В статье исследуются вопросы проектного управления в социальной сфере Воронежской области.
Ключевые слова: социальное проектирование, социальный проект, стратегия социально-экономического развития.
Социальное проектирование сегодня трактуется как особая разновидность научно-практической деятельности, направленной на реконструкцию уже имеющихся или создание новых объектов, несущих важную социальную миссию, а также на создание прообразов намеченного и возможного в случае осуществления вполне конкретных управленческих мероприятий будущего состояния таких объектов. Это подход к социальному проектированию «объективно-ориентированный», но кроме него выделяют проблемно-ориентированный, проблемно-ситуационный, проблемно-целевой [1, с. 102].
По мнению Стегния В. Н. «Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования» [2, с. 141].
Прямое назначение социального проекта — идеальное формирование социальной жизни, жизненного пространства в желаемом направлении. Поэтому социальный проект является нормативной моделью. Однако, сам по себе он не обязывает к действию, хотя и способен побуждать к нему. Только принятие проекта к его реализации придает ему директивный характер.
Развитие и совершенствование государственного управления социальными проектами требует повышенного внимания к происходящим изменениям в социально-экономической жизни в стране, обобщения и распространения передового опыта современного решения общих возникающих проблем, оперативной корректировки нормативно-правового регулирования и повышения эффективности текущей политики [3, с. 12].
Социальное проектирование имеет следующие параметры (рис.1).
Рис. 1. Параметры социального проектирования
В Воронежской области по состоянию на 1 января 2018 года проживает 2,34 млн. человек. Сеть учреждений социального обслуживания населения Воронежской области на 01.01.2018 года включает 81 организацию. Среднесписочная численность работников, занятых в сфере социального обслуживания Воронежской области, по состоянию на 01.01.2018 составляет 9675 человек (соотношение мужчин и женщин составляет 12/88), в том числе 1816 социальных работников. Общее количество граждан, получающих социальные услуги, составляет по состоянию на 1 января 2018 года 98 345 человек (4 % населения области). Их число по сравнению с 2000 годом возросло в 1,4 раза, в том числе несовершеннолетних с 9,6 тысячи человек до 13,1 тысячи человек [4].
Целевой сценарий Стратегии СЭР отличается определением траектории развития Воронежской области с учетом стратегических рубежей, на которые в долгосрочной перспективе могут выйти другие российские регионы-лидеры по качеству жизни и уровню развития экономики (по большинству показателей ориентиры будут задавать субъекты РФ, входящие в ЦФО). Для того чтобы Стратегия 2035 начала работать необходимо расширение спектра целевой направленности разрабатываемых государственных программ, ориентированных на реализацию конкретных проектов, связанных с социальными вопросами. Сегодня, приоритетом социально-экономической политики регионов должно являться формирование нового качества жизни, которое соответствует социальной рыночной экономике [5, с. 347].
С точки зрения научно-практических исследований необходимо учитывать, что социальные проекты во многом являются новым явлением для современной России. Социальные потребности общества во многом будут зависеть от того, как будет формироваться социально-правовой механизм их регулирования. Стратегия государства в отношении гражданского общества, реализуемая в деятельности PR-услуг органов государственной власти, проявляется, прежде всего, в определенной информационной политике. В настоящее время она имеет большое значение в деятельности государственных органов, что связано с вступлением человечества в новый этап развития — информационное общество.
В этих условиях трудно переоценить важность работы PR-служб и управления PR-поддержкой социальных проектов в государственном секторе, а названия и спектр таких услуг могут быть разными. PR-службы призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать образовательную и информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов, а также сопутствующих социальных проектов [6].
Литература:
- Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для СПО / О. В. Солодянкина. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.
- Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для акаде-мического бакалавриата / В. Н. Стегний. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 182 с.
- Селезнев, П. С. Управление социальными проектами /П. С. Селезнев, С. С. Жук, Монография https://rucont.ru/file.ashx?guid=95168aed-cbaf-46b0-aa92–6e044c3f5df1
- Данные Воронежстата. — URL: http://voronezhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/voronezhstat/ru/statistics/ (дата обращения: 03.12.2018)
- Шубина Е. А. Качество жизни как критерий социальной эффективности управления регионом российской федерации / Е. А. Шубина, Н. В. Шабуцкая // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). — 2014.- № 8–1 (47). — С. 338–347.
- Нисневич Ю. А. Государственная информационная политика и ее роль в деятельности. — URL: PR-служб https://www.hse.ru/data/2012/12/04 /1301970333/PR.pdf (дата обращения: 03.12.2018)