Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании ребенка. В основе «Новой философии «взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты, включая ДОУ, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную и образовательную деятельность. Воспитанию, образованию и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении посвящены исследования таких ученых как: М. И. Лисиной, А. В. Мудрика, Д. Б. Эльконина. Так в исследованиях Л. И. Божович, Н. Ф. Виноградовой, А. В. Запорожца, Т. А. Марковой, Ю. Хямяляйнен подчеркивается необходимость помощи семье на всех этапах дошкольного детства. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость обеспечения психологической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей с ориентацией педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Данное утверждение определяет дальнейшие направления педагогической деятельности в области активного участия родителей обучающихся с ОВЗ в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно новых отношений в системе семья и ДОУ. В результате анализа теории и практики в рамках данного вопроса на базе МКДОУ д/с № 451 был организован родительский клуб «Любопытный совенок». Новизну отношений семьи и тифлопедагога определили как «сотрудничество» и «взаимодействие».
Педагогическая деятельность в данном направлении предусматривает обязательное участие родителей в коррекционно-педагогической работе, разработке и осуществлении индивидуального образовательного маршрута воспитания и развития дошкольника с нарушением зрения. Участие тифлопедагога в решении поставленной цели выражается в том, чтобы научить родителей ребенка с нарушением зрения приемам и методам его воспитания и развития с учетом особенностей и потенциальных возможностей обучающегося с ОВЗ.
Опираясь на методические разработки Метеновой О.И, Давыдовой Е.П, определили содержание педагогической деятельности по взаимодействию с родителями.
Таким образом, успех плодотворного взаимодействия педагога и родителя, в рамках новой философии, основывается на принципах доверия, диалога, партнерства.
- Доверие — родители, уверены в хорошем отношении к своему ребенку. Педагог, в свою очередь не должны торопиться с оценками в его развитии.
- Педагог демонстрирует конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
- Информация динамична (раз в неделю обновляется материал на стенде для родителей).
- Родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, присутствовать на занятиях, во время режимных моментов, практикуется в “Дни открытых дверей”, по просьбе педагога, либо по желанию родителей.
- Линия взаимодействия педагога и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги имеют возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания (собрания-дебаты, индивидуальное общение, встречи по интересам в “Родительском клубе”).
- Дифференцированный подход. Взаимодействие с малой группой родителей, имеющих сходные проблемы в воспитании и развитии ребенка (например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон развитие зрительного восприятия и зрительных функций)
Основная деятельность родительского клуба заключается в оказании профессиональной помощи семье, при сохранении роли семьи с более полной реализацией ее воспитательной функции.
Данная деятельность реализуется через решение следующих задач:
‒ воспитание уважения к детству и родительству;
‒ взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
‒ повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
‒ оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
‒ использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основными показателями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между педагогами и семьей, считаем следующие:
‒ изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
‒ открытость детского сада семье; (это означает гибкий, дифференцированный образовательный процесс, открытость педагога перед родителями, активное вовлечение семьи в коррекционно-педагогический процесс (презентация мастер-классов родителями для детей в рамках изучаемой темы)
‒ ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Строя работу с родителями придерживаемся следующей тактики:
‒ семьи, воспитывающие «особенного ребенка», в том числе, ребенка с косоглазием и амблиопией, требуют к себе индивидуального подхода, основанного на изучении проблем это семьи и организации поддержки, как психолого-педагогической, так и информационной.
В течение каждого года предусмотрено проведения пяти встреч с родителями с применением нетрадиционных приемов в работе, индивидуальные консультации и наглядно — информационные формы работы. В наглядно-информационные формы работы входит: ежемесячная информация о прохождении детьми офтальмологического лечения и остроты зрения детей — «Экран зрения». Еженедельная информация по теме неделе, включающая игры и задания, в которые родители могут поиграть с детьми в домашних условиях, так же папки с консультационными и информационными материалами для чтения родителей, презентация игр и пособий по изучаемой на недели теме (уголок-выставка). В работе родительского клуба участвует врач — офтальмолог, воспитатели и специалисты ДОУ.
В условиях семьи родители приучают ребенка к выполнению того режима, который есть детском саду, к элементарным бытовым навыкам, к потребности в перцептивных действиях, к общению со сверстниками. В этот период общения с родителями не ограничивается консультациями. Родители приглашаются для того, чтобы пронаблюдать жизнь дошкольников в группе. Такое посещение оказывает существенное влияние на осознание родителями своей роли по отношению к слепому и слабовидящему сыну или дочке, вселяет уверенность и надежду в перспективы развития «ничего не умеющего и ничего не знающего ребенка».
