В качестве предмета исследования в настоящей статье выступают возможные направления совершенствования информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Целью исследования является выработка авторского подхода к оптимизации информационного обеспечения ОРД. Методология исследования — теоретический метод, сравнительный метод. В процессе исследования были использованы материалы УМВД России по г. Севастополю.
В процессе исследования автор приходит к выводу, что активное применение информационных технологий и создание актуальных баз данных являются залогом эффективного информационного обеспечения ОРД.
Результаты исследования могут быть применены в рамках организации и оптимизации информационного обеспечения ОРД органа внутренних дел Российской Федерации, в частности, УМВД России по г. Севастополю.
Ключевые слова: информационное обеспечение, информация, оперативно-розыскная деятельность, совершенствование, управление.
The possible directions of improvement of informational support the subject of research in this article of operational-investigative activity (OIA). The are aim of the research is to develop the author's approach to optimizing the informational support of OIA. The research methodology uses theoretical method and comparative method. Materials of Department of internal affairs in Sevastopol were used in the process of research.
In the process of research the author makes a conclusion that the active use of informational technologies and the creation of relevant databases are the key to effective informational support.
The results of the study can be applied in the organization and optimization of informational support in police, in particular, in the Department of internal affairs in Sevastopol.
Keywords: informational support, information, operational-investigative activity, improvement, management.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [1], органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения поставленных перед ними задач могут создавать и использовать информационные системы.
Орган внутренних дел одновременно является и системой управления (относительно нижестоящих систем), и управляемой системой (относительно вышестоящих систем). Ввиду этого, использование информационных систем в деятельности органов внутренних дел является актуальным направлением совершенствования его деятельности, поскольку своевременная аккумуляция информации и ее обработка посредством средств автоматизации способна оказать значительное влияние на скорость раскрываемости преступлений.
В зависимости от охватываемой территории информационные системы формируются и ведутся соответствующими органами: в субъектах РФ — информационными центрами МВД (УВД), органами власти в субъектах РФ; в РФ — Главным информационно-аналитическим центром МВД России, федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции (базы статистической информации, таможенные базы данных, базы данных по наркоторговцам и др.).
Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности должно осуществляться в соответствии со следующими направлениями деятельности:
‒ осуществление оперативного управления, постановка очередных задач оперативной работы;
‒ работа по всем основным направлениям оперативной работы должностных лиц подразделений МВД РФ, в том числе применение различных форм контроля;
‒ межотраслевое управление оперативной работой должностных лиц подразделений МВД РФ (функционирование штабных подразделений и дежурных частей);
‒ обеспечение взаимодействия с заинтересованными государственными и негосударственными органами, а также обеспечение координации подразделений по вопросам оперативной работы должностных лиц подразделений МВД РФ.
Деятельность подразделений МВД РФ определяется централизацией подчинения, наличием внутреннего распорядка, повышенной ответственностью за получаемые результаты оперативной службы [3, с. 110]. При этом, основой процесса управления является целеполагание, которое основано на применении:
учета информации, которая необходима для выработки очередных задач;
всестороннего анализа функционирования и факторов воздействия среды;
прогностического вывода ожидаемого состояния функционирования;
формулировки проблемы и вариантов решения.
Учет информации для процесса управления подразделениями МВД РФ осуществляется соответствующими ее характеру средствами, специфичными для подразделений МВД РФ [5, с. 60]. Метод разработки проекта управленческого решения для процесса управления подразделениями МВД РФ, используемый в органах внутренних дел, определяется содержанием задачи, а также разновидностью самого решения и уровнем субъекта управления, который принимает данное решение [2].
Особая роль в совершенствовании информационного обеспечения в органах внутренних дел принадлежит ее правовому регулированию. Система контроля должна быть закреплена нормативными актами, определяющими содержание, формы, процедуры и периодичность проверок, критерии оценок как функционировании подразделений МВД РФ в целом, так и отдельных служб, подразделений и конкретных сотрудников [4, с. 88].
В рамках исследования был рассмотрен порядок организации информационного обеспечения деятельности УМВД России по г. Севастополю. Выявлено, что наиболее актуальными направлениями совершенствования информационного обеспечения будут являться использование информационных технологий и формирование актуальных баз данных по различным тематикам.
Использование информационных технологий предполагает процесс использования сети Интернет в процессе межведомственного обмена информацией. В настоящее время процесс использования информационных технологий в работе органов власти приобретает все большую популярность. Это открывает новые горизонты и способствует повышению уровня эффективности управления.
На федеральном уровне информационные технологии получили довольно широкое распространение. В частности, стоит отметить использование ведомственных информационных порталов.
Выделим основные критерии эффективности использования информационных технологий в информационном обеспечении ОРД:
1) внедрение современного программного обеспечения;
2) подготовка квалифицированных пользователей;
3) ориентированность на долгосрочный характер использования.
Говоря об эффективности использования информационных технологий в деятельности УМВД России по г. Севастополю, необходимо выделить следующие критерии:
1) общий показатель технологической оснащенности;
2) общий показатель оснащенности программным обеспечением;
3) показатель использования средств ИКТ в нормативно-правовой деятельности;
4) показатель использования средств ИКТ в управлении;
5) показатель открытости информации о деятельности УМВД России по г. Севастополю.
Таким образом, критерии эффективности использования информационных технологий определяют, в первую очередь, степень удовлетворенности пользователей данными технологиями. Активное применение информационных технологий и создание актуальных баз данных являются залогом эффективного информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
- Калужина, М. А. Организация информационного обеспечения субъектов расследования / М. А. Калужина // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-informatsionnogo-obespe cheniya-subektov-rassledovaniya.
- Нечаев, А. А. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности начальника территориального органа МВД России на районном уровне при организации работы следователей по уголовным делам о преступлениях прошлых лет / А. А. Нечаев // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 1 (45). С. 109–113.
- Панов, А. Ю. Особенности эффективной организации оперативно-розыскной деятельности по выявлению налоговых преступлений / А. Ю. Панов // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 86–89.
- Познанский, Ю. Н. Информационные технологии как средство повышения эффективности деятельности руководителей органов предварительного следствия в системе МВД России / Ю. Н. Познанский // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44). С. 57–61.