В данной статье рассмотрены подходы к анализу эффективности внедрения ERP-систем в организациях строительной отрасли. Для принятия решения о применении автоматизированной системы управления в организации в первую очередь необходимо определить измеримые цели и задачи проекта, а также оценить эффективность процесса внедрения.
Ключевые слова: ERP-система, эффективность, KPI, строительство, бизнес-процесс
Существующая в строительной отрасли жесткая ценовая конкуренция и нестабильная макроэкономическая ситуация приводят к тому, что в большинстве организаций невозможно компенсировать последствия избыточных затрат, возникающих при ее неотлаженных бизнес-процессах, за счет повышения стоимости продаваемой продукции. В связи с этим, одной из основных задач менеджмента будет являться снижение внутренних издержек компании с помощью оптимизации бизнес-процессов [3, c.7].
В последнее время в строительстве нашли широкое применение автоматизированные системы управления, такие как ERP-системы. ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) — это набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированную информационную среду (ИИС) для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия.
ERP включает в себя (но не ограничена):
‒ Управление финансами;
‒ Управление материальными потоками;
‒ Управление производством;
‒ Управление проектами;
‒ Управление сервисным обслуживанием;
‒ Управление качеством;
‒ Управление персоналом.
ERP-система позволяет решить следующие задачи, стоящие перед организацией строительной отрасли:
‒ Вести учет договоров с генеральными подрядчиками и подрядчиками.
‒ Автоматически формировать сетевые план-графики поставки на объекты материалов, оборудования, техники, графики производства работ, а также отслеживать их выполнение;
‒ Учитывать фактическое выполнение работ с заказчиком и подрядчиком и фактическом и финансовом выражении;
‒ Вести управленческий учет движения денег в разрезе как одной компании, так и холдинга
‒ Вести взаиморасчеты с заказчиками, подрядчиками, поставщиками.
‒ Автоматически формировать финансовые планы как одной строительной компании, так и всей группы компаний.
‒ Планировать выполнение собственных работ и автоматически рассчитывать потребности в ресурсах.
‒ Формировать сводную карточку объекта, включающую все взаимоотношения с заказчиками и подрядчиками в рамках объекта (по финансам и выполненным работам).
‒ Вести учет деятельности любого количества предприятий, входящих в группу компаний.
‒ Получать своевременные напоминания о различных событиях: сроках договоров, их этапов, отдельных видов работ, а также о предстоящих и просроченных платежах.
‒ Контролировать сроки визирования, хранение и перемещение экземпляров документов между сотрудниками [2, c.142].
Реализация мероприятия по автоматизации системы управления позволит согласовать цели и задачи, стоящие перед компанией с целями и задачами, стоящими перед отдельными подразделениями и топ-менеджерами, чёткое понять функции, ответственность и требования к сотрудникам для построения эффективной системы управления компанией, сформировать целевую бизнес-модель компании для внедрения корпоративной информационной системы.
Для оценки эффективности внедрения ERP-системы используется большое количество методик и подходов, предложенных компаниями-разработчиками ERP-систем: показатели оценки результатов, методы инвестиционного менеджмента и экономического анализа, методика C/SCSC, ресурсный анализ, процессный подход, сбалансированная карта оценок и др. [1, c.57].
Проблема оценки эффективности ERP-систем состоит в том, что точно оценить экономические выгоды от внедрения не всегда представляется возможным, в связи с тем, что положительный результат внедрения виден не сразу и зависит от многих факторов [5]. Помимо этого, не все экономические выгоды можно оценить в количественном выражении. Соответственно, любая оценка экономической эффективности ERP-системы носит условный характер.
Для оценки эффективности внедрения ERP-систем более целесообразным является подход, основанный на четкой постановке измеримых целей перед началом проекта и контроле их достижения по его результатам. Четко поставив цели и сформулировав задачи внедрения информационной системы в начале проекта, организация тем самым сама определяет результаты, которых необходимо достигнуть. Если команда, занимающаяся реализацией проекта введения ERP, точно не представляет, какие цели должны быть достигнуты путем внедрения системы, то эти цели и задачи не найдут своего отражения в подходе к организации проекта, в функциональных возможностях и дизайне программы. Повышение внимания к целям проекта гарантирует его успех и дальнейшее эффективное ведение бизнеса [4].
