Элементы творчества на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Элементы творчества на уроках русского языка / В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко, В. М. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54528/ (дата обращения: 18.12.2024).



Дети — это отдых, миг покоя кроткий

Богу у кроватки трепетный обет,

Дети — это мира нежные загадки,

И в самих загадках кроется ответ.

В. А. Жуковский

Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности детей, в чтении книги, в изучении русского языка. Творческая деятельность присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической. Творчество можно расценить как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.

В уроки сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания. Сказки — верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться, выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев.

Развитие речи учащихся — одна из важнейших проблем современной школы. Эта проблема может быть разрешена только в ходе всей учебной деятельности. Обучая детей, мы используем в учебно-воспитательной работе такие методы и приёмы, подобранные и составленные им, в процессе выполнения которых у учащихся формируются знания, умения и навыки и одновременно вырабатываются и совершенствуются интеллектуальные качества. Для организации процесса обучения мы используем мобилизующий этап урока, который проходит сразу после организационного момента. Этот этап позволяет нам решать следующие задачи:

1) в самом начале урока задаётся высокий уровень вовлечённости школьника в учебную деятельность и обеспечивается развитие его важнейших интеллектуальных качеств (устной речи, внимания, памяти, мышления), которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на формирование знаний, умений и навыков;

2) осуществляется повторение изученного языкового материала;

3) на основе используемого, на этом этапе материала учащиеся с той или иной степенью самостоятельности предопределяют и формулируют тему и цель урока.

При изучении темы: «Как сочетаются слова» на доске выполняется запись: деревянный стол, водяной стол, воздушный шар, воздушный теплоход, грецкий орех, грецкий язык. Учитель предлагает посмотреть на записанные сочетания слов и сделать вывод. Дети рассуждают, что они не знают таких понятий, как водяной стол, воздушный теплоход и грецкий язык и делают вывод: слова могут сочетаться, а могут и не сочетаться друг с другом. От чего зависит сочетание слов? Дети рассуждают: это зависит от того, есть ли между значениями слов что-то общее, что их объединяет. Затем коллективно читается вывод в учебнике на стр.15 / Русский язык ч.II по программе «Начальная школа ХХI века».

Высшим уровнем развития письменной речи учащихся является творческая работа, предполагающая высокую степень активности и познавательной самостоятельности младших школьников. Цель творческих упражнений — создание чего-то нового, оригинального, предложенного учителем или подобранного учащимися материала. Творческие письменные работы оживляют уроки, увлекают учеников мыслеречевой деятельностью, нередко вносят элемент соревнования.

Наиболее эффективным методом включения школьников в творческую деятельность на уроке, мы уверены, является самостоятельная работа — выполнение различных текстовых упражнений под руководством учителя, но без его непосредственного участия. При этом мы ставим вопросы, направляем деятельность учеников, предлагаем исходный материал. Учащиеся анализируют его, формулируют задание, самостоятельно контролируют и оценивают процесс работы над ним.

Рассмотрим некоторые виды творческих письменных упражнений, способствующих развитию речемыслительной деятельности младших школьников. Так уже в 1 классе выполняются задания творческого характера, конечная цель которых — обучение составлению рассказов. Например:

1. По серии сюжетных картинок устно закончите рассказ, придумайте заголовок.

Был тёплый день. Алёша пошёл в лес. Идёт он и видит- лежит ёжик.

2. Составьте связный рассказ по картинке «Семья», используя ответы на вопросы: кто пишет? Кто играет? Что делает бабушка.

При этом детям предлагается в помощь начало рассказа (Вся семья в сборе…) и его концовка (В семье все заняты делом. Хорошо в ней живётся и взрослым. и детям).

Во втором классе по программе «Начальная школа ХХ I века» учимся составлять тексты по его началу, составлять тексты, если есть окончание, составлять тексты из абзацев, по заголовку и ключевым словам, учимся составлять план текста, текст по плану, учимся составлять тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения, работаем с деформированными текстами. Очень интересно проходит создание текста по кругу по заданному учителем предложению. Этот вид письменных упражнений проводится в группах по 4–5 человек. Мы контролируем время выполнения задания. Этапы работы:

  1. Каждый ученик получает лист бумаги. Первое предложение записывается всеми. Например: Мой дедушка.
  2. Затем каждый ученик передаёт свой лист по кругу с записанным предложением справа сидящему однокласснику.
  3. В течение 2–3 минут ученики должны написать на полученных ими листах 1–2 предложения, соответствующих содержанию первого предложения.
  4. Далее листы передаются по кругу и текст дополняется новым предложением. Работа продолжается до тех пор, пока каждый лист не сделает полный круг и вернётся к своему хозяину, который должен написать обобщающее предложение ко всему тексту.
  5. Каждый ученик зачитывает получившееся у него сочинение. Одновременно учитель указывает на ошибки, допущенные при составлении текста.

Пример текста, составленного учащимися:

Моего дедушку зовут Николай Петрович. Он работал на Стойленском ГОКе. Теперь мой дедушка на пенсии. Он любит со мной гулять, играть в игры. Вечером дедушка смотрит по телевизору новости или читает газету. Когда вся семья идёт пить чай, то он рассказывает новости. Я люблю своего деда.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь /Л. С. Выготский.- М.: Просвещение, 1999.-127с.
  2. Кирсанов, А. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе /А. А. Кирсанов, Ж.А Зайцева.- Казань, 1995,-136с.
  3. Смирнова, О. И. Творческие письменные работы как средство совершенствования речемыслительной деятельности //Начальная школа плюс до и после.-2008г.-№ 6-с.20–23
Основные термины (генерируются автоматически): мой дедушка, ребенок, текст, водяной стол, воздушный теплоход, грецкий язык, Начальная школа, Русский язык, творческая деятельность, учащийся, учебная деятельность, ученик.


Задать вопрос