В статье проанализированы основные социальные, культурные и духовные риски и вызовы глобализации и информатизации в контексте снижения социальной и политической стабильности и безопасности России. Выделены основные субъекты деструктивного информационного воздействия, направленные на разрушение духовной самобытности, геополитической устойчивости и национального суверенитета России.
Ключевые слова: информационное общество, информационная безопасность, цифровизация, социальная стабильность, национальная идентичность.
The article analyzes the main social, cultural and spiritual risks and challenges of globalization and informatization in the context of reducing social and political stability and security of Russia. The main subjects of the destructive information impact, aimed at the destruction of spiritual identity, geopolitical stability and national sovereignty of Russia, are identified.
Keywords: information society, information security, digitalization, social stability, national identity.
Ключевыми приоритетами эффективного развития российского информационного общества (в соответствии с Указом Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», подписанным в мае 2017 года [1]) являются обеспечение права граждан на доступ к информации, свободу выбора средств получения информации, обеспечение законности и государственной защиты интересов россиян в информационной сфере. Однако цифровой вектор национального развития сопряжен со множеством рисков и угроз. Рассматривая информационные угрозы цифровизации широко, не концентрируясь лишь в рамках технологических вопросов, необходимо отметить проблематику научного, а также идеологического и патриотического сопровождения процессов формирования безопасного информационного общества.
Оценивая взаимовлияние процессов развития информационных технологий и научной активности, Четверикова О. Н. констатирует, что цифровизация пока представляет собой лишь огромный симулякр, вовсе не стимулирующий развитие реальных научно-технических проектов, но наносящий сильнейший удар по фундаментальной науке [2].
Неоднозначность влияния информационных технологий на идеологическую и духовную наполненность общества описывает Колесник А. П., согласно которому, с одной стороны, тотальная информатизация и цифровизация обеспечивает экономический рост и создание ресурсов, которые могут быть направлены на социальное развитие, но с другой стороны, ведет к деструктивной индивидуализации жизни, к социальной, культурной и духовной деградации, а значит, и к снижению качества людских ресурсов, способных противостоять экспансии идеологии, враждебной нашей стране [3]. Соглашаясь с данным мнением, Летуновский П. В. и Никоноров Г. А. указывают, что эпоха господства глобальных информационных технологий даёт возможность воздействовать на духовную сферу общества через информационное пространство с целью ослабления совокупного потенциала общества, что влечёт снижение всех видов безопасности, в том числе и военной. Современное геополитическое противостояние, по оценкам ученого, имеет глубинно-мировоззренческий (цивилизационный) характер. Влияя на массовое политическое сознание, информационное воздействие проявляет себя в качестве фактора, способного вызвать дестабилизацию единого пространства безопасности постбиполярного мира. Среди субъектов деструктивного информационного воздействия можно выделить корпоративные группы журналистов/работников СМИ, коммерческие медиахолдинги и информационные агентства, негосударственные информационно-аналитические агентства и корпорации, сетевые сообщества блогеров, дипломатические ведомства правительств зарубежных государств, депутатские объединения органов представительной власти зарубежных государств, подразделения информационно-психологической борьбы и информационно-психологических операций вооруженных сил, подразделения информационно-психологической борьбы и информационно-психологических операций специальных служб, пропагандистские службы экстремистских движений и террористических организаций, международные неправительственные организации, относимые к категории «иностранных агентов». Главными субъектами воздействия на Россию и её союзников являются США и страны Евросоюза, объединённые в военно-политический блок НАТО, которые рассматривают Россию как естественное препятствие на пути к доминированию атлантического союза в мировом масштабе [4]. Данная специфика отмечена отдельным пунктом в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», в котором прописан приоритет «традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий» [1]. По мнению Колесника А. П., чтобы управление цифровой экономикой и информационным обществом не перешло к транснациональным корпорациям и странам Запада, необходимо поступательное совершенствование национальных систем криптографической защиты, а также создание «иммунитета» к разрушающему влиянию цифровизации и информационных атак на людей, политическую и социальную стабильность [3]. При этом Петрищев Е. В. и Цыбаков Д. Л. делают акцент на том, что запретительные меры (блокировка доступа к информационным ресурсам) неэффективны и, более того, могут приводить к нарушению гражданских прав индивидов и социальных групп. Кроме того, если в качестве вероятного объекта воздействия рассматривается общественность стран постсоветского пространства, запретительные меры со стороны Российской Федерации и ее институтов являются технически и юридически неприменимыми. В этой связи положительный эффект с позиций обеспечения системной социальной и геополитической устойчивости и информационной безопасности России могут принести комплексные стратегии противодействия переформатированию массового политического сознания, предусматривающие взаимодействие с гражданскими институтами, пророссийскими общественным движениями, сетевым экспертными сообществами стран постсоветского пространства [5].
Итак, в эпоху геополитической конкуренции, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, становления цифровой экономики и формирования информационного общества безусловно значимым является оценка проблем и перспектив обеспечения национальной безопасности России в информационной сфере. Вопросы обеспечения информационной безопасности России являются исключительно многоплановыми, в связи с чем их целесообразно рассматривать, выделяя специфические риски и угрозы цифровизации не только с финансово-экономических и непосредственно технологических позиций, но и в контексте социальных, духовных и политико-идеологических вызовов.
Литература:
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»
- АиФ. Четверикова О. Н. Пойдут ли на пользу блага цифровой экономики? [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/money/market/pod_vlastyu_nelyudey_poydut_li_na_polzu_cheloveku_blaga_cifrovoy_ekonomiki (дата обращения 27.11.2018)
- Колесник А. П. Социальные системы в цифровой экономике // Стратегии бизнеса. 2018. № 1 (45). С. 3–11.
- Летуновский П. В., Никоноров Г. А. Современный информационный экстремизм как угроза национальной безопасности России // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 4 (118). С. 28–36.
- Петрищев Е. В., Цыбаков Д. Л. Деструктивное информационно-психологическое воздействие в современной мировой политике: субъекты и технологии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 3–10.