В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.
Ключевые слова: правовая компетенция, урок обществознания, ситуационные задачи, правовой компонент.
Практически все современные мировые образовательные стандарты, требования потенциальных работодателей, общественные запросы, с целью воспитания нового типа выпускников, требуют от образовательных систем перехода на новые образовательные концепции. Одной из таких необходимых мер является переход на компетентностный подход, так, в российском федеральном государственном образовательном стандарте он выступает в качестве основы. [1]
Это означает, что школьное образование (для формирования конкурентоспособной, квалифицированной, социализированной и всесторонне развитой личности) должно быть направлено не только на получение учащимися теоретических знаний, но и активно способствовать формированию самостоятельности, мотивации, социально-практических знаний, умений и навыков.
Правовая компетентность учащихся является одной из самых актуальных в современном обществе. Острота ее необходимости диктуется проблемами и противоречиями самой жизни- рост преступности, алкоголизма, наркомании среди подростков, экономическая и политическая нестабильность в мировом сообществе.
На данный момент правовую подготовку можно рассматривать как часть гражданского, обществоведческого образования: не во всех классах преподаются отдельные уроки права, не все учителя имею должную юридическую, правовую подготовку, не всегда бывает достаточно учебных часов для полноценного, полного освоения правовой компетенции.
Всю основную нагрузку по правовому образованию берет на себя урок обществознания, так как является комплексом дисциплин и включает в себе раздел «Право». Однако, даже так учебного времени будет недостаточно, и тут нужны комплексные педагогические инструменты, которые включают в себя диагностику всех планируемых результатов (предметные, метапредметные, личностные), самостоятельность, творческую инициативу, способность находить нетрадиционные решения социальных ситуаций и носящие тренирующие, моделирующие жизнь характер.
Одним из таких инструментов моделирования реальной жизни, диагностикой социализации, правовой компетенции, универсальных учебных действий являются ситуационные задачи.
Ситуационные задачи — это набор фрагментов информации в текстовом, графическом, знаковом виде представляющие какую-нибудь реальную или квазиреальную (искусственно созданную) ситуацию нуждающеюся в решении.
Использование ситуационных задач на школьных уроках еще недостаточно развито, практически не издаются сборники ситуационных задач по предметам, в том числе по обществознанию и по праву. Однако, научные исследования в этом направлении уже идут, например Л. С. Илюшин занимается принципами конструирования ситуационных задач. [2]
Для развития правовой компетенции учащихся целесообразно включать в задачу правовой компонент — элемент, содержащий в себе какую-нибудь правовую информацию, факт, понятие или ситуацию в целом. Такой способ способствует формированию правового образа жизни не способом заучивания, а путем переживания, «погружения» и приобретения смоделированного социального опыта.
Кроме того, решение ситуационных задач с правовым компонентом может выступать в качестве инструмента диагностики правовой компетентности и оценивать все ее компоненты:
- Когнитивный компонент: правовые знания, знания правил поведения, обязанностей;
- Мотивационно- ценностный компонент: ценностное отношение к праву, уважение закона, прав и свобод других людей, позитивные правовые установки, направленность на законопослушное поведение;
- Поведенческий компонент: умение работать с правовой информацией, умение применять правовые знания на практике, осознанное отношение к своим правам и сознательное контролирование своего правового поведения. [5]
Одним из важных моментов в составлении задачи является то, что в содержании не должно быть готового ответа, задача должна носить репродуктивный характер, ограничивать творческое, креативное, критическое мышление учащихся. [4]
При использовании ситуационных задач на уроке нужно помнить, что процесс решения задачи может быть как индивидуальным, так и коллективным, так же необходимо сразу обозначить временные сроки решения задачи, учитывая организационную стадию, стадию анализа ситуации, рабочую и завершающий этапы. [3]
Кроме того, несмотря на свободный характер решения смоделированной ситуации у учителя обязательно должен быть эталон решения задачи. Это поможет не только при проверке и оценке решений, но и поспособствует выработке направления коррекционной работы.
Каждое решение ситуационной задачи с правовым компонентом должно завершаться рефлексивными вопросами: «что нового я узнал?», «какие выводы я сделал?», «что мне понравилось в решении задачи другими учащимися?».
Открытым остается вопрос об оценивании решений ситуационных задач. Если за когнитивный компонент можно поставить оценку, то за мотивационно- оценочный и поведенческий компоненты отметки ставить невозможно в силу их специфики. Эти компоненты целиком направлены на диагностику социализации и воспитание правового образа жизни.
Таким образом, можем прийти к выводу, что применение ситуационных задач помимо своих диагностических, мониторинговых возможностей, позволяет оптимизировать образовательный процесс, повышает уровень усвоения значительного объема информации за определенный период времени, при благоприятном разрешении ситуации способствует выработке опыта социального поведения, повышает самооценку, уверенность в себе и развивает способность к принятию решений, а коллективный разбор ситуационной задачи улучшает эмоциональный, коммуникативный фон в классе.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден 17.05.2012).- URL: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 29.11.2018)
- Илюшин, Л. С. Разработка урока с использованием «Конструктора задач» /Илюшин Л.С // Народное образование. — 2013. -№ 2. -С.159–167.
- Организационное поведение: учеб. пособие / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. -2-е издание. -М.: Магистр, 2013. 464 с.
- Петрова, Т. А. Методика работы с ситуационными задачами /Петрова Т.А // Вестник ЧГГА. -2012. -№ 3. -С.184–187.
- Соболева, М. А. Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы здравоохранения /Соболева М.А // Педагогическое мастерство: II Междунар. науч. конф. (г.Москва, декабрь 2012 г.) -М.: Буки-Веди, 2012.- 276 с.