В данной статье рассмотрены ключевые на наш взгляд проблемы земельного права, которые необходимо решать в ближайшее время путем его реформирования.
Ключевые слова: земельное законодательство, проблемы земельного законодательства, реформирование земельного законодательства.
Российская Федерация обладает огромными залежами все возможных земельных ресурсов, расположенных буквально во всех частях её границ. Земля, а точнее земельный участок, на котором она расположена, во все времена являлся ценнейшим ресурсом. Отступая от темы земельного права, люди во все времена имели постоянные притязание на землю, что создавало постоянные конфликты между ними. Земля являлась и до сих пор является уникальным ресурсом, который целесообразно используясь в своих целях, никогда не придет в негодность. В российском законодательстве земельный участок классифицируется как особый главный объект земельных отношений. Практика по делам земельного права довольно непродолжительна в связи с тем, что полноценное земельное законодательство было установлено относительно недавно, этого достаточно для выявление такой проблемы как не структурированность земельного законодательства.
Во-первых, земельное законодательство очень запутанно. Параллельно с Земельным кодексом существует огромное количество всевозможных федеральных законов, нормативных правовых актов и иных законодательных документов. Отсутствие единой системы земельного законодательства усложняет поиск официальных документов при их необходимости. Российскому земельному законодательству необходимо гармонизировать всю свою структуру, внести значительные изменения в Земельный кодекс либо обобщить все нормативные акты земельного законодательства.
Во-вторых, огромное количество положений, взятых их земельного законодательства СССР, которые отчасти до сих пор регулируют некоторые вопросы, так или иначе связанные с земельным правом, по сей день. Это указывает на существование огромных пробелов в системе земельного законодательства и необходимость их заполнения путем целостной реконструкции земельного российского земельного права.
Помимо вышеизложенных проблем, касающихся актуальности и структурированности земельного законодательства, существует ряд проблем, связанных с противоречием некоторых положений земельного и гражданского законодательства Российской Федерации, что ведет к возникновению коллизий. В первую очередь данные противоречия связаны с природой возникновения и возможностью распоряжения правом собственности на земельный участок и недвижимое имущество, расположенное на нем.
Также наряду с проблемами теоретическими и законотворческими, земельное законодательство породило ряд проблем, связанных с его практическим применением. Самыми частыми в данном случае становятся такие проблемы как несогласованность порядка пользования земельным участком, помимо этого, возникают проблемы при оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и еще ряд практических проблем.
Кроме того, помимо проблем с пробелами и недостатками в земельном законодательстве так же существует диаметрально противоположная проблема, связанная с чрезмерной регламентацией некоторых процедур, что в свою очередь лишает участников земельных правоотношений возможности минимизировать или рационализировать данную процедуру исходя из особенностей конкретного случая.
Все вышеизложенное говорит нам о необходимости реформирования земельного законодательства, как на федеральном, так и на местном уровне соответственно. При этом в первую очередь необходимо систематизировать все нормативные акты и упростить форму их изложения, для более удобного использования не только профессионалами, но и иными гражданами, столкнувшимися с ним.
Параллельно с этим, необходимо устранить все конфликтные моменты, возникшие в результате деятельности текущего земельного законодательства, для этого есть два пути, первый это реформировать земельное законодательство, второй реформировать иные законодательства синхронизировав их с земельным.
При реформировании необходимо учесть и тот факт, что существующее на данный момент законодательство о земле не самое удобное для правоприменителей не только по форме, но и по содержанию, что и привело к большому количеству проблем, связанных с их применением в судебном порядке.
Также хотелось бы, чтоб при реформировании появились более прозрачные, то есть менее коррумпированные способы получение земельных участков, в особенности для производственных нужд и промышленную застройку. Ввиду того, что проблема коррупции не менее остра чем все вышеизложенные, но напрямую к земельному праву отношения не имеет.
