В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется успешность реализации программы «Формирование опыта безопасного поведения детей в быту, на улице и в природе». Практическая значимость исследования состоит в том, что предложены диагностические методики изучения опыта безопасного поведения; разработан и реализован комплекс педагогических условий, обеспечивающий реализацию программы «Формирование опыта безопасного поведения детей в быту, на улице и в природе», апробирована методика использования ситуативно-имитационного моделирования при осуществлении непосредственной образовательной деятельности для решения поставленных задач.
Актуальность обсуждаемого вопроса несомненна. В настоящее время вопросам безопасного поведения подрастающего поколения уделяется много внимания. Данная проблема обсуждается на научных конференциях, научно-практических семинарах, вебинарах, по результатам которых пишется резолюция по принятию решений задач обозначенных проблем.
Бесспорно, что за безопасность жизни ребенка и его воспитание отвечает, прежде всего, семья. Однако продолжительную часть времени ребенок находится в образовательной организации, поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за формирование у детей навыков здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности. Что включают эти навыки: навыки безопасного участив в дорожном движении; навыки поведения в общественном месте; навыки поведения в быту; навыки поведения на природе и др.
Навыки безопасного поведения имеют большое значение в формировании личностных качеств. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются игровыми упражнениями, викторинами с использованием электронных образовательных ресурсов, театрализованными и дидактическими играми.
Навыки безопасного поведения лежат в основе привычных форм поведения. По мнению ученых исследователей (Е. М. Беспаленко, Е. И. Бойко, С. Ю. Головин, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдкина, А. Н. Леонтьев, Н. С. Махина, М. И. Станкин, В. Н. Чулахов и др.) навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения. Навыки безопасного поведения человека относятся к группе смешанных навыков, и они образуются путем при целенаправленных упражнениях с участием мышления и речи, когда происходит осмысление навыка. Психолог, педагог С. Л. Рубинштейн пишет: «…по существу навыки являются не столько специфической совершенно самостоятельной формой поведения, сколько его компонентом или механизмом, который строится у человека на основе высших форм сознательного поведения с их исторически обусловленной мотивацией». [201, с. 131].
В исследованиях И. А. Баевой, C. B. Белова, A. B. Лысенко, В. И. Мошкина, О. Н. Русак, И. К. Топорова, С. П. Черного и других разработаны классификации опасностей. И. А. Баева классифицирует опасности относительно объекта. Она разделяет опасности: по способу воздействия: прямая опасность, косвенная опасность; по времени действия; относительно результата воздействия [1].
Некоторые исследователи (Г. А. Казанцев, А. Н. Колесников, Л. B. Куликов, Д. А. Ловцов, Н. И. Локтионов, Е. В. Петров, Б. Н. Родионов, и др.) рассматривают безопасность поведения как систему, обеспечивающую развитие защитных механизмов.
Изучив научную литературу по проблемы, было определено, что под опасностью нужно принимать обстоятельства, вызывающие неблагоприятное воздействие на дошкольника в быту, в природе, на улице.
Методологическую основу исследования составляют положения о потребности детей в безопасности; о факторах формирования и обогащения опыта ребенка; психолого-педагогические исследования возрастных возможностей дошкольников, позволившие разработать программу по формированию опыта безопасного поведения дошкольников.
Цель исследования — разработать и программу и экспериментально проверить педагогические условия формирования опыта безопасного поведения в быту, на улице и а природе у детей дошкольного возраста.
Объект исследования — образовательный процесс формирования опыта безопасного поведения дошкольников.
Предмет исследования — представления дошкольников о безопасном поведении в быту, на улице и в природе.
Гипотеза исследования: формирование представлений о безопасном поведении в быту, на улице и в природе у детей дошкольного возраста возможно при реализации целенаправленных психолого-педагогических мероприятий, представленных в программе «Формирование опыта безопасного поведения детей в быту, на улице и в природе».
Испытуемые и методы исследования
В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 189» г. Воронежа. Всего участвовало 28 детей. Исследование длится с марта месяца 2018 года. Результаты, представленные в статье, являются промежуточными. Исследование состояло из:
– диагностического, измерительно-оценочного материала, позволяющего определить представление дошкольников о безопасном поведении в быту, на улице и в природе;
– формирующего эксперимента, включающего навыки безопасного поведения дошкольников;
– контрольно-измерительных материалов, позволяющих оценить сформированность представлений у дошкольников о безопасном поведении в быту, на улице и в природе.
Результаты и их обсуждение
В качестве диагностического материала использовались электронные образовательные средства: «Уроки тетушки Совы», «Уроки осторожности тетушки Совы», «Азбука дорожной безопасности», «Уроки хорошего поведения тетушки Совы», видео ролики «МЧС предупреждает» и др.
Воспитателями были подготовлены инсценировки различных жизненных ситуаций, такие как «Незнакомец угощает конфетой», «Предложение поиграть в мяч возле проезжей части», «На улице гроза», «Незнакомец приглашает посмотреть чудо-юдо», «Змея заползла на детскую площадку», «Дети предлагают покататься по первому неокрепшему льду», «Соседский мальчик предлагает разжечь костер в подъезде» и др.
