Одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности является деятельность по предупреждению преступности.
В настоящее время охрана интересов семьи и несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений политики в Российской Федерации. Несомненно, основной целью, стоящей перед любым обществом, является воспитание подрастающего поколения, способного создать более совершенное и процветающее государство.
В силу возраста и ограниченной дееспособности, дети находятся в уязвимом и зависимом состоянии по отношению ко взрослым. По этой причине у них есть особые права по сравнению со взрослыми, что закреплено в различных правовых документах. На протяжении всего времени в мировой практике вырабатываются дополнительные механизмы, позволяющие обеспечить защиту прав несовершеннолетних. Но несмотря на это, нельзя сказать, что сегодня права несовершеннолетних защищены в полном объеме и приняты все меры по профилактике и предупреждению преступности против несовершеннолетних.
Есть несколько факторов, которые препятствуют успешности мероприятий по профилактике. Например:
– особенности несовершеннолетних — их физиология и психология. Часто несовершеннолетние либо скрывают, что в отношении них были совершены противоправные действия всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей, либо просто не в состоянии осознать, что в отношении них совершено преступление;
– значительное число потерпевших несовершеннолетних находятся в зависимом состоянии от преступника. Преступниками могут быть педагоги, близкие знакомые, родители. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующим фактором, то есть использовать различные средства для того, чтобы о преступлении никому не стало известно.
Данные факторы хоть и влияют на общую статистику раскрываемости и предупреждение данных правонарушений, но все же не оказывает сильного влияния на всю политику предупреждения в целом.
В России на законодательном уровне действуют многие положения международных норм, регламентирующих работу системы защиты детства, существуют система органов и правовых институтов, призванных обеспечить защиту прав несовершеннолетних.
В исследуемой категории преступлений меры профилактической направленности можно разделить на экономические, политические, социальные, воспитательные, правовые.
Имеется стандартная точка зрения относительно того, что развитие экономического базиса общественных отношений является непременным условием успешности всех остальных профилактических мер.
Безусловно, все это имеет непосредственное отношение к состоянию преступлений против несовершеннолетних. Чем устойчивее положение в экономике, тем в более нормальном психологическом состоянии находятся члены общества, тем более уверены они в будущем, что существенно может повлиять на количество распада семей, повысить семейное благополучие. Сложность применения данной меры профилактического воздействия в том, что стремление к более полному удовлетворению потребностей людей и созданию экономически стабильного общества потребует значительных материальных затрат.
Но сами по себе социально-экономические меры не смогут привести к успешной борьбе с преступлениями против несовершеннолетних. Стоит отметить, что и в экономически развитых странах они совершаются, а это приводит к выводу, что причины подобного рода деяний не сильно зависят от материальных условий жизни людей и их уровня жизни.
Такая профилактическая мера, как совершенствование системы правового просвещения в обществе может помочь достичь положительной динамики в количестве преступлений против несовершеннолетних. Здесь необходимо применять всевозможные средства массовой информации, с помощью которых возможно влиять на обстановку в обществе и семье. Результатом деятельности средств массовой информации может усиление роли традиционных норм и ценностей, усиление связи семьи и общества и его нравственностью, и, как результат, создание нормального микроклимата в семье, исключающего совершение членами семьи правонарушений, преступлений.
Профилактическая работа средств массовой информации, так же заключается в проведении различного рода пропаганд (правовой, антиалкогольной и антинаркотической и т. д.).
Правовая пропаганда предполагает: 1) проведение разъяснительных бесед о требованиях законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, о необходимости их соблюдения и возможности наступления конкретных правовых последствий в случае их нарушения; 2) ознакомление взрослых и детей с правовыми актами, закрепляющих их права и обязанности; 3) освещение текущего состояния противоподростковой преступности, наиболее распространенных ее видах, типичных способах и лицах, наиболее предрасположенных к совершению в отношении них преступлений и др.
Также, одним из важных направлений в профилактике преступлений против несовершеннолетних является социальная политика государства в части поддержки семьи и детства. В этом случае, своевременно оказанная социально-психологическая и педагогическая помощь (психологами, социальными работниками, педагогами с медицинским уклоном), положительно скажется на формировании поведения в семье.
Суть социально-медицинского подхода заключается в предупреждении возможных отклонений психики от общепринятых норм мерами лечебно-профилактического характера. Несомненно, в исследуемой категории преступлений, процент лиц, совершивших преступления и имеющих психические отклонения, очень высок. Но также не стоит забывать, что существуют люди с биологической предрасположенностью к преступному поведению.
Также, весомый вклад в профилактику преступлений против несовершеннолетних способно внести и создание специальных медицинских учреждений, оказывающих помощь в решении проблем людей, находящихся в зависимости, в которых социальные и медицинские работники на волонтерской основе проведут терапию и адаптацию нуждающихся лиц.
Кроме вышеперечисленных мер, введение комендантского часа могло бы стать дополнительной мерой по профилактике и предупреждению преступлений, совершаемых против несовершеннолетних. Стоит разработать мероприятия по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, запрещенных для посещения детьми, в ночное время без сопровождения родителей.
В заключение следует сказать, что представленный перечень возможных мер, направленных на совершенствование системы предупреждения криминальных посягательств на права несовершеннолетних, безусловно, не является исчерпывающим. Однако, реализуя сегодня хотя бы представленные рекомендации, все же удастся добиться конкретных положительных результатов в области обеспечения безопасности несовершеннолетних от преступных посягательств, положительно изменить динамику и структуру данной категории преступлений.
Успех динамики снижения преступности в отношении несовершеннолетних требует многоаспектности, комплексности, значительных материальных, организационных и иных затрат, кооперации и координации усилий различных государственных органов и общественных структур.
Литература:
- Брайцева Е. А. Предупреждение преступлений и иных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними // Проблемы преступности несовершеннолетних: Учебно-методическое пособие. Часть 1 / Под общ. ред. JI. A. Соловьева. — Смоленск: Смоленский филиал, 2002. С. 264.
- Ермаков В. Д. Предупреждение преступлений несовершеннолетних Криминология: Учебник под ред. В. Н. Кудряцева и В. Е. Эминова. // М.: Юрист, 1999. С.68.
- Кошелева Е. В. Семья и преступность несовершеннолетних // под научной ред. д.ю.н. В. А. Лелекова. Воронеж, 2006. С.49.