Совершенствование содержания форм и методов организации самостоятельной работы учащихся начальных классов, в возрасте 8–9 лет, диктуется общемировыми тенденциями в области образования.
Для эффективной организации самостоятельной работы требуется учитывать все компоненты её структуры, а именно: положительная мотивация учащихся, правильная постановка учебных задач учителем, организации учебных действий, организация контроля над выполнением поставленных заданий. Если следовать данной логике построения самостоятельной работы, тогда данный процесс должен обеспечить формирование творческого потенциала, гибкость мышления, внутреннюю мотивацию учащихся начальных классов [8, c.60].
При организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий на уроках в начальных классах, следует соблюдать определенные требования. Данные требования отразил в своих трудах автор Каменецкий С. Е., по его мнению, система самостоятельной работы учащихся при использовании ИКТ должна строиться следующим образом:
- Система самостоятельной работы должна способствовать решению основных дидактических задач. Так Каменецкий С. Е. писал, что ученику необходимо, прежде усвоить полученные знания и развить познавательные способности, так что бы он смог, впоследствии самостоятельно применять их на практике.
- Система самостоятельной работы должна удовлетворять основным принципам дидактики. Организация самостоятельной работы должна быть вплотную связана с теорией, практикой, а также с основными принципами обучения.
- Самостоятельная работа должна быть разнообразной по учебной цели и содержанию. Правильно организованная самостоятельная работа должна обеспечить у младших школьников формирование различных умений и навыков.
- Основой самостоятельной работы является необходимость последовательности выполнения домашних и классных самостоятельных работ. Использование домашних и классных самостоятельных работа, в прутике организации самостоятельной работы, должны логически вытекать из предыдущих заданий и готовить почву для выполнения последующих [6, c.90].
Беспалько В. П., в своей статье пишет, что эффективность самостоятельной работы зависит от условий, которые обеспечивают организацию и планирование. Автор утверждает, что создание таких условий требует от учителя знаний психолого-педагогической специфике содержания прямых методов управления познавательной деятельностью учащихся. Кроме того, важным является и умение учителя реализовывать требование своевременного и последовательного включения самостоятельных работ в процесс обучения. При подготовке самостоятельной работы, следует учитывать, что она, как и любой вид учебного труда, остается нейтральной по отношению к характеру познавательной деятельности обучаемых. Другими словами, если учитель предварительно не сформулировал цели работы и не подобрал систему познавательных задач, решение которых позволит достичь сформулированных целей — самостоятельная работа не получится [2, c.13].
Сыромятникова И. А. разделила самостоятельную работу на несколько этапов [8, c.90].
1 Этап. Актуализация знаний. Данный этап включает задания, которые направлены на формирование общего способа действий.
2 Этап. Решение поставленной учебной задачи. Данный этап содержит задания, в которых новая информация не предоставляется учащимся уже в готовом виде. Наоборот, вся новая информация, полученная учениками, является результатом (или продуктом) их самостоятельной деятельности (знакомство с новыми компьютерными ресурсами, программами, онлайн-тренажёрами). Сыромятникова И. А. рекомендует проводить данный этап самостоятельной работы в групповой или парной форме.
3 Этап. Решение практических задач. На данном этапе задания формулируются таким образом, чтобы учащийся мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее, и мог пользоваться уже изученными способами при владении ИКТ.
4 Этап. Контроль и самоконтроль. Основные требования к заданиям для самостоятельной работы на данном этапе состоят в том, что они должны предлагаться в определённых условиях, которые побуждают учащихся к продуктивной мыслительной деятельности [8, c.90].
Королько А. Н. пишет, что при организации самостоятельной работы необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся. Автор утверждает, что в основном, учителя начальных классов используют самостоятельную работу в процессе закрепления и контроля учебного материала, но иногда забывают о возможности организации самостоятельной деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Учитель должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе выполнения самостоятельной работы. Завышение объема работы вызывает у школьников состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. Королько А. Н. утверждает, что постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:
1) Путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся.
2) Путем усложнения содержания задания.
3) Путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя [7, c.112].
Буряк В. К. считает, что при планировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Поэтому, чтобы сэкономить время на уроке и лучше организовать работу, автор предлагает учителю, предварительно самому, выполнить задания для самостоятельной работы учащихся. Тогда время, затраченное учителем на выполнение одного задания, необходимо умножить на 3 — именно столько минут потребуется учащимся для выполнения задания. В ходе выполнения задания учитель сможет понять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учащихся [4, c.23].
Болсуновская Н. А., в своей статье обращает внимание на важность использования ИКТ при организации самостоятельной работы. Автор пишет, что задания для самостоятельной работы, с источниками знаний, при получении новой информации в использовании ИКТ могут быть различными по своей теме, предмету и составу [3, c.10].
Белкин Е. Л. приводит некоторые примеры заданий для самостоятельной работы с использованием ИКТ:
1. Использование различных онлайн-тестов.
2. Инструкции или планы, которые выводятся на экран в классе.
3. Задачи количественные, качественные, познавательные — (поиск новых знаний, поиск новых способов получения знаний при использовании онлайн-программ или компьютерных тренажёров).
4. Задачи тренировочные — (закрепление знаний, закрепление способов получения знаний при использовании онлайн-программ и л компьютерных тренажёров) [8, с.3].
Особенно ценные рекомендации даёт автор Истомина Н. Б. В своей книге, автор рассматривает самостоятельную работу не только как средство формирования знаний и навыков, но и как условие, позволяющее учащимся проявить максимум инициативы и самостоятельности в процессе их выполнения. Истомина Н. Б. считает, что в самостоятельную работу целесообразно включать задания, одинаковые по содержанию и различные по способу выполнения. Именно использование таких задач является эффективным в плане самостоятельного развития [5, c.50].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что преимущество самостоятельной работы на уроках в начальных классах, состоит в том, что самостоятельная работа имеет в первую очередь благоприятные возможности для сочетания всех видов работ (фронтальной, групповой и индивидуальной). Самостоятельная работа позволяет учителю систематически и последовательно приобщать учащихся к самоорганизации. Благодаря правильной организации самостоятельной работы учитель может управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся. Организация самостоятельной работы в начальных классах позволяет обучающимся самим определить практические действия и операции, которые могут помочь им в познавательной учебной деятельности.
Литература:
- Белкин Е. Л., Теребулина Н. А., Киселева Т. Г. К вопросу о классификации самостоятельной деятельности // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе. — Волгоград, 20013. — С. 3–10.
- Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. — М.: Издательство Московского психолого-социологического института, 2012. — 180 с.
- Болсуновская Н. А. Новые практики организации школьной психологической службы в свете информатизации системы образования. Электронный ресурс: Практика системы образования. URL: www.som.fio.ru
- Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. — М.: Просвещение, 2014. 156 с.
- Истомина И. Б. Готовимся к школе. — М.: Прсвещение, 2015. — 90 с.
- Каменецкий С. Е., Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Теория и методика обучения в школе. — М.: Академия, 2013. — 230 с.
- Королько А. Н. Организация самостоятельной работы младших школьников: теоретический аспект. // Журнал «1 сентября», 2015. С. 309–312.
- Сыромятникова И. А. Организация самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения. — М.: АСТ, 2016. — 113 с.