Ключевые слова: институт присяжных заседателей, присяжные заседатели, присяжный, демократия, гражданское общество, правосудие.
Совершенствование института присяжных заседателей не представляется возможным без комплексного изучения особенностей данного института, сравнительное исследование позволит выявить, какие нормы уголовно-процессуального закона государств, входящих в Содружество Независимых Государств (далее по тексту — СНГ), могли бы применяться в России, а какие являются несовершенными и требуют дальнейшей доработки.
В Азербайджанской Республике возможность рассмотрения дел присяжными заседателями была предусмотрена Законом Азербайджанской Республики «О судах и судьях» [1]. 20 июня 2014 года в данный закон были внесены изменения [2], согласно которым институт присяжных заседателей фактически был упразднен.
Статья 52 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан [3] допускает возможность рассмотрения уголовных дел в судах первой инстанции одним судьей и десятью присяжными заседателями. Присяжные по ходатайству обвиняемого могут рассматривать лишь дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, а также некоторые преступления, специально установленные уголовно-процессуальным законом. В то же время присяжные не вправе рассматривать дела об убийствах, которые были совершены в условиях чрезвычайных ситуаций и в ходе массовых беспорядков, дела о воинских преступлениях и др.
Для урегулирования общественных отношений, связанных с участием присяжных заседателей в уголовном процессе, определении их правового статуса, гарантий независимости, а также установления правовых, экономических и организационных основ обеспечения их деятельности в Республике Казахстан принят Закон от 16 января 2006 года № 121-III ЗРК «О присяжных заседателях» [4].
«В Кыргызской Республике, несмотря на конституционное право граждан на участие в управлении государственными делами в форме отправления правосудия в качестве присяжных, представители гражданского общества в настоящий момент не принимают участия в осуществлении правосудия» [5, с. 123].
Ранее действовавшей Конституцией Кыргызской Республики 1993 г. [6] предусматривалась возможность учреждения гражданами судов аксакалов (ст. 39). Во исполнение данного положения был принят Закон Кыргызской Республики от 5 июля 2002 года № 113 «О судах аксакалов», который разъяснил, что суды аксакалов являются общественными органами, которые создаются на добровольных началах и на основе принципов выборности и самоуправления, призванными осуществлять рассмотрение материалов, направляемых им в установленном порядке судом, прокурором, другими правоохранительными органами, обладающими правом рассматривать уголовные дела и их должностными лицами в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики, а также дела о спорах между гражданами в случаях и порядке, установленных законом. В настоящее время в Кыргызстане действует новая Конституция, принятая 27 июня 2010 года [7].
Нормы о присяжных заседателях содержала и Конституция Республики Армения [8] (ст. 91 закрепляла, что «в установленных законом случаях судопроизводство осуществляется с участием присяжных»), однако в настоящее время данное положение из нее было исключено [9].
В Конституции Российской Федерации [10] присяжные заседатели упоминаются четыре раза: в главе о правах и свободах человека и гражданина (ч. 2 ст. 20 содержит положение о смертной казни, устанавливая право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей; а ч. 2 ст. 47 закрепляет, что обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом), в главе 7 «Судебная власть и прокуратура» (ч. 4 ст. 123 гласит, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей), а также в заключительных и переходных положениях (Раздел второй), где сказано, что «впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел».
Такой подход, как представляется, является оправданным: институт присяжных заседателей — проявление демократии, способ реального выражения правосудия, поэтому упоминание его в Конституции — Основном законе государства — является обязательным.
Итак, институт присяжных заседателей в государствах СНГ имеет существенные отличия: в одних государствах (например, в России) рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей — не редкость; в других — данный институт практически упразднен (Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика).
Кроме того, имеются отличия и в нормативном закреплении положений о присяжных заседателях — так, в России нормы о присяжных заседателях содержатся в Основном законе — Конституции Российской Федерации; в других государствах (например, в Республике Армения) положения о присяжных вовсе исключены из Конституции. Полагаем, что институт присяжных заседателей является необходимым условием проявления демократии, в этой связи он должен быть упомянут в конституции государства и, далее, развит в положениях уголовно-процессуального кодекса или отдельного закона.
Литература:
- Закон Азербайджанской Республики «О судах и судьях» от 10 июня 1997 года № 310-IQ (в ред. от 27.12.2013 г. № 856-IVQD) // БД «Законодательство стран СНГ». URL: http://base.spinform.ru/show_red.fwx?rid=31060#A000000006 (дата обращения: 29.11.2018).
- Закон Азербайджанской Республики «О внесении изменений в Закон Азербайджанской Республики «О судах и судьях»» от 20 июня 2014 года № 1008-IVQD // БД «Законодательство стран СНГ». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=69227 (дата обращения: 29.11.2018).
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК (в действ. ред.) // БД «Законодательство стран СНГ». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=69097#A000000762 (дата обращения: 29.11.2018).
- Закон Республики Казахстан «О присяжных заседателях» от 16 января 2006 года № 121-III ЗРК (в действ. ред.) // БД «Законодательство стран СНГ». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=10573 (дата обращения: 29.11.2018).
- Батырбаев Б. С. Институт присяжных заседателей в судах Кыргызской Республики в контексте конституционной и судебно-правовой реформы // Символ науки. — 2016. — № 1. — С. 123–125.
- Конституция Кыргызской Республики 1993 г. (утр. силу) // Министерство Юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1 (дата обращения: 29.11.2018).
- Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года) (в ред. от 20.12.2016 г.) // БД «Законодательство стран СНГ». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=31497 (дата обращения: 29.11.2018).
- Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 года // БД «Законодательство стран СНГ». URL: http://base.spinform.ru/show_red.fwx?rid=56652 (дата обращения: 29.11.2018).
- Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 года (в ред. от 27.11.2005, в ред. от 06.12.2015) // Аппарат Президента Республики Армения. URL: http://www.president.am/ru/constitution-2015/ (дата обращения: 29.11.2018).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 29.11.2018).