В качестве плановых показателей эффективности внедрения интегрированной системы могут выступать: сокращение срока строительства, увеличение выручки, уменьшение оборотных средств в запасах, снижение себестоимости и т. д.
Распределение таких показателей на «подцели» по уровням управления и функциональным бизнес-процессам, функциональным вертикалям (группам однородных функций на различных уровнях управления организации) позволит лучше представить возможные риски и определить точные показатели эффективности для каждого подразделения и сотрудника.
Ключевые показатели результата деятельности (KPI):
KPI — управленческий инструмент контроля за деятельностью функциональных подразделений(вертикалей) компании. KPI позволяют производить контроль деловой активности сотрудников, подразделений и компании в целом. Для термина «key performance indicators (KPI)» зачастую используется русский перевод «ключевые показатели эффективности».
‒ KPI позволяют контролировать эффективность процессов, подразделений, сотрудников;
‒ KPI должны быть четко определены для всех участников бизнес-процесса и соответствовать матрице ролей и ответственности;
‒ ответственность за разработку KPI в рамках своего функционального подразделения (вертикали) несет ее руководитель;
‒ каждый KPI должен иметь четкий алгоритм расчета значения;
‒ реестр KPI представляет собой агрегированный перечень всех KPI верхнего уровня;
‒ реестр KPI является базой для системы мотивации соответствующих подразделений и сотрудников вертикалей.
Построения эффективной организационной модели с множеством функциональных вертикалей необходимо каскадирование целей на все уровни функциональных вертикалей с помощью пирамиды целей функций (KPI), а также определение взаимосвязей функциональных вертикалей с показателями TSR (EBITDA, Долг/EBITDA, IRR портфеля, ценность портфеля компаний, прибыль на акцию). Схема каскадирования целей и определение взаимосвязей функциональных вертикалей с показателями TSR представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема каскадирования целей организации и определение взаимосвязей функциональных вертикалей с показателями TSR (доработано автором)
Кроме измеряемых показателей отслеживают также качественные эффекты внедрения системы, к которым относят: возрастание инвестиционной привлекательности предприятия, увеличение капитализации за счет внедрения современных информационных технологий, формирование единой информационной среды, повышение организационной дисциплины [4].
Таким образом, несмотря на имеющиеся практические сложности, оценка экономической эффективности внедрения ERP-систем — важный этап, позволяющий выявить оптимальный уровень затрат предприятия. Полученная в итоге система будет способствовать повышению эффективности управления предприятием [5].
Оценка эффективности дает не только возможность рассчитать бюджет будущего проекта и реально оценить все ресурсы, которые потребуются для его реализации, но и успешно реорганизовать бизнес-процессы организации и усилить контроль за функциональностью системы — определения вовлечения бизнеса и детального описания требуемых функций для решения поставленных целей и задач.
Литература:
- Бабенчук С. П. Методологии внедрения ERP-систем и управления проектами. Подходы к оценке эффективности внедрения ERP // Открытое образование. 2011. № 6. — С.51–59.
- Ларин В. И., Волков Я. А. Функции и внедрение, анализ ошибок ERP-систем в строительстве // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум — 2018". — М.:, 2018. — С. 141–150.
- Савельев, И. В. Модель принятия решения о внедрении ERP-системы на предприятии: дис.... канд. экон. наук: 08.00.13 — Математические и инструментальные методы экономики / Мск. гос. ун-т экономики статистики иинформатики. М:., 2013. 157 с.
- Целесообразность внедрения ERP: экономическая выгода и прибыль // Корпоративный менеджмент. URL: https://www.cfin.ru/itm/kis/expedience.shtml (дата обращения: 3.12.2018).
- Экономический эффект от внедрения ERP-систем «1С» // 1С:ERP Управление предприятием 2. URL: https://tab-is.ru/1s-erp-upravlenie-predprijatiem-2–2/jekonomicheskij-jeffekt-ot-vnedrenija-erp-sistem-1s/ (дата обращения: 3.12.2018).