракту. [4]
‒ В-шестых, в качестве эффективной формы поддержки малого предпринимательства в рамках государственного заказа можно назвать и сокращенные сроки оплаты заказов поставщиками (подрядчиками, исполнителями) из числа субъектов малого предпринимательства.
Реализация указанных нормативных приложений привела к тому, что в первом полугодии 2018 года всего размещено 601,3 тыс. извещений о закупках, где участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2017 года; общий объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в первом квартале 2018 года составил 524,4 млрд рублей, что на 66,7 % соответственно выше аналогичных показателей за первый квартал 2017 года. При этом средняя цена извещения таких закупок составила 872,07 тыс. рублей, что на 14,7 % выше аналогичного показателя 2017 года (760,07 тыс. рублей). Основным способом определения поставщика среди субъектов малого предпринимательства в 2018 году остаются электронные аукционы, доля использования которых составляет 82,6 % от общего числа извещений и 89,6 % от общей стоимости извещений о закупках у данных субъектов. [5]
Несмотря на столь существенный перечень возможностей участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках и наглядной иллюстрации практических успехов статистическими показателями, мы полагаем, что в настоящее время использованы не все ресурсы системы государственных закупок как инструмента поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Резерв для повышения эффективности использования государственных закупок как механизма поддержки субъектов малого предпринимательства кроется, по нашему мнению, в решении проблем, которые возникают в процессе проведения государственных закупок с участием субъектов малого предпринимательства. Выявленные нами проблемы участия субъектов малого предпринимательства в государственных (муниципальных) закупках можно наглядно представить в виде таблицы.
Наименование группы проблем |
Описание проблем |
Общие проблемы системы государственных закупок |
Низкий уровень конкуренции |
Недобросовестная конкуренция на торгах |
|
Отсутствие централизованного государственного органа контроля и аудита в сфере закупок |
|
Низкий уровень квалификации участников закупок (особенно со стороны субъектов малого предпринимательства) |
|
Финансовые проблемы |
Отсутствие авансирования по контракту |
Введение требований по обеспечению заявок и завышенные требования по обеспечению исполнения контракта |
|
Затраты на получение электронной подписи |
|
Специфические проблемы участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках |
Незначительный объем средств, предназначенных для закупок у малого бизнеса |
Формальный подход заказчиков к привлечению к участию в закупках субъектов малого предпринимательства |
|
Отсутствие реальной реализации принципа стимулирования инноваций |
Для нашего исследования наибольший интерес представляют специфические проблемы участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках, ведь именно в их решении кроются перспективы повышения эффективности использования системы государственных закупок как инструмента поддержки субъектов малого предпринимательства.
Для решения данной группы проблем, по нашему мнению, необходимо:
‒ изменить как саму квоту по объему закупок у субъектов малого предпринимательства до 25 % (в настоящее время — не менее 15 % об общего объема закупок), так непосредственно формулировку, используемую при её определении;
‒ необходимо в ряде отдельных случаев в объем закупок у субъектов малого предпринимательства включать закупки у единственного поставщика;
‒ необходимо превратить в обязанность право заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства;
‒ необходимо определиться с размером доли цены контракта, которую исполнитель контракта обязан передать на субподряд субъектам малого предпринимательства, предусмотрев её в части 5 статьи 30 ФЗ № 44 (например, «20 % и более процентов от цены контракта»).
Подводя итог всему вышеизложенному еще раз подчеркнем, что участие субъектов малого предпринимательства в государственных закупках является значительным стимулом для обеспечения социально-экономического развития нашего государства. Представляется актуальным разработка программы преодоления выявленных проблем, которые ограничивают доступ к участию малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках.
Литература:
- Локота О. В., Попова Е. А., Медякова Е. М., Морозова А. И. Контрактная система. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник. Ростов н/Д: ООО Альтаир, 2016.
- Президент Владимир Путин подтвердил планы по поддержке малого бизнеса силами госкорпораций [Электронный ресурс] URL: http://goszakaz.tv/news/details/759-prezident-vladimir-putin-podtverdil-plani (Дата обращения: 25.11.2018 г.)
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета», N 80, 12.04.2013.
- Таланцев В. И. Контрактная система и ее роль в поддержке малого предпринимательства // Интернет-журнал Науковедение. — 2017. — № 6 (43). –С. 94–96
- Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/ (Дата обращения: 21.11.2018 г.)