Уже, в рамках работы территориальной медико-педагогической комиссии по отбору детей в детский сад, начинается систематическая и целенаправленная работа тифлопедагогов с родителями детей, поступающих в специальное дошкольное учреждение. В беседе с родителями выясняем позиции всех членов семьи по отношению к ребенку. Выявляя позиции родителей, определяем выбор целей и содержания коррекционно-педагогической работы в группе. Очень эффективным средством изменения позиции родителей, которые не верят в возможности своих детей, видя свое назначение лишь в создании «благоприятных» условий для жизни, явились примеры о незрячих и слабовидящих, достигшими высокого уровня интеллектуального развития и принимающими активное участие в обществе (Лии Брайль, Галилео Галилей, Лобачевский, Андреа Бочелли, Хелен Келлер, Клод Моне).
В своей педагогической деятельности, в рамках работы с родительской общественностью, используем не только традиционные методы работы, но и нетрадиционные. Предлагаем, следующие апробированные формы работы:
«Педагогическая лаборатория».
Данная форма работы проводится в начале или в конце учебного года. Обсуждаем участие родителей в различных мероприятиях. Предварительно проводим анкетирование «Родитель — ребенок — детский сад». Далее обсуждаем намеченные мероприятия, анализируем прошедшие. В конце года, используем данную технологию, подводим итоги прошедшего года, анализируем достижения и ошибки (примерные темы встреч: «Развитие сенсорного опыта обучающихся с ОВЗ», «Развитие цветового восприятия у обучающихся с ОВЗ»; «Помоги ребенку познать мир» и т. д.
«Аукцион»
Встречи проходят в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, в рамках темы: «развитие зрительного восприятия». Совместно с родителями анализируем возможности развития зрительных функций его у ребенка, предлагается родителям поделиться советами, своим опытом. Все проходит в виде игры, за каждый совет родители получают фишки (т. е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, помещаем на стенд «Копилка родительского опыта».
«Семинар-практикум»
Данные встречи проходят с участием воспитателя, родителей, психолога логопеда. Совместно с родителями осуществляем обыгрывание или решение проблемных ситуаций, используя элементы тренинга. Определяется тема, например: «Полисенсорное развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Вспоминаем игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей (дидактические игры и пособия своими руками) или Лепбук технология.
«Мастер-класс»
Это встреча, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Родители делятся практическими советами, показывают ролевую сценку или игру.
«Вечера вопросов иответов»
Предварительно родителям предлагается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения вопросов со специалистами, другими родителями подбираем оптимальные пути их решения.
«Коллективная запись»
Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и демонстрируется информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации и заносят в записную книжку. Затем записи передаются тифлопедагогу, в процессе суммируем, и группой проводим обсуждение.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательно-образовательную проблему расширяется. Встреча родителей и педагогов делается еще и оживленной, так как она сопровождается показом различной наглядности: детских работ, дидактических игр и пособий, и, конечно же, электронных образовательных ресурсов — презентаций.
Таким образом, об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:
‒ проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
‒ возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
‒ ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
‒ увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, особенностей развития.
‒ стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
‒ размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания и развития;
‒ повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Литература:
- Гудонис В. П. Социально-психологические проблемы интеграции инвалидов по зрению в общество зрячи / В. П. Гудонис // Дефектология. — 1995. — № 2. — С. 32–38.
- Как помочь слепому малышу: Рекомендации для семьи, имеющей ребенка с дефектами зрения / Рекомендации подгот. Всемир. орг. здравоохранения. Женева, 1989 г. // Соц. обеспечение. — 1999. — № 4. — С. 29–31.
- Литвак А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Литвак. — М.: Просвещение, 1985. — 207с.
- Николаева Н. А. Организация методической работы в дошкольном учреждении как средство совершенствования профессиональной деятельности педагогов / Н. А. Николаева // материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания», Оренбург, ОГПУ, июнь 2014. — С. 315–318.
- Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С. В. Алехина // Под.ред. Е. В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.
- Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева. — Москва: Полиграф сервис, 2000. — 124 с.
- Феоктистова В. А. Участие родителей в подготовке слепых детей и подростков к самостоятельной социально-трудовой жизни в обществе / В. А. Феоктистова // Сб. Опыт социальной реабилитации незрячей молодежи средствами трудового обучения профориентации. — М.: ВОС, 1988. — С. 11–16.
- Хорош С. М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка / С. М. Хорош // Дефектология. — 1991. — № 3. — С. 88–92.
- Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии / Н. Д. Шматко. — Методич. пособие. — М.: «Аквариум», 2001. — 205 с.