По результатам диагностики было выявлено, что многие дети не имеют представление о правилах поведения на улице, совершают ошибки, не обдумывают поступки и поведение. Хотя, занятия по правилам поведения и здоровьесбережения регулярно проводятся. Очевидно, что таких занятий недостаточно для формирования представлений о безопасном поведении.
Разработанная программа «Формирование опыта безопасного поведения детей в быту, на улице и в природе» имеет три основных раздела. Рассчитана на 68 часов в год. Программа структурирована, построена на основе анализа теоретико-методологических и методических основ педагогики. В Программе определены цели, задачи, направленность, научная и индивидуальная практическая новизна, направленная на решение образовательных задач. Сформулированы требования к результатам освоения материала по формированию представлений у дошкольников о безопасном поведении в быту, на улице и в природе.
Содержание программы включает: театрализованные игры «Что такое светофор», «Ходим в гости», «Играем во дворе», «Один дома» и др.
Квест — игры «Путешествие в лес», «Осторожно, дикие звери», «Отдыхаем у реки».
Физкультурно-оздоровительные занятия (совместно и инструктором по физической культуре): «Переходим болото», «Горная местность», «Катаемся с горки» и др.
Дидактические игры: «Правильно одеваемся», «Полезное питание», «Опасные ягоды и грибы», настольная игра «Какие ошибки допустил ребенок, гуляя на улице?», «Играй и смекай», «Поставь дорожный знак», «Разложи картинки по порядку», «Глупый медвежонок», «Найди безопасный путь» и др.
Триз — игры: метод мозгового штурма «Как не промокнуть под дождем?», «Как избежать встречи с диким зверем в лесу?», «Как вести себя на льду?», «Как пользоваться электричеством?», «Как правильно пользоваться общественным транспортом?», «Пожар в доме» и др. Метод фокальных объектов: «Говорящий велосипед», «Тонущий кораблик», «Несуществующее животное предлагает совершить плохие поступки». Метод Робинзона: «На необитаемом острове», «Один дома и отключили электричество», «Заблудился в чужом городе», «Заблудился в торговом центре» и др. Метод системного анализа «Хорошо — плохо», «Все в мире перепуталось».
В октябре месяце был проведен мониторинговый срез, позволивший оценить эффективность реализуемой программы «Формирование опыта безопасного поведения детей в быту, на улице и в природе». Анализ результатов показал, что произошли значительные изменения в знаниях дошкольников. Большинство дошкольников группы, в которой проводилось исследование обнаружили достаточно полные знания об источниках опасности в быту, на улице и в природе. Они могут рассказать о мерах предосторожности. Представления детей имели качественные изменения: от знаний отдельных опасных предметов в доме (спички, электричество, открытое окно в высотном здании ит.д.) до способов поведения дома. Все дети смогли выделить опасные объекты домашнего обихода, но и обозначить способы обращения с ними. Например, все указали на то, что неосторожное обращение с кухонным ножом может привести к травме, а если сидеть на окне, или случайно опереться на москитную сетку окна, то можно выпасть из окна. Увеличилась существенность представлений о необходимости соблюдения мер предосторожности при использовании предметов быта. У всех детей сложилось верное представление о том, что нельзя делать дома без разрешения взрослых.
Изменились представления дошкольников о поведении и действии при пожаре. Все дети четко усвоили, что при пожаре «нельзя пытаться самому потушить возгорание», «нельзя прятаться» и «надо позвать взрослых», «надо вызвать пожарных по телефону 112».
Почти у всех дошкольников сформировалось представление о поведении во время грозы. Дети все ответили, что «нельзя прятаться под дерево», «нужно зайти в помещение», «нельзя запускать «змея» или авиамодель», «с себя снять железные предметы», «не ездить на велосипеде».
У всех детей сформировалось представление о встрече с незнакомцами и поведении с незнакомыми людьми, о поведении у реки и на водоеме, о встрече с дикими животными. Однако, иногда допускались ошибки, если задание носило провокационный вопрос.
Таким образом, проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу и правильность решения исследовательских задач.
В связи с этим были сделаны следующие выводы:
– представления о безопасном поведении эффективно формируются в процессе интегрированных занятий и в практической деятельности;
– на формирование представлений о безопасном поведении в быту, на улице и в природе положительно влияет реализация программы «Формирование опыта безопасного поведения детей в быту, на улице и в природе»;
– эффективность реализации программы обеспечивается наличием и соблюдением следующих психолого-педагогических условий: формирование мотивации безопасного поведения в быту, на улице и в природе; формирование представлений об опасностях различного рода; воспитание культуры здоровья.
Работа будет продолжена и представляется возможным обозначить направления дальнейших исследований в данной области в преемственной связи детский сад — школа.
Литература:
- Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография Текст. / И. А. Баева. СПб.: СОЮЗ, 2002. — 271 с.
- Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности Планирование образовательной деятельности в старшей группе. ФГОС. Детство-Пресс, 2015 г., 192 с.
- Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2015 г., 160 с.