Из всего вышесказанного понятно, что проблемы в земельном законодательстве есть и они достаточно серьезные, для того, чтоб послужить толчком к началу реформирования. Но также хочется сказать, что реформирование — это долгосрочный и кропотливый труд, но при его выполнения необходимо будет отслеживать то, что происходит в праве на данный момент. И главное, чтоб результат реформирования не принес больших проблем, чем те которые эта деятельность должна устранить.
Рассмотрев ряд общих проблем, и придя к выводу, о необходимости реформирования земельного законодательства в Российской Федерации. Нам захотелось более подробно остановиться на проблеме, связанной с нецелевым или недобросовестным использованием земельного фонда в России. Сложившаяся в данной сфере ситуация в нынешнем виде близка к критической. Проблемы также коренным образом исходят из пути развития земельных отношений в России на современном этапе. Они же являются отчасти следствием несовершенства российской законодательной базы в отрасли земельного права. Огромное количество земель площадью около 100 миллионов гектаров подвержено опустыниванию и эрозии, что ведет к стагнации развития самой инфраструктуры земельного рынка и деградации сельскохозяйственных земель в связи с потерей плодоводства почвы и невозможности её дальнейшего использования и, как следствие, выведение этих самых земель из хозяйственного оборота земель.
В первую очередь необходимо выяснить, какие категории определены Земельным кодексом Российской Федерации, для этого мы обратимся к статье 7 данного кодекса и увидим, такие категории как:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Список исчерпывающий, но чаще всего из вышеперечисленных страдают земли сельскохозяйственного назначения, ввиду неразберихи, возникшей при смене курса государства еще 30 лет назад и последующей перестройке и изменения законодательства, большая часть данных земель попала в право собственности гражданам. Можно сказать, что это хорошо ведь каждый собственник обязан заботится о своей собственности, что закреплено законодательно, но фактически большая часть данных землевладельцев не то что не заботится о своей земле, а даже не подозревает, что она у них есть, либо в силу иных обстоятельств не может должным образом использовать и содержать свои земли, что ведет к их использованию е по назначению.
Для решения данной проблемы мы видим только радикальные решения, такие как увеличение ныне уже существующих штрафов (таблица 1), но помимо этого необходимо провести широкомасштабную проверку, целью которой будет установить земли находящиеся в частной собственности и не содержащиеся надлежащим образом, с целью дальнейшего их изъятия. Данные действия приведут к тому, что владеть земельными участками будут только заинтересованные в этом лица, которые могут содержать их в надлежащем порядке и используют их в соответствии с назначением, а от неправильного использования их будут останавливать ужесточенные штрафы.
Таблица 1
Категории лиц |
Кадастровая стоимость земельного участка определена |
Кадастровая стоимость земельного участка не определена |
|||
|
Процент кадастровой стоимости земельного участка (%) |
Минимальная сумма (р.) |
Минимальная сумма (р.) |
Максимальная сумма (р.) |
|
|
От |
До |
|
От |
до |
Для граждан |
0,5 |
1 |
10000 |
10000 |
20000 |
Для должностных лиц |
1 |
1,5 |
20000 |
20000 |
50000 |
Для юридических лиц |
1,5 |
2 |
100000 |
100000 |
200000 |
Трудно сказать, является ли развитие частного сектора и соответственно значительное принижение роли государства в сфере земельного оборота негативным следствием в системе земельного права, в частности землевладения. По-нашему мнению, несмотря на огромное количество существующих видов собственности, земля, находящаяся на территории государства, по сути является национальным объектом, изначально являвшимся государственном собственностью, по какой-либо причине отданным другому владельцу.
Данной работой мы хотим подчеркнуть, что земельное право находится в постоянном развитии, но на наш взгляд, на данный момент это развитие привело к появлению проблем, игнорирование которых может привести к утрате части земель, что недопустимо. Таким образом мы хотим сказать, что земля — это общенациональное достояние, которое мы должны сохранить для наших потомков, а без должного регулирования земельных отношений со стороны государства — это невозможно.
Литература:
1. Журнал «Молодой ученый»
2. Журнал «Право и инвестиции», 3–4 (52), Декабрь 2013